ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25/2014 от 15.01.2014 Тотемского районного суда (Вологодская область)

 Дело № 2-25/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Тотьма                             15 января 2014 года

 Судья Тотемского районного суда Вологодской области Рычкова Н.В.,

 при секретаре Стуловой Л.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Тотемского муниципального района, администрации муниципального образования «город Тотьма» и Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского муниципального района о признании права на обращение в Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и об обязании Комитета по экономике и управлению имуществом заключить договор на передачу в собственность земельного участка,

 установил:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Тотемского муниципального района, администрации муниципального образования «город Тотьма», Комитету по экономике и управлению имуществом Тотемского муниципального района о признании права на обращение в орган осуществляющий распоряжение земельными участками о приобретении земельного участка с кадастровым номером <...> без совместного заявления в общую долевую собственность собственников жилого дома.

 В обоснование заявления указано, что на основании договора купли-продажи от "___"____20__ ФИО1, "___"____19__ года рождения, является собственником <...> квартиры №.... в <...>-хквартирном доме по <...>. Указанный дом расположен на земельном участке площадью <...> кв.м.

 "___"____20__ в указанном доме произошел пожар, в результате которого повреждена крыша дома, а также квартиры №.... расположенные в этом доме, находящиеся в собственности Тотемского муниципального района.

 В настоящее время по сообщению Администрации Тотемского муниципального района от "___"____20__ №...., дом №.... по ул. <...> исключен из реестра муниципальной собственности.

 Указывает, что по сведениям, поступившим от ответчика, указанный дом снят с технического учета "___"____20__ года. Эти утверждения, а также решения, если таковы имеются, носят явный характер злоупотребления своим положением, как со стороны Администрации района, так и со стороны <...> филиалa БТИ, поскольку ФИО1., либо Ц.В.Н.(прежний собственник квартиры №....) никаких определенных юридических действий для прекращения права собственности на квартиру №.... не принимали, какого либо извещения о снятии дома, в том числе квартиры №.... с технического учета в aдpec Цветковых не поступало. Право собственности на квартиру зарегистрировано за ФИО1 в установленном законом порядке, в ЕГРП за №.... внесена запись о праве собственности на указанную квартиру. Данное право на сегодняшний день никем не оспорено. Таким образом, при снятии с технического учета, а также при исключении дома №.... из реестра муниципальной собственности нарушены требования ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года №1301. Кроме этого действия Администрации города Тотьмы, а также действия Администрации Тотемского муниципального района, при обращении в суд в январе 20__ года с заявлением к Цветковой СВ. о прекращении права собственности на бесхозяйно содержимое жилое помещение и о продаже квартиры №.... по ул. <...> с публичных торгов свидетельствуют о том, что ответчики признают и заведомо знали о наличии у Цветковой СВ. права собственности на указанную квартиру.

 Несмотря на вышеуказанные действия ответчиков, Администрация Тотемского муниципального района еще в марте 20__ года опубликовала объявление в газете <...> о возможности предоставления земельного участка для строительства по адресу: <...>, и участок не был никому предоставлен в связи с принятием Тотемским районным судом решения о запрете сноса квартиры №.... в указанном доме.

 "___"____20__ года, ФИО1. обращалась к Главе Тотемского муниципального района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, как владелец квартиры №.... расположенной на указанном земельном участке. На заявление поступил ответ за №.... от "___"____20__ года, согласно которому требовались дополнительные документы, в том числе межевой план. Межевой план во исполнение указанных предложений был изготовлен ею за свой счет в июне 20__ года в городе <...>.

 Собрав все необходимые документы, ФИО1 "___"____20__ снова обратилась в Администрацию Тотемского муниципального района с заявлением о передаче земельного участка в собственность с приложением истребованных документов, в том числе межевого плана. На заявление поступил ответ за №.... от "___"____20__ года, согласно которому какого либо решения о предоставлении земельных участков находящихся в собственности владельцев многоквартирного дома не требуется, при этом документы, в том числе копия межевого плана ФИО1 не возвращены. Из смысла указанного ответа следует, что в предоставлении в её собственность земельного участка или его доли пропорционально площади её квартиры отказано, так как из ответа следует, что какого либо решения для предоставления земельного участка не требуется, в том числе согласования границ земельного участка, что противоречит указанным ниже нормативным актам.

 В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане-собственники, зданий, строений имеют исключительное праве на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков. Право выбора предоставляемого права принадлежит данным лицам (п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24.03.2005 года № 11). В связи с возникшими вопросами Высший Арбитражный суд РФ дал разъяснения, в соответствии с которыми в случае если передача земельного участка осуществляется после оформления прав на здания, строения суды должны исходить из того, что в соответствии со ст.8 Конституции РФ в РФ равным образом признаются и защищаются частная, муниципальная и иные формы собственности, а также равенство прав всех участников гражданского оборота, установленные ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», норма о приватизации зданий, строений одновременно с приватизацией земельного участка (п.7 ст.3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие Земельного кодекса РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды.

 Согласно п.3 ст.36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящиеся на неделимом земельном участке, принадлежат нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора с учетом долей в праве собственности на здание, для чего им требуется совместно с остальными собственниками помещений в этом здании обратиться в соответствующий орган для оформления договора аренды или купли-продажи. Согласно земельного законодательства предоставление земельного участка возможно либо в аренду либо в собственность, что предусматривает заключение соответствующего договора

 В устной форме представитель Цветковой СВ. адвокат Литвинов А.И. обратился в Администрацию города Тотьма зa разъяснениями по поводу предоставления указанного земельного участка в собственность Цветковой СВ. Должностные лица городской Администрации (начальник отдела по имуществу и землеустройству) сообщила, что необходимы заявления от всех собственников многоквартирного дома, а так как их нет, то и предоставление земельного участка ФИО1 невозможно. Кроме этого разъяснили, что вопросами предоставления земельных участков на территории города Тотьма в данном случае занимается Администрация Тотемского муниципального района, в лице Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом.

 Исходя из ответа Главы Тотемского муниципального района от
"___"____20__ №.... также следует, что приобрести земельный участок в
данном случае возможно только в общую долевую собственность, либо в
аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.   

 При обращении в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за присвоением кадастрового номера придомовой территории, специалисты потребовали от ФИО1 распоряжения администрации Тотемского муниципального района о согласовании границ земельного участка, на котором расположен жилой дом, без которого присвоение кадастрового номера придомовой территории невозможно. Согласно заключения кадастрового инженера (лист 7 межевого плана) границы земельного участка н1-н2-н3 являются смежными землями находящимися в государственной собственности до разграничения. Согласования границ не проводилось в соответствии с ч.3 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

 Указывает, что статья 36 ЗК РФ не устанавливает обязанность лиц, указанных в части 3 данной статьи, заключать договоры только в констукции «множественность лиц» на стороне приобретателей права. Она провозглашает лишь право на заключение такого договора (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.01.2004 года №А53-7097/2003-С4-41).

 Определением от 05 марта 2004 года №82-0 Конституционный суд РФ признал, что п.5 ст.36 ЗК РФ по своему смыслу а системе действующего правового регулирования направлен на защиту прав и законных интересов всех сособственников этих зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, и не может служить препятствием для реализации ими как участниками долевой собственности правомочий по распоряжению принадлежащими им долям в праве собственности на соответствующие строения, а также основанием для отказа в эффективной судебной защите. По данному вопросу имеются разъяснения в п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года №11. При этом указывается, что при рассмотрении споров, вязанных с приобретением неделимых земельных участков вышеупомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них.

 Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ компетентный орган местного самоуправления в течение месяца со дня поступления заявления должен принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.23 ЗК РФ либо подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

 Из содержания статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует, что собственники объектов недвижимости расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 10.12.2013 года исковые требования истцом были уточнены, просят пункт второй исковых требований изложить в следующий редакции: обязать Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского муниципального района подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> на передачу в собственность ФИО1 и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

 Истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем. Показала, что с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка она обращалась неоднократно. Получала ответы из администрации Тотемского муниципального района. В частности ей сообщили, что необходимо изготовить межевой план. Она заказала его специалистам в <...>. Предоставила данный документ в Комитет по экономике и управлению имуществом. Однако, до настоящего времени земельный участок в её собственность не передан.

 Представители истца ФИО2 и Литвинов А.И. заявленные требования поддержали. Просили признать за ФИО1 право на обращение в Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу в её собственность без участия других собственников; обязать Комитет подготовить проект договора на отчуждение земельного участка ФИО1 и направить его в её адрес.

 Показали, что квартира №.... по адресу: <...> принадлежит на праве собственности ФИО1 Другие <...> квартиры не имеют собственника, так как после пожара, они исключены из реестра муниципальной собственности. Считают, что согласно ст.36 ЗК РФ, ФИО1 имеет право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположена её квартира.

 В судебных заседаниях 10.01.2014 г. и 15.01.2014 г. заявили, что уточняют исковые требования и просят обязать ответчика подготовить проект договора на передачу ФИО1 всего земельного участка, так как такое решение не нарушает права других лиц.

 Каким образом будет осуществлена передача земельного участка по договору купли-продажи, как указано в ст.36 ЗК РФ или безвозмездно, о чем заявляет представитель администрации Тотемского муниципального района, для истца не имеет значения. Они согласятся с любым договором на передачу в собственность земельного участка.

 Ответчик – представитель администрации Тотемского муниципального района ФИО3 исковые требования признала частично. Согласна, что имеются законные основания для принятия и рассмотрения заявления ФИО1 без участия других собственников жилого помещения ввиду их отсутствия. Однако полагает, что с учетом <...> доли ФИО1 в общедолевой собственности на дом, она имеет право на <...> долю земельного участка, расположенного по адресу: <...>. также считает, что в этом случае применима ст.16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ».

 Ответчик – представитель Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского муниципального района ФИО4 иск не признал. В судебном заседании 10.10.2013 года показал, что проблема в разрешении данного вопроса заключается в том, что фактически нет объекта недвижимости. Износ дома составляет <...>%. Так как право собственности ФИО1 документально не прекращено, то она может зарегистрировать свое право на земельный участок.

 Ответчик – представитель администрации муниципального образования «город Тотьма» ФИО5 показала, что иск не признает. Считает, что администрация муниципального образования «город Тотьма» является ненадлежащим ответчиком. Администрация МО «город Тотьма» не наделена какими-либо полномочиями по распоряжению указанным земельным участком.

 Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, просили рассмотреть дело без их участия. В отзыве на исковое заявление указали, что на дату составления отзыва в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о зарегистрированных правах на <...> квартиру, площадью <...> кв.м., назначение - жилое, этаж - <...>, расположенную по адресу: <...>.

 "___"____20__ Управлением осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования <...> на основании постановления <...> №.... от "___"____19__.

 Управлением осуществлена государственная регистрация права собственности Р.А.В. на основании договора на передачу <...> от 11.12.2003, зарегистрированного в комитете по экономике и управлению имуществом исполнительного комитета <...> муниципального Собрания.

 "___"____20__ Управлением осуществлены государственная регистрация сделки и государственная регистрация перехода права собственности к Ц.В.Н. на основании договора купли-продажи квартиры от "___"____20__, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "___"____20__ за №.....

 "___"____20__ Управлением осуществлены государственная регистрация сделки и государственная регистрация перехода права собственности к ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от "___"____20__, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "___"____20__ за №.....

 Сведения о зарегистрированных правах на квартиры №.... расположенные по адресу: <...>, в ЕГРП отсутствуют.

 Также в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>.

 По имеющимся в Управлении сведениям государственного кадастра
недвижимости (далее - ГКН) земельный участок с кадастровым номером
<...> площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования - жилой фонд в составе земель населенных пунктов, расположен по адресу: <...>. Дата внесения номера в ГКН "___"____20__.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 Закона о регистрации обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие данного закона (после 31.01.1998).

 Как следует из содержания искового заявления, истец полагает, что имеет право на приобретение земельного участка с кадастровым номером <...> в собственность в связи с тем, что является собственником квартиры, расположенной в <...> жилом доме, находящемся на указанном земельном участке.

 В соответствии с положениями пункта 1 статьи 290 ГК РФ, пункта 1 статьи 36 ЖК РФ, общим имуществом в многоквартирном доме является земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

 В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется уполномоченным органом государственной власти. При этом Законом о кадастре также предусмотрено, что полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные государственные бюджетные учреждения. Такие учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом указанные учреждения являются самостоятельными юридическими лицами.

 На территории <...> области непосредственно государственный кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <...> (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <...>), расположенным по адресу: <...>,

 Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее -Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел (Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»).

 Из искового заявления следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, снят с технического учета и исключен из реестра муниципальной собственности.

 В дополнение к отзыву указали, что согласно ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

 Указанные земельные участки переходят в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в порядке и на условиях установленных статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее Закон о введении в действие ЖК).

 В соответствии с п. 5 названной статьи с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ (до 01.03.2005) и в отношении него был проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (п. 2). Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 3).

 Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 4 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ),

 Согласно сведениям ГКН, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.08.2007г., имеет вид разрешенного использования - жилой фонд в составе земель населенных пунктов. Полагаем, что в данном случае земельный участок не является сформированным в смысле ст.36 ЖК РФ, ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ.

 Также в связи с запросом суда сообщили следующее.

 Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -ЕГРП) при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющегося общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 14.02.2007 № 29, внесение в ЕГРП размера долей в праве обшей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию, решении (протоколе) общего собрания собственников (ином соглашении участников общей долевой собственности) на общее имущество в многоквартирном доме, в котором также указываются сведения о собственниках конкретных помещений (жилых и нежилых).

 Если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, то в ЕГРП вносятся сведения о помещении, принадлежащем участнику общей долевой собственности, и указывается, что доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме пропорциональна размеру общей площади этого помещения.

 В соответствии с п.74 Правил ведения ЕГРП, утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.98 N 219(далее -Правила), сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, включаются в выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме свидетельство о государственной регистрации права посредством дополнительного описания в нем названных объектов недвижимости и указания размера доли в праве общий собственности на это имущество в соответствии с п.39 Правил.

 Третье лицо – представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в отзыве на заявление сообщили, что на момент составления отзыва в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>, площадью <...> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилой фонд.

 По данному земельному участку отсутствуют сведения о правах и обременениях.

 Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

 Данный земельный участок является ранее учтенным. Сведения внесены в ГКН "___"____20__ – об объекте недвижимого имущества – здание, с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>, этажность – <...> этажа, назначение – жилой дом, площадью <...> кв.м.

 Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.

 Как установлено в судебном заседании, квартира №.... в доме №.... по ул. <...> принадлежит на праве собственности ФИО1

 Согласно Свидетельству о государственной регистрации права, её право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.04.2008 года. Её право собственности на объект не прекращено, в том числе по основаниям гибели или уничтожения имущества, о чем в судебном заседании заявил представитель Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом. Квартира №.... до настоящего времени имеет статус жилого помещения.

 Поэтому его доводы в части того, что нет объекта собственности, суд признает несостоятельными.

 Согласно кадастровой выписки о земельном участке, данный дом расположен на земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...> (л.д.22).

 Квартиры №.... в доме №.... не имеют собственника и в них никто не проживает. Следовательно, требования Комитета по экономике и управлению муниципальном имуществом о совместном обращении граждан с заявлением о приобретении земельного участка являются неправомерными.

 При таких обстоятельствах, суд признает за ФИО1 право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка без совместного обращения других лиц.

 В соответствии со ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

 Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

 Согласно ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

 В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

 Таким образом, ФИО1 имеет право на долю земельного участка, так как в жилом доме №.... по ул.<...> – <...> квартиры. Её доля на земельный участок, который находится в общедолевой собственности составляет <...> долю.

 Поэтому требования ФИО1 в этой части подлежат частичному удовлетворению и за ней признается право на приобретение ? доли земельного участка.

 Согласно решения муниципального Собрания и Положения о Комитете по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского муниципального района, вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, полномочия на которые не разграничены, находятся в ведении администрации Тотемского муниципального района и Комитета.

 Администрация муниципального образования «город Тотьма» какими-либо полномочиями по объекту недвижимости и земельному участку, расположенному под ним не имеет. Поэтому суд признает их ненадлежащими ответчиками и освобождает от какой-либо ответственности в этой части.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

 Признать за ФИО1 право на обращение в Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского муниципального района о предоставлении земельного участка по адресу: <...>, с кадастровым номером <...> – в собственность без совместного обращения всех собственников жилого помещения.

 Возложить обязанность на Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского муниципального района подготовить проект договора на отчуждение <...> доли указанного земельного участка в общедолевую собственность ФИО1 и направить его в адрес ФИО1.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.

 Судья                                 Н.В. Рычкова

 Мотивированное решение изготовлено 20 января 2014 года.

 Судья                                 Н.В. Рычкова