ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2563/19 от 01.08.2019 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

2-2563/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Ростов-на-Дону

Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.,

при секретаре судебного заседания Шелковской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района г.Ростова-на-Дону» об обязании произвести перерасчет социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась в Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону с иском к МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района г.Ростова-на-Дону» об обязании произвести перерасчет социальных выплат, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем в соответствии с ч.9 ст.21 ФЗ «О ветеранах» ей должны быть предоставлены меры социальной поддержки. Истец полагает, что расчет положенный компенсационных выплат и мер социальной поддержки произведен ответчиком неверно, с существенным нарушением положений действующего законодательства. 17.04.2019 в адрес ответчика истцом была направлена досудебная претензия с требованием произвести перерасчет, однако ответ на нее не получен, перерасчет не произведен. Полагая свои права нарушенными ФИО обратилась в суд с настоящим иском, в котором, уточнив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просила обязать МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района г.Ростова-на-Дону» произвести перерасчет социальных выплат за период с 01.01.2005 по 10.07.2019.

Явившийся в судебное заседание представитель истца, действующий на основании доверенности, ФИО1 заявленные требования с учетом уточнений поддержал, дав пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении и просил удовлетворить их в полном объеме.

Явившаяся в судебное заседание представитель ответчика, действующая на основании доверенности, ФИО2 требования ФИО не признала и просила оставить их без удовлетворения. Заявила о применении срока исковой давности по требованиям за период с 01 января 2005 года по 22 мая 2016 года.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, поэтому дело рассмотрено в ее отсутствие по правилам ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Так, согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Исходя из ч.3 ст.160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе инвалиды ВОВ и члены их семей.

В соответствии с абз.13 ст.17 ФЗ от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В силу ч.14 ст.17 ФЗ N181-ФЗ инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Ч.1 ст.28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (п.45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

В судебном заседании установлено, что ФИО является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем в соответствии с ч.9 ст.21 ФЗ «О ветеранах» ей предоставлены меры социальной поддержки. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось и признано судом установленным.

04.03.2019 истец направила в адрес ответчика заявление с требованием предоставить ей детальный расчет всех социальных выплат за период с 01.01.2005 по 01.03.2019, сведения энергоснабжающих организаций о фактических начислениях за указанный период, о нормативах потребления и размере социальных выплат.

Письмом от 22.03.2019 истцу был дан ответ, согласно которого

Размер ЕДВ на оплату ЖКУ составил:

за период с 01.07.2014 по 30.06.2015 – 1 413,15 руб., в том числе:

На оплату жилого помещения - 240,34 руб. (24,6 кв.м. Х 19,54 руб. Х 50%)

На оплату коммунальных услуг – 1 172,81 руб. (2.4,6 кв.м. Х 95,35 руб. Х 50%)

За период с 01.07.2015 по 30.06.2016 – 1 447,59 руб., в том числе:

На оплату жилого помещения - 242,80 руб. (24,6 кв.м. Х 19,74 руб. Х 50%)

На оплату коммунальных услуг – 1 204,79 руб. (24,6 кв.м. Х 97,95 руб. Х 50%)

За период с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 1 491,62 руб., в том числе:

На оплату жилого помещения - 252,27 руб. (24,6 кв.м. Х 20,51 руб. Х 50%)

На оплату коммунальных услуг – 1 239,35 руб. (24,6 кв.м. Х 100,76 руб. Х 50%)

За период с 01.01.2017 по 28.02.2017 – 1 491,62 руб., в том числе:

На оплату жилого помещения - 279,09 руб. (24,6 кв.м. Х 22,69 руб. Х 50%)

На оплату коммунальных услуг – 1 212,53 руб. (24,6 кв.м. Х 98,58 руб. Х 50%).

С 01.03.2017 расчет компенсации за коммунальные услуги и услуги связи осуществляется на основании сведений представленных поставщиками услуг: ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону», АО «Ростовводоканал», ПАО ПО «ТНС энерго», ООО «Вычислительный центр».

Выплата компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с марта 2017 года по февраль 2019 года составила:

2017 год: март – 1264,42 руб., апрель - 0 руб., май – 2384,87 руб., июнь – 1406,84 руб., июль – 322,12 руб., август - 483,86 руб., сентябрь - 251,94 руб., октябрь - 698,46 руб., ноябрь - 702,03 руб., декабрь - 1134,40. руб.,

2018 год: январь – 1583,42 руб., февраль – 1502,66 руб., март – 1620,62 руб., апрель – 1549,16 руб., май – 1285,94 руб., июнь – 1117,42 руб., июль - 519,47 руб., август - 608,75 руб., сентябрь - 517,57 руб., октябрь - 583,14 руб., ноябрь - 544,84 руб., декабрь- 1478,90 руб.,

2019 год: январь – 1616,78 рублей, февраль – 3410,12 руб.

Расчет компенсации фактически произведенных расходов за оплату услуги - газ составляет:

факт (не более норматива 29.52) /на количество зарегистрированных гражданХ50%. Тариф - 6,20 руб.

Расчет компенсации фактически произведенных расходов за оплату услуги - газовое отопление составляет:

факт (не более норматива 12,4Х24,6) /на количество зарегистрированных гражданХ50%. Тариф - 6,10 руб.

Расчет компенсации фактически произведенных расходов за оплату услуги - холодное водоснабжение составляет:

факт (не более норматива 8.6) /на количество зарегистрированных гражданХ50%. Тариф 41,88 руб.

Компенсация фактически произведенных расходов за оплату услуги - отведение сточных вод составляет:

факт (не более норматива 8.6) /на количество зарегистрированных гражданХ50%. Тариф 28,13 руб.

Компенсация фактически произведенных расходов за оплату услуги - электрическая энергия составляет:

факт (не более норматива 132.0)Х50%. Тариф 3,89 руб.

Расчет компенсации фактически произведенных расходов за оплату услуги - холодное водоснабжение (ОДН) составляет: 1 факт/на количество зарегистрированных гражданХ50%. Расчет компенсации фактически произведенных расходов за оплату услуги - содержание жилого помещения составляет: факт/на количество зарегистрированных граждан*50%. Тариф 9,02 руб.

Расчет компенсации фактически произведенных расходов за оплату услуги - электрическая энергия (ОДН) составляет: факт/на количество зарегистрированных гражданХ50%. Расчет компенсации фактически произведенных расходов за оплату услуги - обращение с ТКО составляет: составляет: факт/на количество зарегистрированных гражданХ50%: Тариф - 114,68 руб.

Данные о фактическом потреблении услуг за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 для расчета компенсации за период с 01.02.2019 по 28.02.2019:

Содержание жилого помещения - 221,89 руб., холодная вода ОДН - 3,88 руб., вывоз ТБО - 76,75 руб., электрическая энергия ОДН - 9,76 руб., электроэнергия - 371,51 руб., газоснабжение - 0 руб., холодное водоснабжение - 917,17 руб., отведение, сточных вод - 629,41 руб.

Согласно имеющейся в материалах дела выписки из лицевого счета указанные денежные средства и были перечислены на счет истца в ПАО «Сбербанк России».

17.04.2019 истцом была направлена претензия с требованием произвести перерасчет социальных выплат за период с 01.01.2015 по 17.04.2019.

Обращаясь с рассматриваемым иском, истец считает свое право нарушенным ввиду неверного расчета размера компенсации, неправильного применения ответчиком тарифов, подлежащих применению ресурсоснабжающими организациями, а именно их применение в более позднем периоде, чем они подлежали применению ресурсоснабжающими организациями. Также указывает на осуществление ответчиком расчета компенсации без учета периода, за который произведена оплата ЖКУ, полагая ответчика обязанным производить перерасчет компенсации за период, соответствующий периоду потребления ЖКУ.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.

Областным законом Ростовской области от 01.03.2017 N1024-ЗС «О внесении изменений в отдельные областные законы» были внесены изменения в ряд областных законов, а Постановлением Правительства Ростовской области от 09.02.2017 N64 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ростовской области» в некоторые постановления Правительства Ростовской области, с утверждением Положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг», относительно порядка расчета компенсации, в связи с чем, органы социальной защиты населения Ростовской области с учетом сведений, поступивших от организаций ЖКХ, ежемесячно производят расчет компенсации, размер которой, зависит от количества потреблённых услуг, изменения тарифов ресурсоснабжающих организаций, сезонности и состава семьи льготника (потребителя услуг).

Как следует из порядка, установленного Положением о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (приложение №1), утв.Постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N212, предоставление компенсации на ЖКУ носит заявительный характер, именно на гражданине, претендующем на предоставлении компенсации на ЖКУ, лежит обязанность по подаче заявлении и документов, подтверждающих как право на получение, так и размер подлежащей выплате компенсации, в том числе в случае изменения каких-либо оснований для начисления компенсации.

Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Ч.1 ст.200 указано, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня (ч.1 ст.196 ГК РФ).

Согласно разъяснений, данных в п.12 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 г. N2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела. При этом необходимо учитывать, что заявление о применении срока исковой давности не препятствует рассмотрению заявления истца-гражданина о признании уважительной причины пропуска срока исковой давности и его восстановлении, которое суд вправе удовлетворить при доказанности обстоятельств, указанных в ст.205 ГК РФ.

Судам следует иметь в виду, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином-предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Представителем ответчика такое заявление сделано в судебном заседании.

Как разъяснено в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз.2 ч.2 ст.199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца-физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Рассматривая заявление МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района г.Ростова-на-Дону» о применении срока исковой давности, суд, руководствуясь ч.2 ст.199 ГК РФ, приходит к выводу о необходимости его применения к требованиям за период с 01.01.2005 по 22.05.2016, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Согласно позиции ответчика, нашедшей отражение в представленных возражениях, размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг произведен в полном объеме на лицевой счет истца, открытый в отделении ПАО «Сбербанк России».

Данный расчет, представленный ответчиком, судом признан верным, правомерность удержания переплаты, основанная на Постановлении Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N212.

Таким образом, доводы истца о прекращении либо необоснованно заниженном размере компенсации, надлежащими доказательствами не подтверждены, опровергнуты представленными уведомлениями о расчете компенсации на оплату ЖКУ, соотносимыми с платежными документами истца и произведенным расчетом ответчика в Пояснениях к расчету по исковому заявлению.

Анализируя установленный Положением, порядок предоставления компенсации по оплате ЖКУ, суд признает позицию истца основанной на неверном толковании действующих норм, поскольку период начисления компенсации не ставится в зависимость от периода потребления гражданином ЖКУ, соответствующие начисления компенсаций производятся после обработки поступивших ответчику сведений об оплате ЖКУ, что следует в частности из п.п.12,14 Положения. В связи с этим, не предусмотрен и перерасчет компенсации за период, соответствующие периодам потребления ЖКУ, иными нормами ответчик не вправе руководствоваться.

Так, органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области с учетом сведений, поступивших от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, производят расчет ежемесячно в срок не позднее 25 числа сумм компенсации на ЖКУ, в течение трех дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые организации (п.12). Помимо этого, п.14 Положения установлено, что компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений, в том числе взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Организации, осуществляющие расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно, в срок до 20 числа, сообщают органам социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг.

Суд также отклоняет доводы истца о несвоевременном применении ответчиком тарифов, установленных для расчета по оплате жилищно-коммунальных платежей организациями, осуществляющими такие расчеты, поскольку расчет компенсации производится ответчиком с учетом сведений, поступающих от указанных организаций, и как ранее отмечалось со ссылкой на нормы закона, и следует из пояснений представителя ответчика, компенсация за конкретный месяц рассчитывается исходя из оплаты ЖКУ за предшествующий месяцу поступления сведений, в связи с чем, доводы истца признаются несостоятельными. Кроме того, заявляя настоящие требования, сторона истца не представила контррасчета задолженности по социальным выплатам.

Согласно ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая установленные выше обстоятельства и приведенные нормы гражданского законодательства, оценивая собранные по делу доказательства, с учетом требований закона, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, с достоверностью свидетельствующих о неверно произведенном расчете компенсации за спорные периоды при том объеме сведений, имевшихся у ответчика, в связи с чем, не усматривает правовых оснований для возложения на ответчика поименованных истцом обязанностей.

Более того, в рассматриваемой ситуации истец также и не представила суду доказательств обращения к ответчику с заявлениями и представлением необходимых документов в подтверждение осуществления расчета компенсации. Соответственно, доказательств заинтересованного лица в целях предъявления требования о восстановлении нарушенного права, истцом не представлено, материалы дела не содержат достаточных доказательств нарушения охраняемых законом прав, интересов, у истца на момент обращения в суд, защита которых реализуется посредством обращения в суд с подобного рода исковыми требованиями. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

С учетом изложенного выше суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, которые, ввиду изложенного выше, следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района г.Ростова-на-Дону» об обязании произвести перерасчет социальных выплат – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2019.