ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2567/2015 от 08.10.2015 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2015 г. г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Кампо К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-2567/2014 по административному исковому заявлению Прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ушаковского муниципального образования о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иркутского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с настоящим заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Иркутского района была проведена проверка по обращению жителей мкр. Солнечный Ушаковского муниципального образования по факту отсутствия водоснабжения. В ходе проверки было установлено, что в мкр. Солнечный Ушаковского МО отсутствуют источники питьевого водоснабжения для общего пользования, не установлены водозаборные колонки, а также не осуществляется подвоз воды населению. Полагает, что в силу п.4,9 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация в границах поселения водоснабжения населения является вопросом местного значения поселения. Непринятие мер к организации водоснабжения поселения нарушает право граждан на удовлетворение физиологических и бытовых потребностей, а также безопасное проживание в домах. Употребление воды из нецентрализованных источников может повлечь за собой массовые заболевания людей, в том числе кишечными инфекциями, что недопустимо.

Просит: признать бездействие Ушаковского муниципального образования. Выразившегося в непринятии мер к организации питьевого водоснабжения населения, проживающего в микрорайоне Солнечный незаконным, возложить на администрацию Ушаковского муниципального образования обязанность организовать питьевое водоснабжение населения, проживающего в микрорайоне Солнечный, путем строительства хозяйственно – питьевого водопровода и водозаборных колонок, соответствующих требованиям строительных норм и правил **/**/****-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Прокурора Иркутского района Осипова А.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Ушаковского муниципального образования Рустамова Э.Р., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил письменный отзыв, в котором требования прокурора Иркутского района поддержал.

Представитель администрации Иркутского районного муниципального образования, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что администрация Иркутского районного муниципального образования в границах Ушаковского муниципального образования не обладает полномочиями по обеспечению населения водоснабжением.

Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения участников процесса, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4).

Судом установлено, что в связи с неоднократными поступлениями жалоб от жителей микрорайона Солнечный Ушаковского муниципального образования на отсутствие в микрорайоне водоснабжения, прокурором Иркутского района была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в микрорайоне Солнечный Ушаковского МО отсутствуют источники питьевого водоснабжения для общего пользования, не установлены водозаборные колонки, а также не осуществляется подвоз воды населению.

Отсутствие обеспечения в микрорайоне Солнечный Ушаковского МО водоснабжения населения не оспорено административным ответчиком.

Возражая против заявленных требований, представитель администрации Ушаковского муниципального образования указал, что законом Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» не предусмотрено возложение обязанности на сельское поселение в сфере водоснабжения водоотведения, в том числе подвоз питьевой воды, проектирование и строительство централизованных наружных систем водоснабжения. У коттеджного поселка индивидуальной застройки «Солнечный» отсутствует статус сельского населенного пункта, следовательно у Ушаковского муниципального образования отсутствуют полномочия и финансовые возможности по обеспечению выполнения мероприятий в части противопожарной безопасности.

Вместе с тем указанные доводы суд находит несостоятельными в связи со следующим.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.

Как следует из ст. 19 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч.1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч.2). Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч.3).

Согласно ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

В свою очередь в силу ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Статьей 1 Закона Иркутской области «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» -ОЗ от **/**/**** предусмотрено, что на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от **/**/**** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Иркутской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13(1), 15, 18, 20, 22 - 24, 26, 27, 31, 32, 33(1) - 34, 36 - 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от **/**/**** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьей 6 Устава Ушаковского муниципального образования предусмотрены вопросы местного значения поселения, в число которых входит организация в границах поселения электро -, тепло -, газо – и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из системного анализа перечисленных норм следует, что и организация водоснабжения населения Ушаковского муниципального образования, и принятие мер по обеспечению качества питьевой воды в отсутствие специализированной организации в силу закона является обязанностью администрации Ушаковского муниципального образования.

Исходя из того, что закон под бездействием понимает неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц, проявленное органом местного самоуправления бездействие в вопросе организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества жителей микрорайона Солнечный Ушаковского муниципального образования является незаконным и нарушает права граждан на удовлетворение физиологических и бытовых потребностей, а также безопасное проживание в домах.

В связи с чем требование прокурора Иркутского района о признании незаконным бездействия Ушаковского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер к организации питьевого водоснабжения населения, проживающего в микрорайоне Солнечный подлежат удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, суд считает необходимым возложить на администрацию Ушаковского муниципального образования обязанность организовать питьевое водоснабжение населения, проживающего в микрорайоне Солнечный.

Вместе с тем, суд считает, что требования иска в части возложения обязанности проведения конкретных мероприятий - строительства хозяйственно – питьевого водопровода и водозаборных колонок не подлежат удовлетворению, поскольку предусмотренные полномочия органа местного самоуправления по организации надлежащего водоснабжения поселения реализуются органом местного самоуправления в установленном законом порядке и суд не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность Ушаковского муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ушаковского муниципального образования о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Ушаковского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер к организации питьевого водоснабжения населения, проживающего в микрорайоне Солнечный Ушаковского муниципального образования.

Обязать администрацию Ушаковского муниципального образования организовать питьевое водоснабжение населения, проживающего в микрорайоне Солнечный Ушаковского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: