ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255/2023 от 25.12.2023 Красногорского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-255/2023

УИД:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года с. Красногорское

Красногорский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Горбуновой Е.В.,

при секретаре Савиной Е.Н.,

с участием процессуального истца помощника прокурора Красногорского района Алтайского края Бизяевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Алтайского края, Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Алтайского края», Администрации Красногорского сельского совета Красногорского района Алтайского края о понуждении к совершению действий, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в Красногорский районный суд Алтайского края в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением, в котором с учетом уточнённых исковых требований в окончательной редакции, прости возложить на Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (далее КГКУ «Алтайавтодор»), Администрацию Красногорского сельского совета Красногорского района Алтайского края обязанность организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Быстрянка – Красногорское» с км. 26+400м. по км. 28+536м. (по улице Социалистической), на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша» с км. 0 по км. 3+300 м. (по ул. Первомайская, ул. Юбилейная, пер. Мартовский, ул. Чапаева, ул. Октябрьская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Усть – Кажа – Сосновка» с км.0 по км. 3+433 м. (по ул. Советская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Карагайка – Ивановка» с км. 0 по 2+100м. (по ул. Коммунарская) в соответствии с требованиями СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Актуализированная редакция СНиП 23-05-95. Возложить на Министерство транспорта Алтайского края обязанность профинансировать мероприятия по организации КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» стационарного электрического освещения на вышеуказанных участках автомобильных дорог. В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.

В обоснование своих требований процессуальный истец ссылается на то, что прокуратурой Красногорского района Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, требований законодательства о благоустройстве в части организации стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенному пункту.

В ходе проверки исполнения законодательства о безопасности движения, транспортной безопасности установлено, что организация функционального освещения автомобильных дорог, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждённого Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 года №288, расположенных в с. Красногорское, осуществляется не в полной мере: в частности отсутствует стационарное электрическое освещение дорожного покрытия на улицах в с. Красногорское на следующих участках уличной дорожной сети: участках автомобильной дороги «Быстрянка – Красногорское» с км. 26+400м. по км. 28+536м. (по улице Социалистической), на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша» с км. 0 по км. 3+300 м. ( по ул. Первомайская, ул. Юбилейная, пер. Мартовский, ул. Чапаева, ул. Октябрьская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Усть – Кажа – Сосновка» с км.0 по км. 3+433 м. (по ул. Советская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Карагайка – Ивановка» с км. 0 по 2+100м. (по ул. Коммунарская).

Отсутствие линий стационарного электрического освещения оказывает негативное влияние на безопасность дорожного движения и тем самым создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения, а также их имуществу. Ситуацию усугубляет тот факт, что указанные улицы являются путями следования несовершеннолетних к образовательным учреждениям и обратно, то есть имеется риск причинения вреда жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся.

По фактам выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой Красногорского района 18.05.2023 год в адрес КГКУ «Алтайавтодор» было направлено представление об их устранении, которое в части организации стационарного электрического освещения на указанных выше участках автомобильных дорог оставлено без удовлетворения.

Неисполнение перечисленных требований нарушает положения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части организации стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по вышеуказанным населенным пунктам Красногорского района Алтайского края, отсутствие освещения в темное время суток может служить причинами совершения дорожно – транспортных происшествий, совершения преступлений и правонарушений, возникновения травматизма пешеходов, в том числе несовершеннолетними.

Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 года №188, автомобильная дорога «Быстрянка – Красногорское», идентификационный номер 01 ОП РЗ 01К-65, протяженностью 28,53 км.; автомобильная дорога «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша», идентификационный номер 01 ОП МЗ 01 Н-2001, протяженностью 46 кв.; автомобильная дорога «Красногорское – Усть – Кажа Сосновка», идентификационный номер 01 ОП МЗ 01Н-2003, протяженностью 2500 км., « Красногорское-Карагайка – Ивановка» относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, проходят через с. Красногорское.

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения переданы в оперативное управление краевого государственного казенного учреждения «Управления автомобильных дорог Алтайского края».

Согласно Уставу КГКУ «Алтайавтодор», утвержденному приказом Министерства транспорта Алтайского края №93 от 28.12.2018, КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движения транспортных средств по автомобильным дорогам (п1.3).

Министерство транспорта Алтайского края является учредителем КГКУ «Алтайавтодор», наделено полномочиями по финансированию его деятельности, по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно – эксплуатационных характеристик автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения. Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на содержание КГКУ «Алтайавтодор» и реализацию возложенных на него функций, является Министерство транспорта Алтайского края.

В соответствии с требованиями ч.ч. 1,3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах сельского поселения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Определением Красногорского районного суда от 25 декабря 2023 года производство по данному делу в части возложения на КГКУ «Алтайавтодор», Администрацию Красногорского сельского совета Красногорского района Алтайского края обязанности организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Быстрянка – Красногорское» с км. 26+400м. по км. 28+536м. (по улице Социалистической), возложении на Министерство транспорта Алтайского края обязанности профинансировать мероприятия по организации КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» стационарного электрического освещения на вышеуказанном участке автомобильной дороги прекращено, в связи с отказом от исковых требований истца в указанной части, в связи с добровольным исполнением требований.

Процессуальный истец помощник прокурора Красногорского района Алтайского края Бизяева М.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика КГКУ «Алтайавтодор» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в представленном суду письменном отзыве указали, что полномочия учредителя КГКУ «Алтайавтодор» наделено Министерство транспорта Алтайского края, которое является главным распорядителем бюджетных денежных средств в отношении КГКУ «Алтайавтодор». Формирование плана и распределение дорожного фонда не является прерогативой КГКУ «Алтайавтодор». КГКУ «Алтайавтодор», как подведомственное учреждение Министерства транспорта АК не может самостоятельно принимать решения о включении работ в план мероприятий на очередной финансовый год и не может самостоятельно направлять средства на проведение работ. В связи полагает, что требования прокурора Красногорского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по возложению обязанностей, заявленных в исковых требований удовлетворению не подлежат.

Представитель ответчика Министерства транспорта Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В своих письменных возражениях на исковое заявление ссылается на то, что исковые требования прокурора Красногорского района не подлежат удовлетворению. Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения являются собственностью Алтайского края. Министерство транспорта Алтайского края является органом и исполнительной власти Алтайского края, осуществлят функции по участию в проведении государственной политики в области транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения на территории Алтайского края. Указом Губернатора Алтайского края от 20 ноября 2018 года №187 утверждено Положение о Министерстве транспорта Алтайского края. Для обеспечения реализации полномочий Министерства транспорта в сфере дорожного хозяйства создано КГКУ «Алтайавтодор». Устав КГКУ «Алтайавтодор» утвержден приказом Минтранса Алтайского края от 28 декабря 2018 года №983, функции и полномочия учредителя КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет Министерство. КГКУ «Алтайавтодор» исполняет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, организует размещение государственного заказа, заключает государственные контракты с победителями торгов. Таким образом, Минтранс Алтайского края не имеет полномочий по ремонту и содержанию автомобильной дороги «Быстрянка - Красногорское», «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша», «Красногорское – Усть – Кажа – Сосновка», «Красногорское – Карагайка – Ивановка», указанной деятельностью занимается специально созданное подведомственное учреждение – КГКУ «Алтайавтодор». Финансирование Министерства по указанному государственному контракту происходит в полном объеме, исходя из утвержденного краевого бюджета на очередной финансовый год. Исходя из принципа разделения властей, недопустимо вмешательство в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению установленных полномочий, которые самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета. Работы, связанные с содержанием, ремонтом, строительством автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе устройством освещения, планируются задолго до осуществления этих работ, решения судов ведут к перераспределению средств. В свою очередь перераспределение средств ведет к невыполнению плановых показателей или неисполнению решений судов, в связи с коротким строительным сезоном, при этом выполнение работ в полном объеме в отдельно взятых районах нецелесообразно, неэффективно и может привести к социальной напряженности в крае в целом. На основании изложенного, представитель ответчика считает требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Администрации Красногорского сельского совета Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1).

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Выявленные прокурором Красногорского района Алтайского края недостатки в состоянии автомобильной дороги «Быстрянка - Красногорское», «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша», «Красногорское – Усть – Кажа – Сосновка», «Красногорское – Карагайка – Ивановка», нарушают права граждан на безопасность дорожного движения, представляют угрозу их жизни, здоровью и имуществу, провоцируют аварийные ситуации на дороге.

В целях защиты жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о соблюдении положений нормативных актов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 N 2438-р, включены, в том числе: ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), раздел 4 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

ГОСТ Р 52766-2007 включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 N 2438-р.

Указанные стандарты устанавливают перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения и предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В силу п.п. 3.1, 3.2 ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт Российской Федерации «Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы.» утвержденного Приказом Росстандарта от 22.11.2013 №1784-ст, освещение должно обеспечивать распознание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах – распознание лиц прохожих. Для комфортной и надежной зрительной ориентации водителей и пешеходов осветительные приборы располагают таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно указывала направление движения транспорта. В сложных случаях следует дополнительно установить или несколько светильников малой мощности.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2218-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", утвержденному приказом Минрегионразвитие России от 27.12. 2010 N 783.

Согласно пункту 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" определено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

В соответствии пунктами 2.5, 9.1 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.

К вопросам местного значения поселения также отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, организацию благоустройства территории поселения, включая освещение улиц (п. 19 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона Алтайского края от 03 декабря 2008 года №123-ЗС «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае» установлено, что ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения устанавливается постановлением Администрации Алтайского края.

Постановлением Алтайского края от 06 июля 2022 года №250 утверждены Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, где установлено, что организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных работ, находящихся в оперативном управлении подведомственного Министерству транспорта Алтайского края краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (далее - «учреждение»), осуществляется учреждением.

Статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии со ст.7 Закона Алтайского края от 14.09.2006 № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом управляет и распоряжается имуществом, находящимся в государственной собственности Алтайского края, закрепляет за органами государственной власти Алтайского края, краевыми государственными унитарными предприятиями, краевыми казенными предприятиями, краевыми государственными учреждениями (автономными, бюджетными, казенными) имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

В ходе судебного разбирательства установлено, прокуратурой Красногорского района Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, требований законодательства о благоустройстве в части организации стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенному пункту.

Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 года №188, автомобильная дорога «Быстрянка – Красногорское», идентификационный номер 01 ОП РЗ 01К-65, протяженностью 28,53 км.; автомобильная дорога «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша», идентификационный номер 01 ОП МЗ 01 Н-2001, протяженностью 46 кв.; автомобильная дорога «Красногорское – Усть – Кажа Сосновка», идентификационный номер 01 ОП МЗ 01Н-2003, протяженностью 2500 км., «Красногорское-Карагайка- Ивановка» относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, проходят через с. Красногорское.

В ходе проверки исполнения законодательства о безопасности движения, транспортной безопасности установлено, что организация функционального освещения автомобильных дорог, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждённого Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 года № 188, расположенных в с. Красногорское, осуществляется не в полной мере: в частности, отсутствует стационарное электрическое освещение дорожного покрытия на улицах в с. Красногорское на следующих участках уличной дорожной сети: на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша» с км. 0 по км. 3+300 м. (по ул. Первомайская, ул. Юбилейная, пер. Мартовский, ул. Чапаева, ул. Октябрьская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Усть – Кажа – Сосновка» с км.0 по км. 3+433 м. (по ул. Советская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Карагайка – Ивановка» с км. 0 по 2+100м. (по ул. Коммунарская). Представитель ответчика КГКУ «Алтайавтодор» свои возражения относительно выявленных нарушений по обустройству вышеуказанных автомобильных дорог не представил.

По фактам выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения по организации функционального освещения автомобильных дорог, включенных в в указанный выше Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в с. Красногорское прокуратурой Красногорского района 18.05.2023 год в адрес КГКУ «Алтайавтодор» было направлено представление об их устранении, которые на момент рассмотрения спора не устранены.

Отсутствие линий стационарного электрического освещения оказывает негативное влияние на безопасность дорожного движения и тем самым создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения, а также их имуществу. Ситуацию усугубляет тот факт, что указанные улицы являются путями следования несовершеннолетних к образовательным учреждениям и обратно, то есть имеется риск причинения вреда жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся, в этой связи от населения села в прокуратуру поступают жалобы. Неисполнение перечисленных требований нарушает положения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части организации стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенному пункту с. Красногорское, отсутствие освещения в темное время суток может служить причинами совершения дорожно – транспортных происшествий, совершения преступлений и правонарушений, возникновения травматизма пешеходов, в том числе несовершеннолетними.

Таким образом, фактическое отсутствие опор с осветительными приборами нарушает требования законодательства, не обеспечивает безопасность дорожного движения и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что устранены в ходе проверки нарушения, в суд не представлены.

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения являются собственностью Алтайского края, переданы в оперативное управление краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Алтайского края».

Учитывая то, что, функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Алтайского края осуществляет государственному казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края», а также то, что спорные автомобильные дороги находятся в оперативном управлении государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Алтайского края», ответственного за содержание, ремонт и обеспечение безопасности движения на дорогах, суд находит требования по возложению обязанности по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части устранения выявленных недостатков на КГКУ «Алтайавтодор» подлежащими удовлетворению.

Согласно Уставу КГКУ «Алтайавтодор», утвержденному приказом Министерства транспорта Алтайского края №93 от 28.12.2018, КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогами (п.1.3).

Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных средств (п.2.8 Устава).

В соответствии с п. 3.2 Устава, предметом деятельности КГКУ «Алтайавтодор» является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.

Пунктом 3.3.1 Устава предусмотрено, что КГКУ «Алтайавтодор» исполняет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение указанных работ, организует размещение государственного заказа, заключает государственные контракты с победителями торгов.

Согласно п.3.3.2 Устава, КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет функцию по организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам, другим нормативным документам.

В соответствии с п.2.2 Устава КГКУ «Алтайавтодор» - Учредителем Учреждения и собственником его имущества является Алтайский край. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство транспорта Алтайского края (далее Учредитель), которое координирует и регулирует деятельность Учреждения и является главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении Учреждения, в том числе по вопросам сохранности, содержания и использования по назначению государственного имущества.

В силу п.2.1 Положения о Министерстве транспорта Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 20 ноября 2018 года № 187, Министерство осуществляет следующие полномочия: участие в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в соответствии с п. 2.1.4 Положения, Министерство осуществляет внесение предложений по формированию краевого бюджета в части поступления администрируемых доходных источников, расходных обязательств краевого бюджета, в том числе в части капитальных вложений, направляемых на реализацию краевой адресной инвестиционной программы, а также государственных программ Алтайского края, вносит предложения по их корректировке, реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности использования автомобильных дорог.

В этой связи, Министерство транспорта Алтайского края, являясь учредителем КГКУ «Алтайавтодор», наделено полномочиями по финансированию его деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение или казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этот имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 297 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и казенного предприятия в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного им в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на приобретателя обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы по содержанию переданного в оперативное управление имущества.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Согласно правовой позиции в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По смыслу данных положений и разъяснений главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на содержание учреждения и реализацию возложенных на него функций, является Министерство. Принимая во внимание, что устранение нарушений законодательства, требует финансовых затрат, при этом, как следует из письменного отзыва КГКУ «Алтайавтодор» у Учреждения на данные мероприятия отсутствуют необходимые денежные средства, которые поступают из федерального бюджета и планируются Министерством, суд исходит из того, что на Министерство транспорта Алтайского края подлежит возложению обязанность посредством обеспечения финансирования необходимых мероприятий создать условия для надлежащего функционирования учреждения, в том числе, выполнения работ по полному устранению выявленных нарушений законодательства.

Устройство наружного освещения на спорных участках автомобильных дорог Программой по устройству наружного освещения на участках автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Алтайского края в 2023, 2024 годы, планом – графиком работ за указанный выше период и плановый период 2025, 2026 годы, исходя из общедоступной информации официального сайта КГКУ «Алтайавтодор», не предусмотрено. Для устройства электрического освещения указанных выше участков автомобильных дорог необходимо получить дополнительное финансирование.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора Красногорского района Алтайского края в части возложения обязанности на КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» на участках автомобильной дороги организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша» с км. 0 по км. 3+300 м. (по ул. Первомайская, ул. Юбилейная, пер. Мартовский, ул. Чапаева, ул. Октябрьская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Усть – Кажа – Сосновка» с км.0 по км. 3+433 м. (по ул. Советская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Карагайка – Ивановка» с км. 0 по 2+100м. (по ул. Коммунарская) в соответствии с требованиями СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», возложении обязанности на Министерство транспорта Алтайского края профинансировать названные выше мероприятия подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из принципов разумности и справедливости, принимая во внимание сроки, необходимые для организации работ по ремонту участков автомобильных дорог, объем работ, их сезонность, а также объемы финансирования, суд устанавливает срок для исполнения решения в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Исковые требования прокурора к Администрации Красногорского сельского совета Красногорского района Алтайского края не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены к ненадлежащему ответчику.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Красногорский район Алтайского края» госпошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Красногорского района Алтайского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Алтайского края, Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Алтайского края», Администрации Красногорского сельского совета Красногорского района Алтайского края о понуждении к совершению действий, возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить на Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» обязанность на участках автомобильной дороги организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Красногорское – Новозыково – Усть – Иша» с км. 0 по км. 3+300 м. (по ул. Первомайская, ул. Юбилейная, пер. Мартовский, ул. Чапаева, ул. Октябрьская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Усть – Кажа – Сосновка» с км.0 по км. 3+433 м. (по ул. Советская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Карагайка – Ивановка» с км. 0 по 2+100м. (по ул. Коммунарская) в соответствии с требованиями СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

Возложить на Министерство транспорта Алтайского края обязанность профинансировать мероприятия по организации Краевым государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Алтайского края» стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги межмуниципального значения Красногорское – Новозыково – Усть – Иша» с км. 0 по км. 3+300 м. (по ул. Первомайская, ул. Юбилейная, пер. Мартовский, ул. Чапаева, ул. Октябрьская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Усть – Кажа – Сосновка» с км.0 по км. 3+433 м. (по ул. Советская); на участке автомобильной дороги межмуниципального значения «Красногорское – Карагайка – Ивановка» с км. 0 по 2+100м. (по ул. Коммунарская), ответственным за проведение которых является Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края».

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Алтайского края», государственную пошлину в пользу бюджета муниципального образования Красногорский район Алтайского края в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Красногорский районный суд Алтайского края.

Судья Е.В. Горбунова