ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2586/2016 от 13.07.2016 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-2586/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2016 г. г. Хабаровск

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Кузьминова М.Ю.,

при секретаре Дудко Н.Е.,

с участием представителя ответчика ФИО1.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края к Дё Д.Т. о взыскании суммы субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края в лице представителя ФИО1 обратилось в суд с иском к Дё Д.Т. о взыскании суммы субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами. В обосновании заявленных требований указала, следующее.

Согласно п. 3.2.1 Положения о министерстве сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (далее - министерство, истец), утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр, министерство осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства.

В соответствии с ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 № 66-пр "О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" были утверждены Порядок и условия предоставления из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края субсидий на компенсацию части стоимости приобретаемой новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий (далее - Порядок и условия, субсидия, соответственно). Выплаты осуществлялись за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с п. 2 Порядка и условий целями государственной поддержки, предусмотренной Порядком и условиями, являлись:

- развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;

- стабильное обеспечение населения края высококачественной сельскохозяйственной продукцией;

- внедрение и развитие современных технологий в сельскохозяйственном производстве.

Согласно абзацам 4, 5 Порядка и условий одними из условий предоставления субсидии являлись:

- исполнение соглашений с министерством о предоставлении субсидий из краевого бюджета (далее - соглашение о предоставлении субсидии);

- предоставление гарантийного письма об использовании сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями, приобретаемой с учетом компенсации части стоимости новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий

сельскохозяйственными товаропроизводителями края за счет собственных (привлеченных) средств не менее установленного срока их полезного использования, но не менее пяти лет.

В соответствии с гарантийными письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято на себя обязательство об использовании ответчиком как главой крестьянского (фермерского) хозяйства сельскохозяйственной техники не менее восьми лет.

Субсидия в размере <данные изъяты> рублей перечислена на расчетный счет ответчика на основании платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашение о предоставлении субсидии заключено между министерством сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19.03.2015 № 93-р "Об организационно-штатных вопросах" министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края переименовано в министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края.

В соответствии с п. 11 Порядка и условий в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии субсидия подлежит возврату в краевой бюджет.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил свою деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства. В связи с прекращением ответчиком деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства нарушены цели и условия предоставления субсидии: прекращено стабильное обеспечение населения края высококачественной сельскохозяйственной продукцией, развитие современных технологий в сельскохозяйственном производстве; нарушены обязательства, указанные ответчиком в гарантийном письме, так как сельскохозяйственная техника, приобретенная на средства субсидии, должна была быть использована ответчиком как крестьянским (фермерским) хозяйством, а не физическим лицом.

Пунктом 12 Порядка и условий предусмотрен досудебный порядок возврата субсидии в краевой бюджет в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика министерством было направлено требование о возврате суммы субсидии в краевой бюджет в течение 20 рабочих дней со дня получения ответчиком требования. Заказное письмо возвращено в министерство в связи с истечением срока хранения. До настоящего времени денежные средства во исполнение требования о возврате субсидии от ответчика в краевой бюджет не поступали.

В соответствии с п. 13 Порядка и условий в случае неперечисления сельскохозяйственным товаропроизводителем края в краевой бюджет субсидии в
срок, установленный требованием, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов, начисленных до ДД.ММ.ГГГГ, определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Размер процентов, начисленных после ДД.ММ.ГГГГ, определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.

Размер процентов за пользование ответчиком чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ (дата прекращения ответчиком деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства) по ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи искового заявления) составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (расчет прилагается).

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьями 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит суд: взыскать с ответчика в пользу истца субсидию в размере <данные изъяты> рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.В судебном заседании представитель Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края в лице представителя ФИО1 заявленные исковые требования поддержала указанным в иске основаниям и просила их удовлетворить.

Ответчик Дё Д.Т. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О месте и времени рассмотрения дела извещался по указанному в материалах дела адресу, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, поскольку представитель истца не возражает против такого порядка производства по делу.

Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим снованиям.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики сельскохозяйственным товаропроизводителям могут выделяться бюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

По правилам пункта 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, соглашении о предоставлении субсидии.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между министерством сельского хозяйства (Министерство) и главой КФХ Дё Д.Т. (участник) заключено соглашение, предметом которого в соответствии в с пунктом 1.1 которого, предметом соглашения является взаимодействие и комплексное участие сторон в реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года №717, и Государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства, и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края 17.08.2012 года №277-пр.

Пунктом 2.2.6 указанного соглашения предусмотрена обязанность участника обеспечить возврат субсидии в краевой бюджет в случае установления Министерством фактов нарушения условий предоставления субсидии и (или) необоснованного получения субсидии в порядке и сроки, установленные нормативными актами Российской Федерации м Хабаровского края.

В соответствии со ст. 309 ГПК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края к Дё Д.Т. о взыскании суммы субсидии суд исходит из того, что достоверных доказательств нарушения условий предоставления субсидии и (или) необоснованного получения субсидии истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Довод о нарушении целей и условий предоставления субсидии в связи с прекращение деятельности Дё Д.Т. в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем были нарушены обязательства по использованию сельскохозяйственной техники в течение гарантированного срока с момента получения субсидии суд признает необоснованным, не подтвержденным достаточными доказательствами и не являющимся основанием для взыскания субсидии.

Отказывая в удовлетворении требований о взыскании субсидии суд, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края к Дё Д.Т. о взыскании суммы субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами оставить без удовлетворения.

Сторона, не присутствовавшая в судебном заседании вправе подать в Хабаровский районный суд Хабаровского края заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд путем подачи жалобы через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.

Судья Кузьминов М.Ю.