Дело № 2-2603/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2021 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Бадмахалгаевой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании заключения служебной проверки, увольнения незаконными, изменении формулировки увольнения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее УФСИН по РК, Управление, ответчик), ссылаясь на следующие обстоятельства. 21 февраля 2021 г. ФИО1 направил заказным письмом рапорт об увольнении его из органов уголовно-исполнительной системы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российский Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Однако в конце марта 2021 г. он получил приказ о расторжении контракта и увольнении, ответ об отказе в удовлетворении рапорта об увольнении по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российский Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».Так, приказом УФСИН по РК № 62-л/с от 24 марта 2021 г. с ним (истцом) расторгнут контракт и он уволен по п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российский Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Основанием для увольнения послужило заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушение условий контракте, представление к расторжению контракта и увольнению со службы уголовно-исполнительной системы (далее УИС). 23 марта 2021 г. начальником УФСИН по РК утверждено заключение о результатах служебной проверки по факту возбуждения 15 марта 2021 г. в отношении истца уголовного дела по ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Полагает, что руководство УФСИН по РК должно было удовлетворить его рапорт об увольнении, направленный 21 февраля 2021 г. Во время проведения служебной проверки от 23 марта 2021 г. опрошен был только один сотрудник ФИО9 который ничего конкретного не пояснил по факту возбуждения в отношении истца уголовного дела. В заключении проверки не указаны факты, обстоятельства, в результате которых нарушены условия контракта со стороны ФИО1, какими действиями или бездействиями ФИО1 нарушил обязанности, обязательства, требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в заключениях и представлении не указаны. Из этого следует, что заключение служебной проверки, заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушение условий контракта и в представление к расторжению контракта и увольнению со службы в УИС необъективны, незаконны и необоснованны. До настоящего времени ФИО1 не вручена трудовая книжка, при ознакомлении представителем истца ФИО2 с приказом № № от 24 марта 2021 г. и после изменения меры пресечения на домашний арест также не была вручена. Полагает, что срок подачи искового заявления не пропущен. Просит признать незаконным заключение служебной проверки УФСИН по РК от 23 марта 2021 г., заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта УФСИН по РК от 24 марта 2021 г., признать представление к расторжению контракта и увольнению со службы в УИС от 24 марта 2021 г. незаконным; изменить формулировку увольнения приказа УФСИН по РК № № от 24 марта 2021 г. с п. 14 ч. 2 ст. 84 (в связи с нарушением условий контракта) на п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет) Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российский Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; изменить формулировку основания увольнения приказа УФСИН по РК № 62-л/с от 24 марта 2021 г. с заключения об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушение условий контракта ФИО1 от 24 марта 2021 г., представление к расторжению контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системы на рапорт ФИО1 об увольнении от 21 февраля 2021 г.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 дополнил исковые требования, просил признать заключение служебной проверки УФСИН по РК от 24 февраля 2021 г. незаконным в части, касающейся ФИО1
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 исковые требования с учетом его дополнения поддержали, просили их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что в рамках проведенной проверки у ФИО1 не отбиралось объяснение, с заключением данной проверки от 24 февраля 2021 г. его не ознакомили, ответчик не представил относимых доказательств, подтверждающих законность увольнения истца.
Представитель УФСИН по РК ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы служебных проверок в отношении ФИО1, личное дело №109, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российский Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 82 Федерального закона от 19 июля 2018 г.№ 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе прекращается в случае увольнения сотрудника.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 указанного Закона контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (п. 4), в связи с нарушением условий контракта сотрудником (п. 14).
На сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе (п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 197-ФЗ от 19 июля 2018 г.).
Как следует из материалов дела ФИО1 проходил службу с февраля 2008 г., с 13 ноября 2018 г. в должности заместителя начальника колонии-начальника центра ФКУ КП-3 УФСИН по РК, имел звание майора внутренней службы.
Статьей 12 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ сотрудник обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; беречь государственное имущество, в том числе имущество, предоставленное ему для исполнения служебных обязанностей; не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Согласно должностной инструкции заместителя начальника колонии-начальника центра ФКУ КП-3 УФСИН по РК ФИО1 в полном объеме курирует производственно-хозяйственную деятельность колонии-поселения (п. 7); при делегировании соответствующих полномочий начальником учреждения, имеет право подписи договоров и контрактов по линии деятельности Центра трудовой адаптации осужденных (п. 10); осуществляет общее руководство работой Центра в пределах своей компетенции, самостоятельно решает вопросы, связанные с производственной, хозяйственной, учебной и воспитательной деятельностью Центра (п. 14); несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач (п. 16).
Приказом УФСИН по РК № 62-лс от 24 марта 2021 г. с ФИО1 расторгнут контракт, он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе с 24 марта 2021 г. на основании п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ, то есть в связи с нарушением условий контракта сотрудником. Выслуга лет по состоянию на день увольнения составила: в календарном исчислении 16 лет 00 месяцев 19 дней, в льготном – 22 года 6 месяцев 1 день.
Основанием увольнения явилось заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта ФИО1 от 24 марта 2021 г., представление к расторжению контракта и увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе.
Так, 29 января 2021 г. на имя начальника Управления поступил рапорт старшего оперуполномоченного группы розыска оперативного отдела УФСИН по РК о выявленной недостачи голов крупнорогатого скота, находящегося на балансе ФКУ «Колония поседение № 3 УФСИН по РК», в связи с чем 01 февраля 2021 г. начальником Управления издан приказ № 46 о назначении служебной проверки.
При этом до назначения проверки, во время её проведения (с 22 января 2021 г. по 17 марта 2021 г.) истец отсутствовал на службе в связи с временной нетрудоспособностью (л.д. 144-148), в связи с чем отобрать объяснение у него не представилось возможным. На момент проверки ФИО1 имел три непогашенных взыскания.
По результатам указанной проверки 24 февраля 2021 г. начальником УФСИН по РК ФИО4 утверждено заключение, в соответствии с которым факт недостачи крупного рогатого скота, находящегося на балансе ФКУ «Колония поседение № 3 УФСИН по РК», признан подтвердившимся, установлено нарушение ФИО1, формально подошедшему к оформлению документации, пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6е контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, пунктов 7, 10, 14, 16 должностной инструкции, пунктов 8, 12 ст. 12, п.п. 4 п. 1 ст. 13, п. 5 ст. 15 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ, выразившееся в соблюдении требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, не добросовестном выполнении предусмотренных по занимаемой штатной должности обязанностей, растрате государственного имущества, в том числе имущества, предоставленного ему для исполнения служебных обязанностей, допущении злоупотреблении служебными полномочиями, не соблюдении установленных федеральными законами ограничений и запретов, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, не соблюдении требований к служебному поведению сотрудника, а также совершении действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному выполнению им служебных обязанностей.
В соответствии с контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе, заключенным между истцом и ответчиком от 12 ноября 2018 г., ФИО1 обязан служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ о службе в уголовно-исполнительной системе и контрактом (п. 5.1); соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ о службе в уголовно-исполнительной системе (п. 5.2); честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности (п. 5.3); нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств (п. 5.4).
Согласно п. 5 заключения служебной проверки от 24 февраля 2021 г. вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя начальника колонии – начальника центра ФКУ «Колония поседение № 3 УФСИН по РК» ФИО1 решено рассмотреть по закрытию листка по временной нетрудоспособности.
Судом установлено, что по результатам указанной проверки к дисциплинарной ответственности истец не привлекался, следовательно, для ФИО1 обжалуемое заключение не повлекло негативных последствий.
Материалы служебной проверки от 24 февраля 2021 г. направлены в Яшкульский МСО СУ СК России по РК для принятия решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 144-145 Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее УПК РФ).
Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела <данные изъяты> и принятии его к производству от 15 марта 2021 г. в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 160 УК РФ.
Приказом УФСИН по РК № 129 от 15 марта 2021 г. в связи с поступлением рапорта старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения собственной безопасности Управления о возбуждении уголовного дела <данные изъяты> в отношении ФИО1 назначено проведение служебной проверки в целях объективного расследования причин и обстоятельств по данному факту.
В соответствии с заключением о результатах служебной проверки по факту возбуждения уголовного дела в отношении ФИО1, утвержденным 23 марта 2021 г. начальником УФСИН по РК ФИО4, в рамках проверки ФИО1 от дачи письменных объяснений отказался, о чем составлен акт от 23 марта 2021 г., на основании ч. 1 ст. 14 УПК РФ, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ, Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ, утвержденного приказом Минюста № 341 от 31 декабря 2020 г., дисциплинарная ответственность к сотруднику ФИО1, в отношении которого возбуждено уголовное дело не может быть применена.
Обращаясь с настоящим иском в суд, ФИО1 полагает, что заключениями служебной проверки от 24 февраля 2021 г., от 23 марта 2021 г. нарушены его права.
Положениями ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ установлено, что служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона. Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения.
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
За совершение преступления сотрудник несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием реализации права на судебную защиту является именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица.
Таким образом, поскольку принятые решения по установленным в ходе проведения указанных служебных проверок не повлекли для истца последствий, неправомерного нарушения, ограничения его прав, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для их отмены, и признания данных заключений незаконными, не имеется.
То обстоятельство, что не исполнено содержащееся в заключении по результатам служебной проверки от 24 февраля 2021 г. указание об ознакомлении ФИО1 с ее результатами, не свидетельствует о нарушении порядка проведения такой проверки.
Заключением об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта майора внутренней службы ФИО1, заместителя начальника колонии – начальника центра ФКУ КП-3 УФСИН по РК, утвержденным 24 марта 2021 г. начальником Управления ФИО4, предложено расторгнуть контракт и уволить со службы в уголовно-исполнительной системе ФИО1 по п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ в связи с нарушением последним пунктов 4.1, 4.3, п. 4.4, п. 4.5 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 01 июня 2020 г., пунктов 5, 6, 8 и 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпунктов «в, д, к» пункта 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственный государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5. При принятии указанного решения принято во внимание, что информация о возбуждении в отношении ФИО1 уголовного дела и избрании к нему меры пресечения вызвала большой общественный резонанс, широко освещены в средствах массовой информации, чем нанесен ущерб имиджу и деловой репутации уголовно-исполнительной системы, а также образу сотрудника уголовно-исполнительной системы в глазах общественности. Указанное заключение явилось основанием для расторжения с истцом служебного контракта и увольнении со службы.
Аналогичное содержание имеется в представлении от 24 марта 2021 г. к расторжению контракта и увольнению со службы уголовно-исполнительной системы по п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 декабря 2005 г. № 17-П, лица, несущие службу в уголовно-исполнительной системе выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный, в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта.
Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.
В интересах службы, действуя в рамках своей дискреции, законодатель вправе установить специальные основания прекращения служебных отношений с теми сотрудниками, которые допускают нарушения условий контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2019 г. № 3369-О, п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусматривая возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением им условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что, в конечном счете, способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций.
По условиям служебного контракта от 01 июня 2020 г., заключенного между истцом и ответчиком, ФИО1 обязался быть верным присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы, добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкции, соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей.
Исходя из того, что в отношении ФИО1 как сотрудника органов уголовно-исполнительной системы возбуждено уголовное дело, с учетом характера преступления, в совершении которого обвиняется истец, ненадлежащего исполнения служебных обязанностей ответчиком правомерно принято решение о расторжении контракта и увольнении, что не противоречит приведенным правовым актам и не может служить основанием для признания недействительным заключения об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта майора внутренней службы ФИО1, заместителя начальника колонии – начальника центра ФКУ КП-3 УФСИН по РК, утвержденным 24 марта 2021 г.
Нарушение порядка увольнения судом не установлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что увольнение истца по п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ произведено в соответствии с требованиями закона, при наличии к тому оснований и с соблюдением установленного порядка, факт нарушения условий контракта ФИО1 установлен заключением об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта от 01 июня 2020 г. Следовательно, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выражая несогласие с основанием увольнения, ФИО1 в исковом заявлении указывает на то, что ответчиком не был рассмотрен его рапорт от 21 февраля 2021 г. об увольнении по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ по выслуге лет. Вместе с тем наличие рапорта об увольнении не свидетельствует о незаконности принятого ответчиком основания увольнения, поскольку положительного решения о реализации данного рапорта ФИО1 об увольнении из уголовно-исполнительной системы по выслуге лет не принято, что подтверждается соответствующим уведомлением (л.д. 80).
Рассматривая довод письменных возражений о пропуске срока исковой давности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ служебный спор в уголовно-исполнительной системе - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд (часть 3 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).
Частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника. Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Исполнение наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона (части 11, 12 и 15 ст. 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 92 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ в последний день службы сотрудника уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.
Если в последний день службы в уголовно-исполнительной системе сотрудником не получена на руки трудовая книжка по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя, сотруднику на следующий рабочий день направляется уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте. Со дня направления указанного уведомления уполномоченный руководитель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. По письменному обращению гражданина, не получившего трудовой книжки после увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе, уполномоченный руководитель обязан выдать ее либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина (части 9, 10 ст. 92 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что по общему правилу сотрудник, ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Вместе с тем законом установлен специальный срок для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, который составляет один месяц со дня ознакомления сотрудника с приказом об увольнении.
При этом надлежащее оформление прекращения с сотрудником служебных отношений, уведомление сотрудника об основаниях его увольнения путем ознакомления с приказом об увольнении, а также выдачи сотруднику трудовой книжки с соответствующей записью о прекращении служебных отношений является обязанностью уполномоченного руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы. С исполнением руководителем указанной обязанности закон связывает начало течения срока на обращение сотрудника, ранее состоявшего на службе в уголовно-исполнительной системе, в суд для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе.
Так, из материалов дела усматривается, что приказ об увольнении ФИО1 со службы был вынесен 24 марта 2021 г.
Копия приказа направлена истцу 25 марта 2021 г. по месту жительства, а также по месту исполнения меры пресечения (л.д. 83).
Доказательств получения истцом копии указанного приказа, а также трудовой книжки представлено не было.
Из искового заявления следует, что 21 июня 2021 г. представителю истца ФИО2 представлена, в частности копия приказа Управления № от 24 марта 2021 г.
Принимая во внимание, что с настоящим исковым заявлением ФИО1 обратился в суд 15 июля 2021 г., то есть в течение одного месяца со дня ознакомления представителем истца с приказом об увольнении, учитывая отсутствие сведений о получении ФИО1 копии приказа и трудовой книжки, довод ответчика о пропуске ФИО1 срока обращения в суд для разрешения служебного спора, является неправомерным, поскольку он сделан без учета приведенных норм права и названных выше юридически значимых обстоятельств.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным заключения служебной проверки от 23 марта 2021 года, заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия от 24 марта 2021 года, представления к расторжению контракта и увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе от 24 марта 2021 г., заключения служебной проверки от 24 февраля 2021 г. в части, касающейся ФИО1 незаконным; изменении формулировки увольнения приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия № 62-л/с от 24 марта 2021 г. с п. 14 ч. 2 ст. 84 (в связи с нарушением условий контракта) на п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет) Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российский Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; изменении формулировки основания увольнения приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия № 62-л/с от 24 марта 2021 г. с заключения об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушение условий контракта ФИО1 от 24 марта 2021 г., представления к расторжению контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системы на рапорт ФИО1 об увольнении от 21 февраля 2021 г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 декабря 2021 г. изготовлено в окончательной форме 24 декабря 2021 г.