Дело № 2-2596/2020
43RS0003-01-2020-003409-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2020 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Л.,
при секретаре Лобастове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Анны Александровны к ООО "Вайт Тревел", государственной коммерческой корпорации Эмирейтс о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Медведева А.А. обратилась в суд с иском к ООО "Вайт Тревел" о взыскании денежных средств, в котором указала, что 12.02.2020г. между истцом и ООО «Вайд Тревел» заключен договор авиаперевозки по маршруту Краснодар-Мале, Мале-Краснодар. Согласно условиям договора пассажирами являются истец и супруг, оплачена стоимость перевозки в размере 70 492 руб. {Дата} ответчик прислал на электронную почту сообщение об отмене рейса, тем самым изменив условия договора в одностороннем порядке, что привело к его неисполнению и как следствие расторжению. После этого истцом неоднократно были предприняты попытки в рабочем порядке договорится и вернуть уплаченные денежные средства. В конце июня истцу было предложено два варианта – либо возврат денежных средств в течение 12 месяцев, либо выбрать другое время вылета, истец не согласилась с предложенными вариантами. Ответчик отказал в возврате денег. Истцом направлена претензия в офис ответчика, ответа не последовало. Просит обязать ответчика вернуть денежные средства в размере 70 492 руб.; взыскать штраф в размере 50 % от присужденной судом суммы, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.(л.д. 5-6, 44-45).
К участию в деле привлечена в качестве соответчика государственная коммерческая корпорация Эмирейтс.
В судебное заседание не явилась истец, извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
В судебное заседание не явились представители ответчиков, извещены надлежащим образом, представлены возражения на исковое заявление, просили отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Судом установлено, что {Дата}. между истцом и ООО «Вайд Тревел» заключен договор авиаперевозки по маршруту Краснодар-Мале, Мале-Краснодар (Краснодар Дубай - Мале - Дубай - Краснодар (вылет из Краснодара: {Дата}. вылет из Мале: {Дата}) на пассажиров YAHOR SKAVARODKA и ANNA MEDVEDEVA, перевозчик Emirates (Представительство государственной коммерческой корпорации «Эмирейтс» в {Адрес}) общей стоимостью 70 492.28 которая была оплачена истцом в авиакомпанию.
Электронные билеты были забронированы и выписаны стороной ответчика, отправлены истцу на адрес электронной почты cgorskovorodko'ainbox.ru. указанный при бронировании.
{Дата} авиакомпания отменила рейсы по вышеуказанному маршруту, после чего истец в личном кабинете на сайте ответчика оставил заявку на вынужденный возврат билетов.
В соответствии с заявкой истца агентом были созданы и направлены в авиакомпанию соответствующие запросы на авторизацию возврата денежных средств за билеты под номерами RA 0400709127 и RA 0400709129 через BSPlink1.
Истец направила в адрес ответчика претензию, ответа не последовало.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от {Дата} потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п.3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Судом установлено, что ООО «Вайт Тревел» не оказывает услуги авиаперевозок, является агентом авиакомпании Эмирэйтс, в рамках агентского соглашения по продаже пассажирских перевозок №PSA 879 от {Дата}.Продажа услуг по авиаперевозке подразумевает все виды действий, необходимых для обеспечения пассажира действующим договором перевозки.
Согласно ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со ст. ст. 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора воздушной перевозки могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору воздушной перевозки пассажира применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.
При этом правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится основное место деятельности перевозчика.
Заключенный договор не является договором на туристическое обслуживание, является договором международной авиаперевозки.
Перевозчик является юридическим лицом, учрежденным в ОАЭ.
Нормы Закона "О защите прав потребителей" могут быть признаны сверхимперативными (нормами непосредственного применения) ввиду их соответствия признакам таких предписаний, и прежде всего критерию особого значения для защиты прав и интересов потребителей. Лишь некоторые, наиболее важные предписания Закона РФ "О защите прав потребителей" могут быть признаны таковыми. К числу сверхимперативных (норм непосредственного применения) в значении ст. 1192 ГК РФ относятся, в частности, положения: ст. ст. 8 и 10 (об обязанности предоставления потребителю информации о товаре, работе, услуге и его изготовителе (продавце)); ст. 15 (о компенсации морального вреда); а также ст. 16 (о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителей), и в частности п. 2 (о запрете обусловливать приобретение одних товаров (выполнение одних работ и услуг) приобретением других товаров (выполнением других работ и услуг)) и п. 3 данной статьи (о запрете выполнения продавцом (исполнителем) дополнительных работ и услуг за плату без согласия потребителя).
Согласно п.1 ст. 1192 ГК РФ правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права (нормы непосредственного применения).
Правила возврата пассажиру денежных сумм, уплаченных за воздушную перевозку, предусмотренные статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами, на иностранных перевозчиков не распространяются, если иное не предусмотрено соглашением о воздушном сообщении или соглашением между иностранным перевозчиком и пассажиром о выборе права, подлежащего применению к договору воздушной перевозки пассажира.
Судом установлено, что оказание услуг авиаперевозчиком стало невозможным по причинам, не связанным с действием или бездействием со стороны ответчика.
Судом установлено, что прекращение перевозок и невозможность пересечения границ для поездок в иностранные государства связаны с распространением новой короновирусной инфекциции.
Заслуживают внимания доводы стороны ответчика том, что в соответствии с заявкой истца агентом были созданы и направлены в авиакомпанию соответствующие запросы на авторизацию возврата денежных средств за билеты под номерами RA 0400709127 и RA 0400709129 (приложения {Номер}. 2) через BSPlink1. В течение нескольких месяцев данные запросы находились на рассмотрении у авиакомпании, пока перевозчик не изменил регламент действий с билетами и не разрешил оформлять возвраты, инструктировав агентов о том, что необходимо это делать впредь через глобальную систему бронирования (ГДС).
После получения данного распоряжения авиакомпании как принципала, агент оформил возврат денежных средств за билеты истца через ГДС 2, а первоначальные вышеуказанные запросы получили статус «Отклонено» ("Status: REJECTED") с указанием причины: запрос на возврат направлен через ГДС ('"REJECTED FOR REFUND IN GDS") BSPlink (система, созданная 1ATA для взаимного обмена клиринговой информацией между авиакомпаниями и агентами). IATA (ИАТА) - международная ассоциация воздушного транспорта. : Глобальная дистрибьюторская система (Global Distribution System. GDS) — международная компьютерная система бронирований. Используется агентами для выписки билетов авиакомпаний, для создания заявок на снятие мест и возврат.
В соответствии с п.231 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от {Дата}{Номер}, возврат проездной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки.
Не оспорены доводы агента о том, что поручения авиакомпании на возврат денежных средств на дату направления истцом претензии и дату подачи иска в суд, агент не получал, деньги, полученные от продажи авиабилетов истцу, не находились в распоряжении агента, осуществить возврат истцу денег без специального поручения авиакомпании агент не мог.
Агент выполнил все предусмотренные инструкцией перевозчика действия для оформления возврата денежных средств истцу и исполнил обязательства в полном объеме и надлежащим образом.
Не оспорены доводы стороны ответчика о том, что собственные правила авиаперевозчика устанавливают возможность обмена билета на более поздние даты, либо оформления ваучера, который пассажир может использовать в течение 12 месяцев с момента его выписки. Если оформленный ваучер не будет использован в течение одного года, то по истечении этого срока пассажир вправе запросить возврат денежных средств.
Авиакомпания осуществила возврат денежных средств в размере Р 70 492.28 на карту {Номер} с которой была произведена оплата.
Обстоятельства возврата денежных средств не оспаривались истцом в предыдущем судебном заседании.
Согласно действующему российскому законодательству срок возврата провозной платы составляет 3 года.
В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от {Дата}{Номер} «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, В ТОМ ЧИСЛЕ О ПРАВЕ ПЕРЕВОЗЧИКА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ ТАКОГО ДОГОВОРА ИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ВОЗВРАТА УПЛАЧЕННОЙ ЗА ВОЗДУШНУЮ ПЕРЕВОЗКУ ПРОВОЗНОЙ ПЛАТЫ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И (ИЛИ) ВОЗНИКНОВЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВВЕДЕНИИ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ИЛИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика (далее-постановление от 06.07.2020 № 991).
В соответствии с п. «б» п. 3 постановления от {Дата}{Номер}. перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
На день рассмотрения спора деньги за несостоявшуюся авиаперевозку возвращены на карту, с которой они были перечислены.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, то и сопутствующие ему требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд в удовлетворении исковых требований отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194,197,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Малова
Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}.
Судья Н.Л. Малова