Дело № 2-2560/2022
УИД: 58RS0018-01-2022-004802-69
Решение
Именем Российской Федерации
07 сентября 2022 года г.Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Кашиной Е.А.,
при секретаре Яковлевой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в здании суда гражданское дело по исковому заявлениюу Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области обратилось в суд с названным иском, в котором просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 81 135 руб., в обоснование указав, что ФИО1 Адрес года рождения с 25 декабря 2006 года состоял на учёте граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищной субсидии (с составом семьи 1 человек) по категории пенсионер (поставлен на учёт приказом Управления строительства и архитектуры Пензенской области от 26 декабря 2006 года № 55/ОД).
Кроме того в ходатайстве указано, что в соответствии со статьёй 5 Федерального закона размер жилищной субсидии рассчитывается исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При начислении стажа свыше 35 лет норматив предоставления жилищной субсидии составляет 100%, при наличии стажа от 30 до 35 лет – 95%. При этом при определении норматива предоставления жилищных субсидий для категории «Пенсионеры» в стаж работы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям учитывается также время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидностью. Для получении сертификата гражданин предоставляет пакет документов, а Министерство запрашивает ряд документов, в том числе в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации. 13 апреля 2021 года соответствующее письмо было направлено в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе. В ответ на запрос УПФР по Пензенской области дан ответ о стаже работы ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (29 лет 1 мес. 25 дней), а также о времени нахождения на пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (с 27 августа 2001 по 30 апреля 2009 года – 7 лет 8 месяцев 4 дня). Таким образом, при расчете размера жилищной субсидии ФИО1 был применен норматив 100% и размер социальной выплаты составил 1 622 709 рублей. Государственный жилищный сертификат был реализован 10 августа 2021 года в полном объеме, в связи с чем ФИО1, снят с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Истец в исковом заявлении сослался на результаты контрольного мероприятия, выявившего нарушение, а именно: ФИО2 зарегистрирован с 08 декабря 2006 года по месту жительства в г.Пензе по адресу: <...>, в связи с чем установлено, что он находился на пенсии в районах Крайнего Севера с 27 августа 2001 года по 07 декабря 2006 года, а не с 27 августа 2001 года по 30 апреля 2009 года, т.е. излишне включен в стаж период 2 года 4 месяца 24 дня, в связи с чем при начислении субсидии должен быть применен норматив 95%, т.к. стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 35 лет. Выплата должна быть произведена в следующем порядке: 33 кв.м*49 173 руб.*1,0*95% = 1 541 574 руб., в связи с чем сумма неосновательного обогащения составила 81 135 руб.
В судебном заседании представители истца ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, исковое заявление просили удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку он каких-либо недобросовестных действий не производил и указал, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подпункта 3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Представитель третьего лица ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве просил исковые требования удовлетворить, сославшись на неточность при исчислении трудового стажа ответчика, указав, что предоставленные ФИО1 средства социальной выплаты не относятся к перечню денежных средств, указанных в ст.1109 ГК РФ.
Представитель третьего лица Минстроя России в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленных суду пояснений следует, что исковые требования просят удовлетворить, сославшись на неверный расчёт норматива стажа, полагая, что выплаченные денежные средства не относятся к денежным средствам отнесенным ст.1109 ГК РФ, как не подлежащие возврату.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Статья 3 этого же Федерального закона предусматривает, что постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «"Жилище» на 2015 - 2020 годы, в рамках которой реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» указанной Федеральной целевой программой, главной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В рамках указанной подпрограммы обеспечиваются жильем, в том числе граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу п. п. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.
При этом исходя из ч. 8 ст. 5 указанного выше Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, согласно положениям вышеуказанных норм Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами: ФИО1 проживал и работал в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностям и стаж его работы составляет 29 лет 1 мес. 25 дней.
Согласно справке из УПФР по Пензенской области ФИО1 является получателем пенсии с 27 августа 2001 года, что также не оспаривается сторонами.
Из приказа управления строительства и архитектуры Пензенской области от 26 декабря 2006 года № 55/ОД следует, что ФИО1 поставлен на учёт 25 декабря 2006 года как выехавших из района Крайнего Севера и включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы».
30 апреля 2021 года приказом № 169-ОС ФИО1 выдан государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения с размером социальной выплаты 1 622 709 руб. с учетом норматива общей площади жилого помещения равного 33 кв.м., норматива стоимости кв.метра общей площадью жилого помещения по РФ установленного на первое полугодие 2021 года в размере 49 173 руб., норматива предоставления жилища в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 100%. В приказе указана выслуга 36 лет 10 месяцев.
Вместе с тем, как следует из паспорта ФИО1 зарегистрирован в г.Пензе с 08 декабря 2006 года, что не отрицалось ответчиком в судебном заседании, в связи с чем именно с указанной даты он не является жителем района Крайнего Севера и как следствие получателем пенсии в этом районе.
Более того, в 2006 году он стал участником программы по предоставлению жилого помещения гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что также свидетельствует о том, что он не являлся жителем указанных районов.
Суд соглашается с расчетом стажа, дающего право ответчику на получение социальной поддержки, предоставленного истцом, поскольку он арифметически верен, подтверждается исследованными в судебном заседании материалами и не опровергается ответчиком.
Заявленный ответчиком довод о том, что излишне выплаченная социальная выплата не подлежит возврату, поскольку отсутствует его вина, является несостоятельным.
Согласно п.3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как правильно отметил ответчик он добросовестно отнёсся к исполняемым им обязанностям, своевременно, предоставлял все необходимые документы, однако, при расчете размера субсидии уполномоченными органами была допущена счётная ошибка, которая не оспаривается сторонами, в связи с чем, излишне выплаченная сумма в виде субсидии подлежит возврату истцу.
Иных оснований для отказа в исковом заявлении судом не установлено, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в размере 81 135 (восемьдесят одну тысячу сто тридцать пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено 14 сентября 2022 года.
Судья Е.А.Кашина