ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2583/2013 от 11.11.2013 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело №                                   

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                    г. Златоуст   

ФИО3 городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего:      Квашниной Е.Ю.,

при секретаре:      Коткиной Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора г. Златоуста Козловой С.Г., представителей заинтересованных лиц: Собрания депутатов Златоустовского городского округа Игнатенко С.Б., ОАО «Златмаш» ФИО1, ФИО2, администрации Златоустовского городского округа Мезенова Е.В.,

гражданское дело по заявлению прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города, утвержденные решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №»,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим опубликованного в газете «ФИО3 рабочий» ДД.ММ.ГГГГ решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города, утвержденные решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №», (т.1 л.д. 2-7).

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что оспариваемым решением Собрания депутатов ЗГО были утверждены изменения в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города, предусмотренные приложениями 1 и 2 к указанному решению. Согласно приложению 1 для земельных участков с кадастровыми номерами №, № установлена новая территориальная зона Б.1-административно-деловые, торгово-бытовые, культурно-просветительные, общественно- коммерческие, общественно-деловые зоны. При этом, в границах этих земельных участков ликвидированы зоны А 4.1 –парки, скверы, В.2- зона многоквартирных домов в четыре этажа и выше, В.1.1 – усадебная застройка. Для земельного участка с кадастровым номером № установлена зона В.2 –зона многоквартирных домов в четыре этажа и выше, при этом в границах указанного земельного участка ликвидированы зоны А.1 –леса, луга, А 4.1- парки, скверы, Г.2 –зоны коммунально-складских объектов, В 1.1 –усадебная застройка.

По информации Собрания депутатов ЗГО вышеуказанные изменения вносились в целях уточнения установленных градостроительным регламентом размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах проектирования микрорайона «Сосновый бор».

Вместе с тем, фактически решением Собрания депутатов ЗГО были утверждены изменения размеров и границ территориальных градостроительных зон с нарушением действующего градостроительного законодательства, поскольку публичные слушания по проекту утвержденных решением Собрания депутатов ЗГО № изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста не проводились.

    В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. на удовлетворении исковых требований натаивала по изложенным выше основаниям.

    Представитель Собрания депутатов Златоустовского городского округа Игнатенко С.Б., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.36), считает заявление прокурора г. Златоуста не подлежащим удовлетворению по изложенным в письменном отзыве на заявление основаниям (т.1 л.д. 44-49). Из отзыва следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по проекту планировки с межеванием территории микрорайона «Сосновый бор», впоследствии проект планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор» был утвержден распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ Оспариваемым прокурором г. Златоуста решением Собрания депутатов ЗГО в соответствии с п.п 1 п. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГрК РФ) изменения в Генеральный план города внесены в части принадлежащего ОАО «Златмаш» земельного участка площадью 35 га за минусом 13,92 га, от права собственности на которые ОАО «Златмаш» отказалось, то есть фактически уточнился размер земельного участка, по которому публичные слушания прошли ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, участок под торгово-досуговый центр разделен на два - торговый и досуговый в соответствии с новыми кадастровыми планами данных участков, что соответствует категории «иные показатели», предусмотренной пп.5 п. 1 ст. 38 ГрК РФ. Виды разрешенного использования земельных участков были установлены распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении видов разрешенного использования земельных участков» и оспариваемым решением не изменялись. Зонирование было уточнено в соответствии с прошедшим публичные слушания проектом планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор», поскольку до настоящего времени фактически границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования г. Златоуста определены декларативно, без установления границ в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. При указанных обстоятельствах, проведение повторных публичных слушаний при принятии оспариваемого решения, не требовалось.

    Представители заинтересованного лица ОАО «Златмаш» ФИО1 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 34), ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 35) считают заявление прокурора г. Златоуста не подлежащим удовлетворению по изложенным в письменном отзыве № от ДД.ММ.ГГГГ основаниям (т.1 л.д. 109-119). Из указанного отзыва следует, что

ОАО «ФИО3 машиностроительный завод» являлся собственником земельного участка общей площадью 35 га по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования «под жилую многоэтажную застройку». По инициативе местного органа самоуправления на основании ст. 46 ГрК РФ и выданного УАиГ администрации ЗГО технического задания предприятием был разработан проект планировки территории и проект межевания территории микрорайона «Сосновый бор»(земельный участок 35 га), выполненные на основании генерального плана г.Златоуст, утвержденного в ДД.ММ.ГГГГ и правового зонирования г. Златоуст. По указанному проекту планировки и межевания жилого микрорайона «Сосновый бор» в ДД.ММ.ГГГГ были проведены публичные слушания, по результатам которых проект был утвержден распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ После чего было проведено межевание земельного участка площадью 35 га на 19 земельных участков с разрешенными видами использования, соответствующими разделу 14 проекта планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор». Виды разрешенного использования девятнадцати земельных участков установлены распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ

На момент начала строительства в г. Златоусте стихийно образовалась инициативная группа, именуемая себя общественным движением «Веселая горка», которая выступает против строительства жилого микрорайона путем направления многочисленных жалоб в правоохранительные органы и иные организации в отношении ОАО «Златмаш», в результате чего предприятие не может начать строительство микрорайона и использовать принадлежащие ему земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Для снятия социальной напряженности и в связи с обращением инициативной группы в адрес Главы ЗГО по вопросу обмена земельных участков микрорайона «Сосновый бор» на другие муниципальные участки, ОАО «Златмаш» в установленном законом порядке оформило отказ от семи земельных участков общей площадью 13,92 га в пользу МО ЗГО на остальных земельных участках ОАО «Златмаш» намерено было стоить микрорайон в соответствии с уставными видами деятельности, а два участка под строительство торгового комплекса (гипермаркета) и торгово-досугового комплекса продать.

В связи с изложенным, возникла необходимость уточнить предельные (максимальные) и (или) минимальные размеры земельных участков, в части закрепления их границ в координатах в соответствии с градостроительным зонированием, а также иные показатели, поскольку границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования города до настоящего времени определены декларативно, без установления точных границ в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Собрание депутатов ЗГО оспариваемым решением в соответствии с п. 15 ст. 46 ГрК РФ внесло изменения в Правила землепользования и застройки в части установленных градостроительным регламентом предельных размеров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства на основании утвержденной местным органом самоуправления документации по проекту планировки и межевания территории, при этом изменения границ территориальных градостроительных зон не произошло, а были подтверждены действующие на дату принятия решения правила землепользования и застройки, которые соответствовали проекту планировки и межевания, утвержденному по результатам публичных слушаний, в связи с чем, повторных публичных слушаний не требовалось. Кроме того, обращаясь в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурором не указывается, в чем конкретно заключается нарушение прав и свобод и законных интересов этого круга лиц, и какое их право нарушено.

Представитель заинтересованного лица Администрации Златоустовского городского округа Мезенов Е.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д. 37-39) против заявленного прокурором г. Златоуста требования возражал, поддержав позицию Собрания депутатов ЗГО и ОАО «Златмаш».

    Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд находит требования прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) устанавливает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с частью 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, к числу которых относятся генеральные планы городских округов (статья 18 ГрК РФ).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Как установлено судом, решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены предусмотренные приложениями 1 и 2 изменения в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города, утвержденные решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1 л.д.12-13).

Согласно приложению 1 к Решению № для земельных участков с
кадастровыми номерами №, № уточнены границы и размеры территориальной зоны Б.1 - административно-деловые, торгово-бытовые,
культурно-просветительные, общественно-коммерческие общественно-деловые
зоны. При этом, в границах этих участков ликвидированы зоны А 4.1 (парки,
скверы), В.2 (зона многоквартирных домов в 4 этажа и выше), В 1.1 (усадебная
застройка).

Для земельного участка с кадастровым номером № уточнены границы и размеры территориальной зоны В.2 (зона многоквартирных домов в 4 этажа и выше) при ликвидации в границах данного участка зоны А.1 (леса, луга), А 4.1(парки, скверы), Г.2 (зоны коммунально-складских объектов), В 1.1 (усадебная
застройка).

Вышеуказанное решение Собрания депутатов ЗГО опубликовано в газете «ФИО3 рабочий» за ДД.ММ.ГГГГ года(т.1 л.д. 13).

Как следует из информации, предоставленной по запросу № от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г. Златоуста Собранием депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 84-86), вышеуказанные изменения вносились в целях уточнения установленных градостроительным регламентом размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах
проектирования микрорайона «Сосновый бор». В решении Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № описано два этапа, составляющие порядок проведения процедуры утверждения «Проекта предложений по внесению изменений в генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста (территория микрорайона «Сосновый бор» ), шифр 03-13-11. Второй план направлен на будущее.

На первом этапе утверждены изменения в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста (шифр проекта: 003-13-11) в части уточнения установленных градостроительных регламентов предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в границах проектирования микрорайона «Сосновый бор» на основании п. 15 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года.

При принятии обжалуемого решения были учтены результаты публичных слушаний по рассмотрению проекта планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор», проведенных ДД.ММ.ГГГГ (протокол публичных слушаний – т.1 л.д.8-10), последующее межевание земельного участка площадью 35 га с разрешенным видом использования - под жилую застройку, на 19 земельных участков, в том числе участок общей площадью 28792,0 кв.м. под размещение торгово-досугового комплекса, и установление видов разрешенного использования земельных участков распоряжением администрации ЗГО№ от ДД.ММ.ГГГГ года.

На указанное решение Собрания депутатов ЗГО прокурором г. Златоуста ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест (т.1 л.д. 15), из которого следует, что решением Собрания депутатов ЗГО фактически вносились изменения в Генеральный план города в части видов разрешенного использования земельных участков, а не в целях уточнения установленных градостроительным регламентом размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах проектирования микрорайона «Сосновый бор», и до внесения указанных изменений в силу ч. 11, 17 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ необходимо проведение публичных слушаний.

Решением Собрания депутатов ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ № на решение Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города, утвержденные решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №», в части не проведения публичных слушаний до внесения изменений указанным решением, отклонён (т.1 л..д.87).

Полагая, что изменения в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города внесены решением Собрания депутатов ЗГО с нарушением требований градостроительного законодательства, а именно ст. ст. 31,32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, без предварительного проведения публичных слушаний, прокурор г. Златоуста обратился с настоящим заявлением в суд.

Подготовка и утверждение генерального плана городского округа, а также внесение изменений в него, регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность определена как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в
процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального
строительства.

Согласно ч.1 ст.28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

В соответствии с положениями ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проведение публичных слушаний является завершающим этапом, предшествующим утверждению генерального плана. Законодателем предполагается, что на публичные слушания должен быть представлен окончательный вариант проекта генерального плана, учитывающий поступившие от заинтересованных лиц предложения и с учетом согласования уполномоченных органов.

Согласно ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, изменения в правила землепользования и застройки вносятся в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса.

Поступление предложений об изменении границ территориальных зон,
изменении градостроительных регламентов либо несоответствие правил
землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному
плану городского округа, схеме территориального планирования
муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные
планы или схему территориального планирования муниципального района
изменений согласно ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и
застройки направляются в комиссию (ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса),
которая в течение тридцати дней со дня их поступления осуществляет
подготовку заключения и направляет это заключение главе местной
администрации (ч. 4 ст. 33 Градостроительного кодекса).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в
заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о
подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и
застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные
правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения
заявителям (ч. 5 ст. 33 Градостроительного кодекса).

Согласно ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта изменений в правила землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального
планирования муниципальных районов, схемам территориального
планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального
планирования Российской Федерации.

По результатам указанной проверки орган местного самоуправления
направляет проект изменений в правила землепользования и застройки главе
муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия
предъявляемым требованиям в комиссию на доработку(ч. 10 ст. 31).

В силу положений ч. 11 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава муниципального образования при получении от органа местного
самоуправления проекта изменений в правила землепользования и застройки
принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в
срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки
проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального
образования и (или) нормативными правовыми актами представительного
органа муниципального образования (ч. 12 ст. 31).

В соответствии с ч. 15 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект изменений правил
землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной
администрации. Обязательными приложениями к проекту правил
землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и
заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления
ему проекта изменений в правила землепользования и застройки и указанных в
части 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представлении (ч.16 ст. 31).

Согласно требований ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, а равно и изменения в них утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки (проекту изменений) являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам
рассмотрения проекта правил землепользования и застройки либо проекта
изменений в них и обязательных приложений к проекту может утвердить
правила землепользования и застройки (изменения) или направить проект главе
местной администрации на доработку в соответствии с результатами
публичных слушаний по указанному проекту.

Таким образом, установленный градостроительным законодательством
порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
предусматривает обязательное обсуждение проекта изменений на публичных
слушаниях.

В соответствии с п.п.1 п. 2-1 ст. 18 Устава Златоустовского городского округа в компетенцию Собрания депутатов ЗГО входит вопрос по утверждению документов территориального планирования городского округа.

Суд считает, что при принятии оспариваемого решения № от ДД.ММ.ГГГГ Собрание депутатов ЗГО основывалось на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

К числу мер, обеспечивающих реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности, в том числе и в области градостроительной деятельности. Одной из форм выявления и учета мнения населения является проведение публичных слушаний (статья 28 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения, в том числе, при принятии генерального плана и внесении в него изменений (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46 Градостроительного кодекса РФ).

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15.07.2010 N 931-0-0, оценивая правовую природу публичных слушаний, пришел к выводу, что "будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. В связи с чем, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан".

Изложенное свидетельствует о том, что решения принятые населением на публичных слушаниях носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления и могут быть как приняты ими при принятия решения, так и отклонены.

Из пояснений представителей Собрания депутатов Златоустовского городского округа, ОАО «Златмаш» и материалов дела следует, что ОАО «Златмаш» на основании передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «ФИО3 машиностроительный завод» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 350000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под жилую многоэтажную застройку, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 187).

Постановлением Главы Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ г., ФГУП «Производственное объединение «ФИО3 машиностроительный завод» по заданию Управления архитектуры и градостроительства администрации ЗГО была разрешена разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории микрорайона «Сосновый бор», расположенного: <адрес>, планировочный район города: Юго-Восточный (03), территориальная зона 14, ограничения с Северо-Восточной стороны - речка Есаулка, с Северо-Западной стороны - ул. им. М.С.Урицкого, предприятию поручено выступить инвестором разработки данного проекта, по окончании разработки проекта постановлено провести публичные слушания и его утверждение в соответствии с действующим законодательством(т. 2 л.д. 162, 164-165).

ПК «ГПИ Челябинскгражданпроект» по заказу ОАО «Златмаш» в ДД.ММ.ГГГГ был выполнен проект планировки с межеванием территории микрорайона «Сосновый бор в г. Златоусте Челябинской области (т.2 л.д. 82-185), включающий в себя чертежи межевания территории, на которых были отображены границы формируемых земельных участков, информация о разрешенном использовании земельного участка и объектах капитального строительства на указанном земельном участке; вносимые изменения в «Карту градостроительного зонирования территории г.Златоуста»(градостроительная зона 03 14); в разделе 6.6 проекта «Проектное использование территории» среди показателей указаны территории микрорайона в границах красных линий, в том числе территории жилые (многоэтажная, среднеэтажная застройка), участки учреждений обслуживания внутримикрорайонного значения, из них: участок торгово-досугового комплекса площадью 2,8 га. Указанный проект имеет раздел 14 «Межевание территории», где в таблице 14.1 приведены основные технико-экономические показатели, том числе: позиция 1.1 – Субквартал 1. Участок нового строительства (жилая группа домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, площадью 3,24 га, позиция 4.1 - участок нового строительства (торгово-досуговый комплекс), площадь участка 2,8 га.

На основании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в газете «ФИО3 рабочий», были организованы и проведены ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по проекту планировки и межевания территории жилого микрорайона «Сосновый бор» (т.2 л.д. 188)..

Пунктом 7 Распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № проект планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор» был утвержден, распоряжение опубликовано в газете «ФИО3 рабочий ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 62, 153).

С целью привлечения инвесторов и оформления отказа от права собственности в пользу муниципалитета от земельных участков, на которых на основании проекта планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор» расположены объекты социального значения: школа, детские сады, парки, скверы, ОАО «Златмаш» было проведено межевание земельного участка площадью 35 га с разрешенным видом использования под жилую многоэтажную застройку на 19 земельных участков с разрешенными видами использования, соответствующими разделу 14 проекта планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор», в том числе: участок общей площадью 28792,0 кв.м под размещение торгово-досугового комплекса и площадью 33325,0 кв.м под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания.

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении видов разрешенного использования земельных участков» (т. 1 л.д. 70) в соответствии с распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ были установлены виды разрешенного использования девятнадцати образуемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером №, в том числе: земельный участок №, площадью 33325 кв.м - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания и земельный участок №, площадью 28792 кв.м – под строительство торгово-досугового комплекса(п.п. 1, 15 пункта 1).

Образованные таким образом земельные участки поставлены на кадастровый учет под №, №, Управлением Россреестра по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности ОАО «Златмаш» на указанные земельные участки с видами разрешенного использования: под строительство торгово-досугового комплекса и под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания (кадастровые паспорта земельного участка – т.1 л.д. 203-204, т. 2 л.д. 2-3) свидетельства – т.1 л.д. 205, т. 2 л.д. 4)

Решением ОАО «Златмаш» № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 161) земельный участок общей площадью 28792 кв.м с кадастровым номером № был разделен на два участка с видом разрешенного использования: под строительство торгово-досугового комплекса: ориентировочной площадью 15615,0 кв.м и 13177,0 кв.м

Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет под кадастровыми номерами № (площадью 13177+/-36кв.м и № (площадью 15615,0+/-39 кв.м) (кадастровые паспорта – т.1 л.д. 164-165,167-168,).

Право собственности ОАО «Златмаш» на указанные земельные участки зарегистрировано в Управлении Росреестра по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ г., о чем в ЕГРП сделаны записи регистрации № № и выданы соответствующие свидетельства (т.1 л.д. 162,163,166).

Пункт 7 распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ г.» в части утверждения проекта планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор», распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении видов разрешенного использования земельных участков», постановка земельных участков на кадастровый учет, являлись предметом судебного оспаривания по иску прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗГО, ОАО «Златмаш». Вступившим в законную силу решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 74-80) в удовлетворении исковых требований прокурору г. Златоуста о признании недействительными пункта 7 распоряжения администрации ЗГО № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ г.» в части утверждения проекта планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор», распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении видов разрешенного использования земельных участков», исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о постановке на учет земельных участков площадью 13177 кв.м. с кадастровым номером № и площадью 15615 кв.м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: под строительство торгово-досугового комплекса, отказано.

Как установлено в судебном заседании, проект планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор» был разработан на основании распоряжения Главы органа местного самоуправления – администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ

Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, порядок организации и поведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Не позднее, чем черед 15 дней после проведения публичных слушаний, орган местного самоуправления городского округа в соответствии с п.12 указанной статьи направляет главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний. На основании полученных документов Глава местной администрации принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (п. 13).

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) в течение семи дней со дня утверждения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (п.14).

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Вместе с тем,     в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 46 ГрК РФ проект планировки подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Оспариваемое прокурором г. Златоуста решение Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города, утвержденные решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №», вынесено на основании разработанного в соответствии с Генеральным планом города, схемой правового зонирования территории г. Златоуста, утвержденного администрацией ЗГО и прошедшего публичные слушания Проекта планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор».

Согласно разделу 6 пояснительной записки к Проекту планировки с межеванием территории микрорайона «Сосновый бор» (п.6.1) по правовому зонированию территория г.Златоуста на территории проектируемого микрорайона присутствуют зоны природные, природно-рекреационные (А1,А4.1), общественно деловые (Б1,Б3, жилые (В2), производственные (Г2), зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (К7). Проектом предлагается детализация функционального использования проектируемой территории с учетом предлагаемой застройки, с последующей корректировкой схемы правового зонирования территории г. Златоуста.

Как следует из прилагаемых к пояснительной записке схем функционального зонирования, размещения объектов СКБО (т.2 л.д. 102), функционального использования территории (т.2 л.д.104), эскиза застройки микрорайона (т.2 л.д. 155), плана межевания территории микрорайона (т.2 л.д. 186), а также вносимых изменений в «Карту градостроительного зонирования территории г. Златоуста «градостроительная зона 03 14)(т.2 л.д. 84), принадлежащие ОАО «Златмаш» земельные участки с кадастровыми номерами №, № с видом разрешенного использования: под строительство торгово-досугового комплекса расположены в территориальной зоне Б1(административно-деловая, торгово-бытовая, культурно-просветительная, общественно-коммерческая), земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования – под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания находится в территориальной зоне В2(зона многоквартирных домов в 4 этажа и выше).

Проект планировки с межеванием территории микрорайона «Сосновый бор», расположенного: <адрес> (03) территориальная зона 14, ограничения: с северо-восточной стороны - речка Есаулка, с северо-западной стороны - <адрес>, был в полном объеме без каких-либо изменений утвержден распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ г.(т.1 л.д. 154-155).

В силу ч. 15 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной
администрации поселения или главой местной администрации городского
округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить
изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения
установленных градостроительным регламентом предельных параметров
разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального
строительства.

Как следует из ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:

предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных
участков, в том числе их площадь;

минимальные отступы от границ земельных участков в целях
определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за
пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

предельное количество этажей или предельную высоту зданий,
строений, сооружений;

максимальный процент застройки в границах земельного участка,
определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая
может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

иные показатели.

    Установленный ч. 1 ст. 38 ГрК РФ перечень не является исчерпывающим.

    Из анализа оспариваемого решения Собрания депутатов ЗГО следует, что фактически указанным решением было подтверждено расположение принадлежащих ОАО «Златмаш» земельных участков с кадастровыми номерами 74:25:0307403:153, 74:25:0307403:155, 74:25:0307403:156 в территориальных зонах, соответствующих прошедшему публичные слушания проекту планировки и межевания территории микрорайона «Сосновый бор».

Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит обязанность органа местного самоуправления проводить
дополнительные либо повторные публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки, в части уточнения параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов
капитального строительства.

При таких обстоятельствах, до принятия оспариваемого решения Собрания депутатов ЗГО Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города, утвержденные решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №», проведение повторных публичных слушаний по тем вопросам, которые уже были предметом обсуждения на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ г., не требовалось.

Как следует из приложения 1 к решению Собрания депутатов ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ г., для земельных участков с кадастровыми номерами № уточнены размер и границы территориальной зоны Б.1-административно-деловые, торгово-бытовые, культурно-просветительные, общественно- коммерческие, общественно-деловые зоны. При этом, в границах этих земельных участков ликвидированы зоны А 4.1 –парки, скверы, В.2- зона многоквартирных домов в четыре этажа и выше, В.1.1 – усадебная застройка. Для земельного участка с кадастровым номером № уточнены границы и размеры территориальной зоны В.2 –зона многоквартирных домов в четыре этажа и выше, при этом в границах указанного земельного участка ликвидированы зоны А.1 –леса, луга, А 4.1- парки, скверы, Г.2 –зоны коммунально-складских объектов, В1.1–усадебная застройка.

Вместе с тем, как установлено вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗГО о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей (т. 1 л.д. 88-90), фактически границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования определены декларативно, без установления границ в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Как следует из пояснений в судебном заседании помощника прокурора г. Златоуста, представителя администрации ЗГО, до настоящего времени указанное решение администрацией ЗГО не исполнено, в орган кадастрового учета не представлены выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Указанные обстоятельства также подтверждены выданным по заявлению ОАО «Златмаш» администрацией ЗГО с целью разработки проекта и получения разрешения на строительство градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером № «под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания», площадью 33325 кв.м (т.2 л.д. 14-25). Согласно указанному градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером № на момент его выдачи значился расположенным в том числе, в лечебной зоне, в
которой предусмотрены основные виды разрешенного использования: лечебные корпуса для неинфекционных больных, лечебные корпуса для инфекционных больных, поликлиники, службы приготовления пищи; условно разрешенные виды использования: радиологическое и патологоанатомическое отделения, объекты культа, места парковки легковых автомобилей; вспомогательные виды разрешенного использования: прачечные и др.

Распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ в указанный градостроительный план в части указания на нахождение земельного участка в лечебной зоне внесены поправки (т.2 л.д. 36-37).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.07.2004 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ч. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4 и ФИО5", должны соблюдаться вытекающие из ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 8, 17, 34, 35 Конституции Российской Федерации требования, в силу которых ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, то есть не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.

Проведение повторных публичных слушаний может нарушить
права и охраняемые законом интересы ОАО «Златмаш», как собственника
земельных участков, расположенных в микрорайоне «Сосновый бор», поскольку
в случае отрицательного заключения по результатам публичных слушаний
общество, в нарушение ст. 36 Конституции Российской Федерации, фактически лишится возможности осуществлять полномочия собственника в отношении принадлежащих ему земельных участков, в части извлечения прибыли от осуществления застройки, как за счёт собственных средств, так и за счёт средств инвесторов.

Оценив совокупность представленных участниками процесса доказательств, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора г. Златоуста о признании недействующим решения Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №», не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурору г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки города, утвержденные решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №», - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через ФИО3 городской суд.

Председательствующий:                    Квашнина Е.Ю.

Решение не вступило в законную силу.