ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255/2022 от 19.05.2022 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-255/2022

11RS0009-01-2022-000344-60

Решение

Именем Российской Федерации

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2022 года.

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,

при секретаре судебного заседания Моториной М.Н.,

с участием заместителя прокурора Княжпогостского района Республики Коми Поколинской Л.И., ответчика Каракчиевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2022 года в г. Емве гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района, поданному в интересах сельского поселения «Серегово» к Каракчиевой Татьяне Геннадьевне, о взыскании излишне начисленного и выплаченного денежного содержания,

установил:

Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд с иском к Каракчиевой Т.Г. о взыскании 90 745 рублей 69 копеек, как излишне выплаченных ей в качестве денежного содержания главы сельского поселения «Серегово» в 2020 году.

В ходе судебного разбирательства прокурор увеличил исковые требования и просил взыскать с Каракчиевой Т.Г. 96 627 рублей 06 копеек в качестве неосновательного обогащения.

В судебном заседании заместитель прокурора Княжпогостского района Республики Коми Поколинская Л.И. поддержала иск, указав в обоснование, что денежное содержание главы сельского поселения «Серегово» в 2020 году не могло превышать 516 584 рубля, что на 96 627 рублей 06 копеек меньше фактически выплаченного. Прокурор пояснил, что норматив денежного содержания превышен в результате назначения и выплаты Каракчиевой Т.Г. ежемесячных премий.

Представитель третьего лица начальник финансового управления администрации муниципального района «Княжпогостский» Хлюпина Н.А. в судебное заседание не явилась. В ранее проведенном судебном заседании она поддержала исковое заявление, в обоснование своей позиции указала, что денежное содержание главы сельского поселения «Серегово» в 2020 году в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 09.11.2012 № 480 и решения Совета сельского поселения от 25.12.2019 № 4-34/1 не могло превышать 511 468 рублей 80 копеек, а после повышения 01.10.2020 на 4 % – 516 584 рубля. Вопреки установленному нормативу Каракчиева Т.Г. с января по октябрь 2020 года принимала решения о выплате ежемесячных премий, что привело к превышению норматива. Из-за этого в декабре 2020 года бюджет не смог перечислить денежное содержание. После этого Совет сельского поселения «Серегово» принял решение о необходимости пополнения бюджета сельского поселения за счет бюджета муниципального района для исполнения обязательств перед главой сельского поселения.

Каракчиева Т.Г. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что решение о выплате ежемесячных премий принято Советом сельского поселения. Она также указала, что структура денежного содержания главы сельского поселения предусматривает ежемесячные премии, следовательно, их выплата правомерна. По утверждению Каракчиевой Т.Г. необходимость премирования была вызвана передачей в 2020 году полномочий муниципального района «Княжпогостский» сельскому поселению «Серегово» без финансового обеспечения.

Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск, подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно Уставу муниципального образования сельского поселения «Серегово», структуру сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования Совет муниципального образования сельского поселения «Серегово»; Глава муниципального образования сельского поселения «Серегово»; исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления администрация муниципального образования сельского поселения «Серегово» (статья 23 Устава). Совет поселения является постоянно действующим представительным органом поселения, состоит из 10 депутатов, возглавляет его Глава поселения, который является председателем Совета поселения (статьи 24, 26 Устава). Глава сельского поселения «Серегово» одновременно является председателем Совета поселения и руководителем администрации поселения, подконтролен и подотчетен населению непосредственно и Совету поселения, осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (статьи 30, 31 (пункты 8 и 9) Устава. Администрация сельского поселения «Серегово» осуществляет, в том числе, исполнение бюджета поселения (пункт 4 статьи 35 Устава).

Каракчиева Т.Г. избрана главой сельского поселения «Серегово» решением Совета сельского поселения «Серегово» от 30.09.2019 № 4-28/3.

Статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 1).

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2).

Согласно части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В части 1 и 2 этой же статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Решением Совета сельского поселения «Серегово» от 11.12.2019 № 4-32/3 утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования сельского поселения «Серегово», которым установлено, что выборным должностным лицам местного самоуправления в составе оплаты труда предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к которым относятся: ежемесячное денежное поощрение; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; другие выплаты, предусмотренные федеральным законодательством (пункт 2.2 Положения). Размеры должностных окладов, установленные настоящим решением, подлежат изменению (индексации) в сроки и размерах, установленных для изменения (индексации) окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Республики Коми (пункт 2.3).

При формировании фонда оплаты труда сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства на выплату в расчете на финансовый год)

1) ежемесячного денежного поощрения в размере, установленном по соответствующим должностям;

2) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере не более трех должностных окладов с учетом денежного поощрения;

3) районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.

Размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат устанавливаются в размерах, не превышающих норматив формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления и определяются в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 09.11.2021 № 480 «О нормативах формирования в Республике Коми расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления поселения» (пункт 3.1, 3.2 Положения).

Премирование выборных должностных лиц осуществляется после оценки их результатов труда, критерии которых указаны в пункте 5.1 Положения, конкретный размер премии устанавливается ежемесячно распоряжением главы сельского поселения «Серегово» с согласованием депутатов Совета сельского поселения «Серегово» (пункт 5.3 Положения). При наличии экономии фонда оплат труда Положением предусмотрена выплата ежеквартальной, годовой премии.

Решением Совета сельского поселения «Серегово» от 25.12.2019 № 4-34/1 утвержден бюджет сельского поселения «Серегово» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы, согласно которому бюджет поселения дефицитный, на 2020 год в бюджет заложены расходы по высшему должностному лицу органа местного самоуправления (925 99 9 00 00100 121) 511 469 рублей. Указанные денежные средства предоставлены в виде дотаций бюджету сельского поселения «Серегово» из бюджета муниципального района «Княжпогостский».

Денежное содержание в этом размере соответствует нормативу, рассчитанному в соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Коми от 09.11.2012 № 480 «О нормативе формирования в Республике Коми расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления поселений».

На основании Указа Главы Республики Коми от 17.09.2020 № 99 «Об увеличении денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Коми» с 1 октября 2020 года подлежат увеличению в 1,03 раза размеры месячных окладов государственных гражданских служащих Республики Коми.

Следовательно, подлежат увеличению дотации на оплату труда главы поселения в 1,03 раза. В связи с этим, решением Совета сельского поселения «Серегово» от 22.10.2020 № 4-39/3 внесены изменения в пункт 2 решения Совета от 11.12.2019 № 4-32/3, установлен главе сельского поселения должностной оклад в размере 6457 рублей с 01 октября 2020 года.

С учетом повышения с 01.10.2020 денежного содержания норматив формирования расходов на оплату труда выборного должностного лица составил 516 584 рубля.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что из бюджета муниципального района «Княжпогостский» выделены денежные средства в виде дотаций в бюджет сельского поселения «Серегово» на расходы по оплате труда главы сельского поселения «Серегово» в размере 511 469 рублей.

Согласно части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Пунктом 2 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств бюджетные полномочия принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Распоряжениями главы администрации сельского поселения «Серегово» Каракчиевой Т.Г. по согласованию с заместителем председателя Совета поселения Павловым А.Н. от 29.01.2020 № 2, о 28.02.2020 № 9, 30.03.2020 № 16, от 24.04.2020 № 21, от 27.05.2002 № 28, от 22.06.2020 № 35, от 27.07.2020 № 40, от 24.08.2020 № 49,от 28.09.2020 № 57, от 22.10.2020 № 63 разрешено премирование по итогам работы за месяц главы поселения Каракчиевой Т.Г. в виде ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада за фактически отработанное время с января по октябрь 2020 года.

Согласно расчетным листкам за этот период главе сельского поселения Каракчиевой Т.Г. ежемесячно начислялось: должностной оклад – 6267 рублей, доплата за особые условия – 300% (3 должностных оклада), премия – 100 % (1 должностной оклад), районный коэффициент – 20% и северная надбавка – 50%.

С учетом районного коэффициента и северной надбавки с января по октябрь 2020 года Каракчиева Т.Г. необоснованно получила премии в размере 106 539 рублей.

Факт того, что установленного лимита на расходы по оплате труда главы поселения недостаточно для оплаты труда главы поселения, следует из служебной записки и.о. главного бухгалтера администрации сельского поселения «Серегово» от 15.09.2020.

21.10.2020 начальник финансового управления администрации муниципального района «Княжпогостский» направил обращение прокурору района о том, что по состоянию на 12.10.2020 остаток неиспользованных бюджетных назначений по оплате труда выборных должностных лиц сельского поселения «Серегово» составляет 33 986,86 рублей, поскольку из дотаций в сумме 511 479 рублей, предоставленных из бюджета муниципального района «Княжпогостский», на оплату труда главы поселения израсходовано в сумме 477 482,14 рублей. Это свидетельствует о том, что в нарушение требований подпункта 2 пункта 1 статьи 162, пункта 3 статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации со стороны администрации сельского поселения «Серегово» приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.

При разрешении спора суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суммы излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии могут быть удержаны с ответчика исключительно при установлении факта недобросовестности в его действиях.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. Эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

При разрешении настоящего спора суд приходит к выводу о том, что недобросовестность Каракчиевой Т.Г. заключалась в том, что будучи главой сельского поселения «Серегово» и председателем Совета сельского поселения, она знала о порядке премирования, а именно о решении Совета сельского поселения «Серегово» от 11.12.2019 № 4-32/3 утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования сельского поселения «Серегово».

Вопреки этому решению Каракчиевой Т.Г. с января по октябрь 2020 года выносились распоряжения о выплате премий без соблюдения порядка выплаты, а именно без оценки показателей (пункт 5.2) и без согласования депутатов Совета сельского поселения «Серегово».

Кроме того, согласование этих распоряжений только заместителем председателя Совета поселения Павловым А.Н. явно противоречит принятому Советом сельского поселения «Серегово» решению.

Решение Совета сельского поселения «Серегово» от 26.11.2020 № 4-40/4, которым выплата премий признана обоснованной также не свидетельствует о соблюдении порядка выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку показатели премирования не исследовались, а также не принят во внимание пункт 3.2 Положения об оплате труда, согласно которому размеры ежемесячных и иных дополнительных премий не могут превышать норматив, установленный Постановления Правительства Республики Коми от 09.11.2012 № 480.

Утверждения Каракчиевой Т.Г. о том, что при назначении спорных ежемесячных премий учитывалось повышение нагрузки в связи с переданными в 2020 году полномочиями сельскому поселению от муниципального района, противоречат исследованным документам.

Распоряжения Каракчиевой Т.Г. с января по октябрь 2020 года и решение Совета сельского поселения «Серегово» от 26.11.2020 № 4-40/4 не содержат ссылок на эти обстоятельства.

Кроме того, по соглашению о передаче отдельных полномочий муниципального района «Княжпогостский» сельскому поселению «Серегово» из бюджета муниципального района сельскому поселения доведены денежные средства на оплату труда специалистов сельского поселения «Серегово», задействованных в исполнении принятых функций. Несогласие Каракчиевой Т.Г. с размером этих средств не имеет правового значения, поскольку эти обстоятельства не позволяет увеличить расходные обязательства бюджета сельского поселения «Серегово» на оплату труда главы сельского поселения вопреки соглашению.

При принятии решений о выплате премий за весь 2020 года оценка эффективности и соответствующие показатели не учитывались ни по одному из направлений деятельности главы сельского поселения.

Разрешая исковое заявление в рамках заявленных требований, суд считает нашедшим свое подтверждение получение Каракчиевой Т.Г. неосновательного обогащения в размере 96 627 рублей 06 копеек, которое подлежит возврату в бюджет сельского поселения «Серегово».

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Каракчиевой Т.Г. в бюджет муниципального района «Княжпогостский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3099, от уплаты которой был освобожден истец.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми удовлетворить.

Взыскать с Каракчивой Татьяны Геннадьевны в бюджет сельского поселения «Серегово» неосновательное обогащение в размере 96 627 рублей 06 копеек.

Взыскать с Каракчивой Татьяны Геннадьевны в бюджет муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 3099 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья И.А. Степанов