ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2568/19 от 21.11.2019 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело №2-2568/2019

УИД 23RS0058-01-2019-003989-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2019 года город Сочи

Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Крижановской О.А.,

с участием представителя истца –

помощника Сочинского транспортного прокурора Ларюшкиной А.Б.,

представителя ответчика ООО «Юг Эверест Строй» - Кандыба В.В.,

при секретаре Гончаровой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юг Эверест Строй» о запрете осуществления коммерческих перевозок пассажиров на воздушном транспорте до получения лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Сочинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «ЮГ Эверест Строй» о запрете осуществлять коммерческие перевозки пассажиров на воздушном транспорте до получения лицензии. Обосновывая требования истец указал, что Сочинской транспортной прокуратурой в июле-августе 2019 года в соответствии с информацией, поступившей из службы в городе Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю, о нарушении норм действующего законодательства при пользовании воздушным шаром на территории Олимпийского парка проведена проверка в ходе которой установлено, что ООО «ЮГ Эверест Строй» арендует у ООО «КубСервис» площадку вблизи «Ледовой арены керлинг»,расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0402041:371 и 23:49:0402041:372, для размещения на ней воздушного шара (аэростата) (договор аренды от 21.02.2019 № 278).

Также ООО «ЮГ Эверест Строй» арендует у АО «Сочи-Парк» площадку расположенную на Олимпийском проспекте, Адлерского района, г. Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:7931, для размещения досугового сервиса «Привязной полет на воздушном шаре» (договор аренды от 20.05.2019 № 2005/2019).

ООО «ЮГ Эверест Строй» на арендуемых площадках предоставляет услуги по выполнению полетов на привязном воздушном шаре за плату, что подтверждается объяснением директора ООО «ЮГ Эверест Строй» Кандыба В.В..

В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Действующим воздушным законодательством воздушный шар отнесен к воздушному судну (воздушному транспорту).

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» установлены обязательные требования по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом.

Таким образом, ООО «ЮГ Эверест Строй» нарушает требования действующего законодательства, что может стать причиной крушения воздушного шара, в следствие чего, будет причинен вред здоровью неопределенного круга граждан, которые могут воспользоваться предоставляемыми услугами, что в свою очередь приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Заявление предъявляется прокурором по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Сочинского транспортного прокурора исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Генеральный директор ООО «Юг Эверест Строй» Кандыба В.В. просил отказать в удовлетворении заявленного требования, представил письменные возражения.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Как установлено судом Сочинской транспортной прокуратурой в июле-августе 2019 года в соответствии с информацией, поступившей из службы в городе Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю, о нарушении норм действующего законодательства при пользовании воздушным шаром на территории Олимпийского парка проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что ООО «ЮГ Эверест Строй» арендует у ООО «КубСервис» площадку вблизи «Ледовой арены керлинг» расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0402041:371 и 23:49:0402041:372, для размещения на ней воздушного шара (аэростата) (договор аренды от 21.02.2019 № 278).

Также ООО «ЮГ Эверест Строй» арендует у АО «Сочи-Парк» площадку, расположенную на Олимпийском проспекте, Адлерского района, г. Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:7931, для размещения досугового сервиса «Привязной полет на воздушном шаре» (договор аренды от 20.05.2019 № 2005/2019).

ООО «ЮГ Эверест Строй» на арендуемых площадках предоставляет услуги по выполнению демонстрационных полетов на привязном воздушном шаре.

В судебном заседании представитель отвентчика пояснил, что 14 января 2019 года ООО «Юг Эверест Строй» приобрело в собственность тепловой аэростат серии AT 104 модель 902ТА, серийный номер 2470917, о чем в Едином государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними 14 января 2019 года сделана запись регистрации № 02/01/2018-1691.

У Ответчика имеются все разрешительные документы, деятельность воздушного судна застрахована, что подтверждается договором страхования от 27.09.2019 года, заключенным со Страховым акционерным обществом «ВСК».

Работа по предоставлению услуг аттракциона осуществляется на территории Олимпийского парка согласно договору аренды земельного участка.

Конструкция аэростата всегда привязана в четырёх местах по периметру за бетонные конструкции весом 900 кг, тем самым обеспечивается безопасный полёт на высоту с ограничением до 30 метров. Аэростатом управляет пилоты, имеющие соответствующее образование, с многолетним опытом работы.

Таким образом, в данном случае имеет местопривязной полетаэростата, никаких перевозок Ответчик не осуществляет. Факт осуществления пассажирских перевозок документально не зафиксирован и ничем не подтвержден.

В своей деятельности Ответчик руководствуется требованиями Воздушного кодекса РФ, Федеральными авиационными правилами и иными нормативными актами, регулирующими деятельность в области воздушного пространства и в области гражданской авиации. Целью демонстрационных полетов является не доставление пассажира из пункта отправления в пункт назначения, а демонстрация технических возможностей такого воздушного судна как аэростат, а именно: демонстрация этих возможностей для получения пассажиром эстетического удовольствия от необычного способа передвижения по воздуху.

Согласно п.1 ст. 12 ФЗ от 04.05.11 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (далее ФЗ № 99) деятельность по выполнению демонстрационных полетов не является видом деятельности, подлежащей лицензированию (не входит в перечень).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.49 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно ч.2 ст.49ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

В силу ст.9 Воздушного Кодекса РФ отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами на основании лицензий выданных в установленном порядке.

На сновании п.22 ч.1 ст.12 ФЗ РФ « О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежит деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст.2 Воздушного Кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из воздушного Кодекса, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а так же принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (п. 1). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (п. 2).

В статье 32 ВК РФ закреплены понятие судна и его виды. Так, согласно данной норме воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.Воздушные судна подразделяются, в том числе на пилотируемое воздушное судно (воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту), и на беспилотное воздушное судно (воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Исходя из классификации воздушных судов, закрепленной в ст. 32 ВК РФ, аэростат является легким воздушным судном. Федеральные авиационные правилаполетов в воздушном пространстве Российской Федерации в п.10 определяют понятие "аэростат", как летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

Судом установлено, что в соответствии с нормами ВК РФ, Федеральными авиационными правилами и выданными на основании и с соблюдением требований вышеперечисленных законодательных актов Сертификатов летной годности аэростат, находящийся в собственности ООО «Юг Эверест Строй», является «Единичным экземпляром воздушного судна авиации общего назначения».

В соответствии со ст. 36 ВК РФ установлено, что гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

Согласно руководству по летной эксплуатации теплового аэростата, разработанному в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в области авиации, аэростат предназначен для использования:

в учебно-тренировочных полетах;

для участия в спортивных и демонстрационных мероприятиях.

В соответствии со статьей 61 ВК РФ, использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации общего назначения, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом (свидетельства) экплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Приказом Минтранса РФ от 17-07-2008 108 (ред. от 23.06.2009) утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Главой 12 указанных Правил установлены Особенности организации и выполнения полетов в авиации общего назначения, в том числе Особенности полетов на аэростатах, дирижаблях и планерах авиации общего назначения. В п. 12.3 указано, что пилотируемые аэростатические летательные аппараты подразделяются на аэростаты и дирижабли. Полеты аэростатических летательных аппаратов выполняются в соответствии с заданными органом ОВД условиями и классифицируются по видам: свободный полет - полет аэростата или дирижабля, выполняемый в воздушном пространстве с заданными органами ОВД аэронавигационными ограничениями и условиями; привязной полет - подъем аэростата на швартовочных фалах, максимальная высота подъема регламентируется РЛЭ аэростата (или эквивалентным ему документом). Тем самым, указанными положениями Правил летательный аппарат аэростат относится к Авиации общего назначения (АОН).

Согласно ч.3 ст.101 Воздушного Кодекса РФ коммерческая воздушная перевозка - воздушная перевозка, предоставляемая за плату.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 21 ВК РФ, суда гражданской авиации общего назначения не используются для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ.

Согласно Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 года № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включаетработы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.

Из пояснений ответчика, которые в силу ст.55 ГПК РФ являются самостоятельными доказательствами по делу, ООО «ЮгЭверест Строй» предоставляет аттракцион с использованием теплового аэростата серии AT 104 модель 902ТА, серийный номер 2470917, который предусматривает привязной полёт на высоту до 30 метров.

Ответчик имеет все разрешительные документы, деятельность воздушного судна застрахована, что подтверждается договором страхования № 1976025008523 от 27.09.2019 года, заключенным со Страховым акционерным обществом «ВСК».

Работа по предоставлению услуг аттракциона осуществляется на территории Олимпийского парка согласно договору аренды земельного участка.

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 предусматривают, что Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов ( пункт 49).

Администрацией города Сочи ООО «Юг Эверест Строй» подъемы и полеты на привязном тепловом аэростате согласованы в период с 29.12.2018 по 31.12.2019 (л.д.14).

Управлением ФСБ России по Краснодарскому краю ответчику согласовано использование воздушного пространства в соответствии с п.46 Федеральных Авиационных правил (л.д.15).

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основаниях своих требований и возражений.

В силу ч.1 ст.68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд, оценив представленные сторонами доказательства, по своему внутреннему убеждению, с учетом установленных обстоятельств и вышеизложенных нормах Законодательства РФ, приходит к выводу, что исковые требования Сочинского транспортного прокурора не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юг Эверест Строй» о запрете осуществления коммерческих перевозок пассажиров на воздушном транспорте до получения лицензии – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть 27 ноября 2019 года.

Судья О.А.Крижановская

На момент опубликования не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО

Судья Крижановская О.А.