ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-260/18 от 21.06.2018 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-260/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2018 года г. Анива

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Нужного И.В.

при секретаре Исаевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Анивский городской округ» к ФИО1 об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 2833 кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, путем смещения южной границы на север на 7 метров, установить в пользу муниципального образования «Анивский городской округ» сервитут на 1 год с 01 июня 2018 года по 01 июня 2019 года без оплаты на часть земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697,

установил:

27 марта 2018 года истец обратился в суд с данным исковым заявлением, в котором указано, что по договору безвозмездного пользования земельным участком от 29 декабря 2016 года администрацией Анивского городского округа предоставлен в безвозмездное пользование ФИО1 сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000025:697, из земель категории - земли населенных пунктов, площадью 2 833 кв.м, местоположение земельного участка: <адрес>.

В целях обеспечения интересов органа местного самоуправления для размещения линейного объекта – газопровод, МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа 17 августа 2017 года предложено заключение соглашения об установлении сервитута в части земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, по условиям которого ФИО1 предоставляет Учреждению для размещения линейного объекта право ограниченного пользования земельным участком площадью согласно схемы на кадастровом плане территории.

С условиями проекта соглашения об установлении сервитута на часть предоставленного земельного участка ФИО1 не согласилась, выразив в письменной форме свои условия соглашения о сервитуте, которые противоречат действующему законодательству, о чем последней дан письменный ответ.

05 февраля 2018 года в адрес ФИО1 Департментом архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования направлен проект соглашения о сервитуте в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697 для подписания, с установлением срока подписания 1 месяц со дня получения. По истечении месячного срока соглашения об установлении сервитута стороны не достигли.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, администрация муниципального образования «Анивский городской округ» просит суд изменить границы земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 2833 кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, путем смещения южной границы на север на 7 метров.

В ходе рассмотрения дела администрация муниципального образования «Анивский городской округ» представила дополнения к исковым требованиям, в которых указала, что обозначенный в иске линейный объект – газопровод введен в эксплуатацию 04 октября 2017 года, вместе с тем внести о нем сведения, в Единый государственный реестр прав, зарегистрировать права на него и передать эксплуатирующей организации не представляется возможным ввиду отсутствия у администрации прав на часть земельного участка, расположенного под линейным объектом и находящегося в границах земельного участка, предоставленного ответчику в безвозмездное пользование.

Право постоянного пользования земельными участками под линейным объектом на всей его протяженности зарегистрировано в органе регистрации прав в установленном порядке, данные участки относятся к муниципальной собственности.

Учитывая изложенное, администрация просит суд также установить в пользу муниципального образования «Анивский городской округ» сервитут на 1 год с 01 июня 2018 года по 01 июня 2019 года без оплаты на часть земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, принадлежащего ФИО1 на праве безвозмездного пользования, в координатах поворотных точек границ:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

X

Y

1

2

3

1

59 456,69

88 616,1

2

59 465,23

88 642

3

59 459,14

88 644,52

4

59 458,51

88 642,56

5

59 460,26

88 641,79

6

59 453,05

88 617,36

обременяемый сервитутом земельный участок общей площадью 121 кв.м – часть земельного участка площадью 2 833 кв.м с кадастровым номером 65:05:0000025:697.

В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО2, действующая по доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом ранее представленных дополнений.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

В представленном суду письменном отзыве указала, что в рамках Федеральной программы «На Дальний Восток» на основании Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ ей был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000025:697 (местоположение: <адрес>), 29 декабря 2016 года заключен договор безвозмездного пользования земельным участком сроком на 5 лет.

В рамках данной программы гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, площадь которого не превышает одного гектара. ФИО1 было запрошено менее максимально возможной площади земельного участка, однако истец полагает возможным выражать свое волеизъявление об уменьшении площади предоставленного ей земельного участка, ссылаясь на пункт 21 статьи 8 № 119-ФЗ, которым предусмотрено, что в случае, если при установлении на местности границ земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование гражданину, выявлено фактическое пересечение или совпадение с границами одного или нескольких земельных участков, сведения о границах которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, либо пересечение в границами муниципального образования, либо с границами территорий, земель, зон, в которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданин праве обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении местоположения границ указанного земельного участка или об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и предоставлении ему другого земельного участка, сведения о котором ранее внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с приложением материалов, подтверждающих такие пересечения или совпадение.

Вышеуказанное право принадлежит гражданину, являющемуся правообладателем спорного земельного участка, и действия органа в своих интересах по изменению такого земельного участка являются неправомерными.

Отказ ФИО1 от заключения соглашения об установлении сервитута не является основанием для изменения границы установленного в рамках Федеральной программы земельного участка путем уменьшения его площади.

Кроме того, ФИО1 не согласна с требованиями истца в части, касающейся изменения границ земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, установлением срока действия сервитута на часть спорного земельного участка для эксплуатации и ремонта линейного объекта на 1 год с 01 июня 2018 года по 01 июня 2019 года, а также условиями об отсутствии платы за установление такого сервитута.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд, в части исковых требований об установлении в пользу муниципального образования «Анивский городской округ» сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, принадлежащего ФИО1, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.

Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела.

В судебном заседании установлено, что 29 декабря 2016 года по договору администрация муниципального образования «Анивский городской округ» в соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставила ФИО1 с безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000025:697, из земель категории «земли населенных пунктов», площадью 2833 кв.м, местоположение земельного участка: <адрес>. Согласно пункту 2.1 названного договора участок предоставлен сроком с 23 января 2017 года по 22 января 2022 года.

Согласно акту приема-передачи земельного участка в безвозмездное пользование от 23 января 2017 года администрация Анивского городского округа передала, а ФИО1 приняла земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000025:697, из земель категории «земли населенных пунктов», площадью 2833 кв.м, местоположение земельного участка: <адрес>.

Договор безвозмездного пользования земельным участком зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 02 февраля 2017 года за .

Постановлением администрации Анивского городского округа -па от 25 ноября 2015 года (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Анивского городского округа -па от 13 февраля 2017 года) МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:

- земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 65:05:0000025:606, расположенный: <адрес>, параллельно автодороге «Анива-Соловьевка» (с южной стороны), от границы <адрес> до границы <адрес>, общей площадью 14446 кв.м, с разрешенным использованием: трубопроводный транспорт;

- земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 65:05:0000000:772, расположенный: <адрес>, общей площадью 20809 кв.м, с разрешенным использованием: трубопроводный транспорт;

- земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 65:05:0000020:365, расположенный: <адрес>, общей площадью 5940 кв.м, с разрешенным использованием: трубопроводный транспорт.

15 октября 2015 года и 01 декабря 2015 года МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа выданы разрешения на строительство 1 и 2 пускового комплексов газопровода <адрес>.

Вышеназванный линейный объект – газопровод введен в эксплуатацию 04 октября 2017 года, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию -RU.

Вместе с тем, внести о нем сведения в Единый государственный реестр прав, зарегистрировать права на него и передать эксплуатирующей организации истец не имеет возможности ввиду отсутствия у истца прав на часть земельного участка, расположенного под линейным объектом и находящегося в границах земельного участка, предоставленного ФИО1 в безвозмездное пользование по договору от 29 декабря 2016 года .

В целях обеспечения интересов органа местного самоуправления для размещения линейного объекта – газопровода, МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа 17 августа 2017 года предложено ФИО1 заключить соглашение об установлении сервитута части земельного участка, по условиям которого землепользователь предоставляет Учреждению для размещения линейного объекта право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком с кадастровым номером 65:05:0000025:697, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: размещение линейного объекта (газопровод), адрес: <адрес>, площадью 168 кв.м, согласно схеме на кадастровом плане территории.

Сервитут устанавливается в отношении части земельного участка 65:05:0000025:697/чзу1, срок установления сервитута с 17 августа 2017 года по 16 августа 2018 года, без осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации, плата за установление сервитута не взимается.

С условиями проекта соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка ФИО1 не согласилась, выразив в письменной форме свои условия соглашения о сервитуте.

Из представленного Департаментом архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации Анивского городского округа ответа, направленного в адрес ответчика 02 октября 2017 года следует, что заключение договора на предлагаемых ФИО1 условиях противоречит действующему законодательству.

Далее в ответе ФИО1 разъяснены положения пункта 21.2 статьи 8 № 119-ФЗ от 01 мая 2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому в случае, если при установлении на местности границ земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование гражданину, выявлено фактическое пересечение или совпадение с границами одного или нескольких земельных участков, сведения о границах которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, либо пересечение с границами муниципального образования, либо с границами территорий, земель, зон, в которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении местоположения границ указанного земельного участка или об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и предоставлении ему другого земельного участка, сведения о котором ранее внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с приложением материалов, подтверждающих такие пересечение или совпадение.

05 февраля 2018 года ФИО1 вновь направлен проект соглашения о сервитуте в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697 для подписания, с установлением срока подписания один месяц со дня получения.

На данное письмо ответчиком 16 февраля 2018 года в адрес Департамента архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации Анивского городского округа направлен Протокол разногласий с предложениями заключить соглашение на других условиях.

Из представленного Протокола усматривается, что ответчик не возражает против установления сервитута части предоставленного в безвозмездное пользование земельного участка в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Однако, ответчик не согласна с предлагаемым истцом сроком установления сервитута и условиями оплаты. Кроме того, ответчик считает, что площадь части земельного участка, предполагаемая под установление сервитута, в том числе должна включать в себя площадь земельного участка, предполагаемую под охранную зону.

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2017 года утвержден Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок. В пункте 4 Обзора разъяснено, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

В силу пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Вместе с тем, в силу пункта 26 статьи 8 № 119-ФЗ от 01 мая 2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения прохода или проезда к предоставленным в безвозмездное пользование гражданам земельным участкам, доступ к которым возможен только через земельные участки, предоставленные иным гражданам, может быть установлен публичный сервитут в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом гражданин, которому земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, не вправе требовать предусмотренную статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации соразмерную плату.

Таким образом, взимание платы за установление сервитута Федеральным законом не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Кроме того, необходимость заключения соглашения о сервитуте на срок до окончания договора безвозмездного пользования земельным участком, а именно – до 22 января 2022 года отсутствует, поскольку после ввода газопровода в эксплуатацию вдоль трассы газопровода устанавливается охранная зона в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии двух метров с каждой стороны газопровода, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

Проанализировав положения вышеназванного законодательства, суд считает, что предлагаемые ответчиком ФИО1 условия соглашения о сервитуте противоречат действующему законодательству, в связи с чем, исковые требования администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в указанной части подлежат удовлетворению.

В части исковых требований администрации муниципального образования «Анивский городской округ» об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, путем смещения южной границы на север на 7 метров, суд не находит законных оснований для их удовлетворения, поскольку рассматриваемые спорные правоотношения регулируются нормами статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации о сервитуте.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования администрации муниципального образования «Анивский городской округ» удовлетворить частично.

Установить сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, принадлежащего ФИО1 на праве безвозмездного пользования, в пользу муниципального образования «Анивский городской округ» на 1 год с 01 июня 2018 года по 01 июня 2019 года без оплаты в координатах поворотных точек границ:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

X

Y

1

2

3

1

59 456,69

88 616,1

2

59 465,23

88 642

3

59 459,14

88 644,52

4

59 458,51

88 642,56

5

59 460,26

88 641,79

6

59 453,05

88 617,36

обременяемый сервитутом земельный участок общей площадью 121 кв.м – часть земельного участка площадью 2 833 кв.м с кадастровым номером 65:05:0000025:697.

В части исковых требований об изменении границы земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000025:697, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 2833 кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, путем смещения южной границы на север на 7 метров - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 28 июня 2018 года.

Председательствующий И.В. Нужный