Дело № 2-2588/2018 19 ноября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Вершининой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
первоначально истцы обратились в суд с иском к администрации Красногвардейского района о признании права собственности в равных долях на занимаемое ими жилое помещение по адресу: <адрес>, в обоснование указав, что указанное жилое помещение предоставлено ФИО4 в 1999 году на основании решения жилищной комиссии Горжилобмена. Истцы зарегистрированы и постоянно проживают в указанном жилом помещении с 2000 года, 31 мая 2013 года истцы подписали с Жилищным агентством Красногвардейского района договор №КГ/0/2721 о передаче квартиры в собственность граждан. Вместе с тем истцы не могут реализовать свое право на приватизацию данной квартиры, поскольку в настоящее время право собственности зарегистрировано за Министерством обороны Российской Федерации, а не за Санкт-Петербургом, таким образом, свое право на приватизацию истцы реализовать не могут по не зависящим от них причинам.
В ходе рассмотрения дела, истцы уточнили исковые требования, судом произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Красногвардейского района на надлежащих ответчиков - Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Министерство обороны Российской Федерации.
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО1 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, доверили участие в деле представителям ФИО5 и ФИО6, которые в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объёме.
Ответчики Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третьи лиц администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Жилищное агентство Красногвардейского района», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав и оценив доводы сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, а также иные представленные в материалы дела доказательства, оценив их относимость, допустимость и достоверность, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Осуществление гражданского судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон предполагает, в том числе, право участвующих в деле лиц представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайства и доводов других лиц.
Согласно требованиям гражданского процессуального законодательства пояснения сторон являются одним из доказательств, подлежащих оценке в соответствии со ст.67 ГПК Российской Федерации в совокупности с другими имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Материалами дела установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено ФИО4 по ордеру №020866/22 от 17 декабря 1999 года. В качестве членов семьи указаны ФИО1 (сын), ФИО2 (внук) и Ф.
Истцы ФИО1 и ФИО2 проживают в указанном жилом помещении постоянно с 21 января 2000 года, истец ФИО3 с 08 октября 2007 года.
31 мая 2013 года между истцами и Жилищным агентством Красногвардейского района подписан договор №КГ/0/2721 о передаче квартиры в собственность граждан.
09 ноября 2013 года из Управления Росреестра СПб поступил отказ в регистрации права собственности на спорное жилое помещение, поскольку в отношении квартиры по адресу: <адрес> зарегистрировано право государственной собственности Российской Федерации, право оперативного управления 875 Квартирно-эксплуатационного отдела Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства Обороны РФ.
18 августа 2016 года из Управления Росреетсра СПб поступил повторный отказ в регистрации права собственности на спорное жилое помещение, поскольку отношении указанной квартиры зарегистрировано право государственной собственности Российской Федерации, право оперативного управления Северо-Западного КЭУ. При этом право собственности Санкт-Петербурга на данное жилье не зарегистрировано.
Согласно выписке из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира по указанному адресу находится в собственности Российской Федерации, в отношении квартиры зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Истцы в целях реализации своего права на приватизацию данной квартиры обращались в Министерство Обороны Российской Федерации с просьбой передать квартиру в собственность, в ответ на данное обращение истцам сообщено, что вопрос о передаче квартир в собственность от Министерства обороны Российской Федерации не урегулирован, рекомендовано обратиться в суд.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.
Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (подп. 1 п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности (подп. «а» п. 3 данного Указа).
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации на основании п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации и федерального закона о бюджете, издаваемого на соответствующий период, как правило, на финансовый год, включено в перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, которому на основании п. 2 части 3 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано право использования выделенных из федерального бюджета денежных средств в соответствии с установленными этой нормой разделами и подразделами, в частности, разделом «Национальная оборона».
При этом Министерство обороны Российской Федерации осуществляет вышеуказанные полномочия на основании ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и Указа Президента Российской Федерации от 07 июня 2011 года № 716), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В частности, согласно п. 7 Положения Минобороны России осуществляет следующие полномочия: - осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; (пункт 68); - проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдает разрешения на строительство, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 69); - осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (пункт 71).
Конкретные функции Министерства обороны Российской Федерации по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».
Так, п. 2 указанного постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; и) осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним; о) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.
Кроме того, пункт 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. При этом в силу ст. 11 указанного Федерального закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации на праве оперативного управления имущество может закрепляться только за юридическими лицами, созданными в форме казенных предприятий или учреждений.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 18 февраля 1998 г. № 219, Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 июля 2002 г. № 184.
Министерство обороны Российской Федерации в силу предоставленных ему полномочий и возложенных обязанностей должно было закрепить право оперативного управления на указанную квартиру за одной из подведомственных ему организаций, специализирующихся в сфере управления имуществом или жилищного обеспечения, как и представить соответствующие сведения в Росреестр федерального имущества.
Принимая решение об удовлетворении требований истцов о признании за ними права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, суд считает необходимым указать следующее.
Как видно из ордера №020866/22 от 17 декабря 1999 года, квартира по адресу: <адрес>, передана ФИО4 При этом данное жилье было выдано в обмен на квартиру <адрес>. Согласно справке, выданной администрацией Красногвардейского района от 21 марта 2013 года, ФИО2 и ФИО1 правом приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> не пользовались.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 6-П от 15 июня 2006 года, в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно ст.2 Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Судом также установлено, что размер предоставленного истцам жилого помещения соответствует требованиям закона, в частности ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из представленных истцами в материалы дела справок, выданных уполномоченными органами, следует, что они не участвовал в приватизации жилья.
С учетом изложенного и на основании требований части 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие у истцов предусмотренных законом препятствий для участия в приватизации жилья суд считает установленным.
Кроме того, ответчики и третьи лица доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для осуществления истцами своего права на приватизацию спорной квартиры, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представили, хотя с учетом их компетенции указанными сведениями они могут обладать. Доказательств приобретения в установленном порядке права на жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежности жилого помещения к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, равно как и оснований для регистрации права оперативного управления, суду не представлено.
На основании изложенного суд считает установленным отсутствие у истцов предусмотренных законом препятствий для участия в приватизации жилья, следовательно, у истцов имеется право на получение в собственность занимаемой ими квартиры, которое предусмотрено Законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», однако отсутствие в настоящее время процедуры передачи квартир в собственность от Министерства обороны Российской Федерации препятствует реализации истцами указанного права. При таких обстоятельствах данное препятствие может быть преодолено путем вынесения судебного решения о признании за истцами права собственности на занимаемое им по договору социального найма жилое помещение. Указанный способ защиты права соответствует требованиям ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 17 и ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Прекратить право оперативного управления ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на двухкомнатную квартиру <№>, общей площадью 56,70 кв.м., расположенную на 5-м этаже в доме <адрес>
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья /подпись/
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2018 года