ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255/15 от 29.02.2016 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-255/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2016 года ст. Выселки

Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Прохоренко С.Н.,

при секретаре Кривуля Ж.А.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2, ФИО3, действующих по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ФНС № 3 по Краснодарскому краю о взыскании незаконно уменьшенного материального стимулирования за 3 квартал 2015 года и возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратился в суд к Межрайонной ФНС № 3 по Краснодарскому краю о взыскании незаконно уменьшенного материального стимулирования за 3 квартал 2015 года и возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в налоговых органахон проработал 24 года, в том числе, около 10 лет руководителем налогового органа в Крыловском районе, с февраля 2002года по 31 декабря 2015 г. заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России №3 но Краснодарскому краю.Считает, что в соответствии с должностным регламентом им принимались все меры по координации и контролю за деятельностью отделов. По результатам постоянного анализа проведения работ и оценки ее результатов руководству инспекции еженедельно направлялись докладные записки о результатах, недостатках и предложениях по их устранению. Однако,ответчиком нарушены нормы Федерального закона от 27.07.2014 №379-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» в части распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих (СМС) МРИ ФНС№3 по Краснодарскому краю. За 2 квартал 2014 года истцу значительно был сокращен размер материального стимулирования, протокол комиссии от 25.12.2014 года ему до сих пор не представлен для ознакомления. За 3 квартал 2014года ФИО1 размер материального стимулирования сокращен в два раза по сравнению со 2 кварталом.За третий квартал 2015 года размерматериального стимулирования, выплаченного истцу составил8000 рублей, что значительно меньше, чем у рядовых специалистов отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками. Комиссия по распределению материального стимулирования не проводилась и ФИО1 как члена комиссии, не приглашали. Считает, что назначение ему пониженного размера материального стимулирования в отсутствие достоверно подтвержденной информации о совершении дисциплинарных проступков является дискриминацией по ст. 132 ТК РФ.Просит судвзыскать с Межрайонной ФНС № 3 по Краснодарскому краю незаконно уменьшенный размер материального стимулирования за 3 квартал 2015 года в сумме 88 000 рублей, а такжев счет возмещении морального вреда взыскать с Межрайонной ФНС № 3 по Краснодарскому краю 40 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объёме, подтвердил изложенное в исковом заявлении.

Представители ответчика - Межрайонной ФНС № 3 по Краснодарскому краю ФИО2, ФИО3, - исковые требования не признали, сославшись на доводы и основания, изложенные в письменном отзыве.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 Положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ДФО, инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы в ДФО и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27.04.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» указано, что государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

При поступлении граждан РФ на государственную службу с ними заключается служебный контракт.

Служебный контракт - это соглашение, заключенное между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1 ст. 23 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы.

В судебном заседании установлено, что ответчикприказом № ... от 01.10.2013 годаназначенна должностьзаместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России №3 но Краснодарскому краю. Между ответчиком и истцом заключен служебный контракт № ... от 01.10.2013г.

В соответствии с Положением об инспекции МРИ ФНС России №3 по Краснодарскому краю является территориальным органом и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы в налоговых органах установлены Федеральным законом от 27.04.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ч.1 ст. 3 указанного закона государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. При поступлении граждан РФ на государственную службу с ним заключается служебный контракт.

Согласно должностному регламенту№26 от 01.10.2013 года, должность заместителя начальника МРИ ФНС России №3 по Краснодарскому относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители». Для замещения должности заместителя начальника инспекции установлен ряд требований (раздел II должностного регламента), в том числе наличие профессиональных навыков, необходимых для выполнения работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурных подразделений, оперативное принятия и реализации управленческих и иных решений и т.д. Раздел IX должностного регламента устанавливает показатели эффективности и результаты профессиональной служебной деятельности, где одним из показателей является способность четко организовать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время и расставлять приоритеты, осознанию ответственности за последствия своих действий.

В приказе от 09.10.2015 года № ... о распределении обязанностей между начальником Межрайонной инспекции №3 и его заместителямиуказано, что ФИО1 контролировал деятельность отдела информатизации (вопросы ввода и обработки данных и т.д.), координировал внедрение АИС «Налог-3» и вопросы информационных технологий, являлся главным технологом, который непосредственно должен был обеспечить выполнение «Плана мероприятий по подготовке к внедрению АИС «Налог-3».

Согласно ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

При этом денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

В силу ч. 5 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

Кроме того, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На основании постановления Правительства «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» N611 от 25 сентября 2007 года определено осуществлять материальное стимулирование государственных служащих.

В соответствии с п.2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службыматериальное стимулирование государственных служащих сверх фонда оплаты труда, не входит в состав денежного содержания госслужащего.

Ст.ст.22,191 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено премирование по результатам труда гражданских служащих как право, а не обязанность нанимателя и зависит, в том числе, от количества и качества труда, размера фонда оплаты труда и прочих факторов, влияющих на сам факт и размер премирования. Премии носят стимулирующий характер и устанавливаются при достижении работником и всей организацией в целом определенных показателей и не могут носить привычный и систематический характер наравне с постоянно установленной заработной платой. В отличие от компенсационных выплат, доплаты и надбавки стимулирующего характера и иные поощрительные выплаты не связны с оплатой труда в каких-либо условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. В этой связи определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя.

Согласно п. 4 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, решение о размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.В силу п. 5 Порядка, решение по вопросам материального стимулирования принимаются начальниками Инспекций на основании решения Комиссии, которая определяет оценку эффективности деятельности конкретного работника в налоговом органе за неопределенный период для достижения более высоких результатов в последующем.

Ежеквартально Управление ФНС России по Краснодарскому краю доводит Механизм оценки и Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих. Данные документы являются документами для служебного пользования. 07 декабря 2015 года УФНС России по Краснодарскому краю был доведен механизм распределения средств материального стимулирования за 3 квартал 2015 года. Согласно данного документа материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда и не входит в состав денежного содержания федерального государственного служащего.

Сумма материального стимулирования определяется комиссией по оценке эффективности деятельности, которая оценивает показатели эффективности, а также качество исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими. В Межрайонной ИФНС России №3 по Краснодарскому краю на основании Приказа №... от 09.12.2015 года утвержден состав комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа в 3 квартале 2015 года. В соответствии с п. 1.3.1.2.4. Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, доведенного письмом Управления ФНС России по Краснодарскому краю №09-46/06665дсп@ от 04.12.2015 года, конкретный размер средств материального стимулирования, определенный, исходя из базовой суммы, может быть увеличен или уменьшен и по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа соответствующего уровня устанавливается для заместителей начальников ИФНС - начальником инспекции.

В соответствии с Приложением №2 к Протоколу №1 заседания комиссии МРИ ФНС №3 по Краснодарскому краю по оценке эффективности деятельности были рассмотрены предложения о распределении бюджетных ассигнований за 3 квартал 2015 года заместителям начальника инспекции. Сумма материального стимулирования ФИО1 установлена в размере 10000 рублей.

Из анализа совокупности норм права, в частности, ст.ст. 22, 191 Трудового кодекса РФ премирование по результатам труда гражданских служащих есть право, а не обязанность нанимателя и зависит, в частности, от количества и качества труда, размера фонда оплаты труда и прочих факторов, оказывающих влияние на сам факт и размер премирования.

Премии носят стимулирующий характер и устанавливаются при достижении работником и всей организацией в целом определенных показателей и не могут носить привычный и систематический характер наравне с постоянно установленной заработной платой (окладом, тарифами). В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. В этой связи определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя. При этом уменьшение размера или полное лишение работника стимулирующих выплат в связи с ухудшением показателей в работе или нарушениями дисциплины отдельного работника не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, снижение уровня государственных гарантий, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения гражданским служащим своих обязанностей, в результате чего у него не возникает право на поощрительное вознаграждение, установленное за добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Истцом в порядке требований ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о достижении при выполнении поставленных перед ним задач уровня качества и показателей, обосновывающих выплату премии в заявленном размере.

На основании постановления Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» определено осуществлять материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При этом указанное материальное стимулирование осуществлять в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

В целях реализации положений указанного постановления Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 года N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Кроме того, из анализа положений указанного порядка усматривается, что решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками межрегиональных инспекций в отношении гражданских служащих соответствующих межрегиональных инспекций при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности, для проведения оценки которой, а также качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, и подготовки предложений об объемах материального стимулирования создаются соответствующие Комиссии по оценке эффективности деятельности.

Доводы истца о нарушении ответчиком ст. 132 ТК РФ,не состоятельны,ввиду того,что средства материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ, не являются оплатой труда и не входят в денежное содержания гражданского служащего. И в данном случае увеличение либо уменьшение средств материального стимулирования осуществляется по представлению комиссии, независимо от наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания.

Истцом не представлено доказательств, из содержания которых бы усматривалось соответствие выполняемых ФИО1 служебных обязанностей критериям оценки качества, предусмотренных механизмом распределения бюджетных ассигнований, изложенного в выписках из протоколов заседаний Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС.

Кроме того, согласно вышеприведенным нормам права, установлено, что материальное стимулирование, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации№ 611 от 25.09.2007 года, не входит в состав денежного содержания. В связи с чем, положения ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» на данные выплаты не распространяются.Материальное стимулирование, предусмотренное постановлением Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 годав силу приведенных выше норм права и порядка начисления носит поощрительный характер, и обусловлена рядом обстоятельств, в связи с чем не является гарантированным.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе, требований о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной ФНС № 3 по Краснодарскому краю о взыскании незаконно уменьшенного материального стимулирования за 3 квартал 2015 года и возмещении морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца путем подачи жалобы через Выселковский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2016 года

Судья: подпись. Копия верна.