Дело №2-2611/15 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2015 года город Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи О.А. Полякова,
при секретаре Чаговой И.Б.,
с участием:
представителя административного ответчика администрации города Ставрополя ФИО1, действующей на основании доверенности от 03.03.2015 г. № 01/1-11-19,
заинтересованного лица - ФИО2,
заинтересованного лица - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 в интересах малолетнего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 Фёдоровны к администрации города Ставрополя о признании постановления администрации города Ставрополя незаконным и обязании администрации <адрес обезличен> устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО4, и ФИО4 Фёдоровны путём принятия решения об отмене постановления администрации города Ставрополя,
установил:
ФИО4 в интересах малолетнего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 Фёдоровна обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес обезличен> о признании постановления администрации <адрес обезличен> незаконным и обязании администрации <адрес обезличен> устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО4, и ФИО4 Фёдоровны путём принятия решения об отмене постановления администрации <адрес обезличен>.
Требования мотивировали тем, что в соответствии с постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе <адрес обезличен>, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 – 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014 – 2017 годы» <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р., 21 в городе Ставрополе, принадлежащая малолетнему ФИО5, <дата обезличена> года рождения, <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р., 21 в городе Ставрополе, принадлежащая ФИО4 Фёдоровне, и земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <номер обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе Ставрополе, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, подлежат изъятию для муниципальных нужд.
Считает постановление администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> об изъятии у них вышеуказанного земельного участка и жилых помещений незаконным по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Согласно п. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; 3) возмещения в соответствии со статьей 62 ЗК РФ в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. В соответствии с п. 4 ст. 63 ЗК РФ собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с вышеуказанными гарантиями должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок. Согласно п. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
ФИО5, <дата обезличена> года рождения, является собственником <адрес обезличен> жилом <адрес обезличен>, расположенном по пр. Октябрьской Р. в <адрес обезличен>, на основании договора дарения от <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата обезличена> серии 26-АИ <номер обезличен>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>. Ему, как собственнику вышеуказанной квартиры, ни по решению суда, ни по соглашению, никогда не предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого. Ввиду этого ссылка в уведомлении об изъятии от <дата обезличена><номер обезличен> на решение суда является несостоятельной. Решение Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена>, касавшееся предоставления квартиры на праве социального найма как временного жилья, было вынесено в отношении предыдущего собственника <адрес обезличен>, расположенной по вышеуказанному адресу.
ФИО4 Фёдоровна является собственником <адрес обезличен> жилом <адрес обезличен>, расположенном по пр. Октябрьской Р. в <адрес обезличен>, на основании договора дарения от <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата обезличена> серии 26-АИ <номер обезличен>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>. Ей, как собственнику вышеуказанной квартиры, ни по решению суда, ни по соглашению, никогда не предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого.
Решение Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена>, касавшееся предоставления квартиры на праве социального найма как временного жилья, было вынесено в отношении предыдущего собственника <адрес обезличен>, расположенной по вышеуказанному адресу.
Между тем, в оспариваемом постановлении, в нарушение п. 1 ст. 279 ГК РФ, не указано на произведение изъятия путем выкупа и не установлена выкупная цена объектов недвижимого имущества, что свидетельствует о намерении администрации <адрес обезличен> лишить их земельного участка и жилых помещений, а не об их изъятии.
ЗК РФ предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 49).
В соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Цели изъятия земельного участка должны соответствовать принципу исключительности, установленному в ст. 49 ЗК РФ. Оспариваемое постановление администрации <адрес обезличен>, не имеющее ссылки на основание для изъятия, указанное в ст. 49 ЗК РФ, является незаконным. Статья 13 ГК РФ устанавливает два основания признания ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным - несоответствие закону и нарушение прав гражданина или юридического лица.
У. О.А. в интересах малолетнего У. Р.А., <дата обезличена> года рождения, У. О.Ф. просили суд: признать постановление администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе <адрес обезличен>, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 – 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014 – 2017 годы» незаконным; обязать администрацию <адрес обезличен> устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО5, <дата обезличена> года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО4, и ФИО4 Фёдоровны путём принятия решения об отмене постановления администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе <адрес обезличен>, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 – 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014 – 2017 годы».
У. О.А. в интересах административного истца малолетнего У. Р.А., <дата обезличена> года рождения и административный истец У. О.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивали.
На основании п. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие административных истцов.
Представитель административного ответчика администрации <адрес обезличен>ФИО1 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме и суду показала, что администрация <адрес обезличен> с доводами, изложенными в исковом заявлении, не согласна и считает их несостоятельными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с краевой адресной программой «переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес обезличен> в 2013-2017 годах», утверждённой постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п, многоквартирный жилой <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе Ставрополе был включён в перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации второго этапа Программы (2014-2015).
Указанный дом был отнесён к категории непригодного для проживания на основании постановления главы <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении акта отнесения дома по проспекту Октябрьской Р., 21 в городе Ставрополе к категории непригодного для проживания» в соответствии с подпунктом «в» пункта 8 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>.
Кроме того, дом является памятником архитектуры 19 века (Дом купца ФИО6, 1880 года постройки), объектом культурного наследия народов Российской Федерации и находится под охраной государства. На основании постановления главы администрации <адрес обезличен> края от <дата обезличена><номер обезличен> дом включён в Список памятников истории и культуры <адрес обезличен>, подлежащих государственной охране как памятник местного и республиканского значения, утверждённый решением крайисполкома от <дата обезличена><номер обезличен>.
В соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Данный дом и его историко-культурное значение не утрачены, следовательно, сносу не подлежит, и должен сохраняться путём проведения ремонтно-реставрационных работ. В ходе работы с архивными документами жилищного управления стало известно, что администрацией <адрес обезличен> в 2011-2012 годах собственниками квартир в <адрес обезличен> по пр. Октябрьской Р.: У. О.Ф., У. О.А., на основании решения Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена>, вступившего в законную силу <дата обезличена>, во внеочередном порядке были предоставлены равнозначные жилые помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
<дата обезличена> между собственниками У. О.Ф. и У. О.А. было заключено соглашение о реальном разделе <адрес обезличен> по пр. Октябрьской Р., 21 и прекращении долевой собственности. В результате раздела образованным квартирам были присвоены новые почтовые адреса. Квартира <номер обезличен> перешла в собственность У. О.Ф., а <адрес обезличен> – в собственность У. Р.А. На основании решения Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена>, вступившего в законную силу <дата обезличена>, У. О.А. и У. Р.А. во внеочередном порядке было предоставлено равнозначное жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
В ходе приёма граждан, проводимого <дата обезличена> исполняющим обязанности заместителя руководителя комитета городского хозяйства администрации <адрес обезличен>ФИО7 было установлено, что наниматели жилых помещений, которым по решению суда были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма в 2012-2013 годах, осуществили их приватизацию и в дальнейшем совершили сделки по их отчуждению (дарение, купля-продажа, отказ от приватизации в пользу члена семьи). В связи с чем, в тот же день были запрошены сведения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> в отношении правообладателей квартир, предоставленных по решению суда, а <дата обезличена> был направлен запрос в МУП «Жемчуг» о предоставлении сведений и документов о приватизации данных жилых помещений.
В результате чего было установлено следующее: У. О.Ф. отказалась от приватизации <адрес обезличен> а в пользу У. О.А. и У. Р.А. в равных долях (договор о передаче жилья в собственность от <дата обезличена><номер обезличен>), затем У. О.А. <дата обезличена> подарила свою 1/2 долю брату У. С.А.; У. О.А. отказалась от приватизации <адрес обезличен> в пользу дедушки ФИО8 (договор о передачи жилья в собственность от <дата обезличена><номер обезличен>), а последний, в свою очередь, <дата обезличена> продал квартиру ФИО9. В дальнейшем произошла смена собственников квартир, признанных непригодными для проживания в <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р.. Квартира <номер обезличен> подарена <дата обезличена>У. О.Ф., а <адрес обезличен> подарена <дата обезличена>У. Р.А.
Администрация <адрес обезличен> считает, что заявители отказались в добровольном порядке вернуть в муниципальную собственность квартиры, взамен предоставленных им по решению суда. Настаивают на повторном предоставлении им квартир в рамках реализации Программы на условиях договора мены на квартиры, признанные непригодными для проживания. Жилищные права собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обеспечиваются в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее-Закон № 185-ФЗ). Многоквартирный жилой <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе Ставрополе ранее был включён в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес обезличен> в 2008-2011 годы», утверждённую постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-<адрес обезличен> постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п он был исключен из указанной программы на том основании, что является памятником истории и культуры регионального значения и его снос запрещен. Федеральным законом от <дата обезличена> № 270-ФЗ в пункт 2 статьи 2, пункт 1 части 2 статьи 16 Закона № 185-ФЗ были внесены изменения, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, был дополнен аварийными многоквартирными домами, подлежащими реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Соответственно, указанный дом мог быть включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённую после <дата обезличена>.
Таким образом, указанный дом был включён в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес обезличен> в 2013-2017 годах», утверждённую постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п (далее – Программа). Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счёт средств Фонда на основании заявок и прилагаемых к нему документов, представленных субъектами Российской Федерации при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьёй 16 Закона № 185-ФЗ. Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включён в адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Средства Фонда, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при их переселении из аварийного жилищного фонда, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии со статьёй 2 Закона № 185-ФЗ переселению граждан из аварийного жилищного фонда путём предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета предшествуют принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом местного самоуправления к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Решение органа местного самоуправления об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственники жилых помещений не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка и жилых помещений должны быть уведомлены в письменной форме о принятом решении об изъятии, а также о дате осуществлённой государственной регистрации такого решения. Выкупная цена земельного участка и жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
С момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и жилого помещения до достижения указанного соглашения собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. После достигнутого с собственником предварительного соглашения о способе участия в Программе (путём выкупа или предоставления другого жилого помещения) и последующего переселения, заключается договор купли-продажи либо договор мены, а также осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок и помещения в установленном законом порядке.
В 2014 году собственники квартир в <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. У. О.А. - <номер обезличен>, У. О.Ф. - <номер обезличен> обращались в администрацию <адрес обезличен> с заявлениями об участи в Программе путём переселения в другое благоустроенное жилое помещение. Требование о реконструкции многоквартирного <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. было вручено указанным собственникам жилых помещений ещё в октябре 2008 года. Однако от его реконструкции они отказались и дали своё согласие на участие в программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, о чём составили соответствующий протокол общего собрания собственников.
Вместе с тем, на момент вынесения Октябрьским районным судом <адрес обезличен> решения от <дата обезличена>, на основании которого вышеуказанным гражданам во внеочередном порядке были предоставлены равнозначные жилые помещения по договорам социального найма, предусмотренная статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура, необходимая для разрешения вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставления, взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, соблюдена не была. Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом, администрацией <адрес обезличен> не принималось. Поскольку дом был исключён из краевой адресной программы, срок расселения граждан по объективным причинам не мог быть установлен. Требование о выплате выкупной цены либо о предоставлении в собственность других жилых помещений с зачётом стоимости помещений, непригодных для проживания, в выкупную цену в судебном заседании собственники не заявляли. В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В силу пункта 1 части 2 указанной статьи следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>-О-П нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в муниципальную собственность должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение, являющееся непригодным для проживания. Собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем, не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, резолютивная часть решения Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> не содержит вывода о прекращении права собственности граждан на жилые помещения в аварийном многоквартирном доме. В соответствии с постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>ФИО4 Фёдоровне на состав семьи 4 человека предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>, корпус А, <адрес обезличен>. В соответствии с постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>ФИО4 на состав семьи 2 человека предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>.
Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 в судебном заседании просили административное исковое заявление У. О.А. в интересах малолетнего У. Р.А., <дата обезличена> года рождения, У. О.Ф. удовлетворить.
Заинтересованное лицоФИО10в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить.
На основании п. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие заинтересованного лица.
Заинтересованные лица ФИО11, ФИО12, ФИО13 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, заявлений не представили.
На основании п. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования ФИО5, <дата обезличена> года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО4, и ФИО4 Фёдоровны к администрации <адрес обезличен> о признании постановления администрации города Ставрополя незаконным и обязании администрации города Ставрополя устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО5, <дата обезличена> года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО4, и ФИО4 Фёдоровны путём принятия решения об отмене постановления администрации города Ставрополя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе <адрес обезличен>, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 – 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014 – 2017 годы» (л.д. 64-65) (далее - постановление администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>) земельный участок с кадастровым номером26:12:030104:58 под многоквартирным жилым домом (2 этажа), площадью 473 кв.м, относящийся к категории земель населённых пунктов, расположенный под многоквартирным домом <номер обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе <адрес обезличен>, признанным непригодным для проживания, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, и жилые и нежилые помещения, расположенные в указанном многоквартирном доме, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежат изъятию для муниципальных нужд. Согласно Приложению к постановлению администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> (л.д. 66) изъятию, в числе прочих помещений, подлежат: <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р., 21 в городе Ставрополе, принадлежащая малолетнему ФИО5, <дата обезличена> года рождения, <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р., 21 в городе Ставрополе, принадлежащая ФИО4 Фёдоровне.
Собственниками помещений по пр. Октябрьской Р., 21 в <адрес обезличен> являются: ФИО10 – <адрес обезличен>; ФИО2 – <адрес обезличен>, ФИО11 – <адрес обезличен>, ФИО5 – <адрес обезличен> (дата государственной регистрации: <дата обезличена>), ФИО4 Фёдоровна – <адрес обезличен> (дата государственной регистрации: <дата обезличена>), что подтверждается выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от <дата обезличена><номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>. Собственником <адрес обезличен> по пр. Октябрьской Р., 21 в <адрес обезличен> является ФИО3, что подтверждается договором приватизации жилой площади от <дата обезличена>, зарегистрированным в Ставропольском бюро технической инвентаризации <дата обезличена>, рег. <номер обезличен> (л.д. 153-154).
Помимо жилых помещений, в многоквартирном доме по пр. Октябрьской Р., 21 в <адрес обезличен> имеются нежилые помещения, собственниками которых являются: ФИО13 - нежилых помещений на 1 этаже, номера на поэтажном плане <номер обезличен>, нежилых помещений на 2 этаже, номера на поэтажном плане <номер обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес обезличен>, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 168); ФИО12 - нежилых помещений на 1 этаже, номера на поэтажном плане <номер обезличен>, 4, 6-15, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, выданной на основании запроса комитета городского хозяйства администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 167).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от <дата обезличена><номер обезличен>, выданному филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес обезличен> (л.д. 126-127), земельный участок с кадастровым номером 26:12:030104:58, площадью 473+/-8 кв.м, расположенный под многоквартирным домом <номер обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе Ставрополе, находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома с долей в праве пропорционально размеру общей площади помещений.
Статья 13 ГК РФ устанавливает два основания признания ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным - несоответствие закону или иным правовым актам и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от <дата обезличена> № 487-ФЗ, действовавшей на момент принятия постановления администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания названных положений ЗК РФ следует, что цели изъятия земельного участка должны соответствовать принципу исключительности,установленному в ст. 49 ЗК РФ.
Оспариваемое постановление администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> не соответствует указанному нормативному правовому акту, поскольку оснований для изъятия, предусмотренных в ст. 49 ЗК РФ, не имеет и в своём тексте не содержит.
Ссылка в оспариваемом постановлении на его принятие в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 – 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014 – 2017 годы» является несостоятельной ввиду того, что подпрограмма не является допустимым основанием для изъятия земельного участка и жилых помещений, поскольку не относится к перечню исключительных случаев, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ.
Судом также установлено, что оспариваемое постановление не соответствует постановлению администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> (в ред. постановления администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления), утвердившему муниципальную программу «Обеспечение жильем населения <адрес обезличен> на 2014 - 2017 годы».
Согласно Приложению 1 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 - 2017 годы» (далее – Подпрограмма) (л.д. 39-43), в перечень мероприятий включены: приобретение жилых помещений в установленном порядке гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, включенных в Подпрограмму; передача жилых помещений в установленном порядке гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, включенных в Подпрограмму; оценка стоимости нежилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в Подпрограмму и выкуп нежилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в Подпрограмму.
Как установлено судом, Подпрограммой не предусмотрено изъятие земельного участка, расположенного в <адрес обезличен> по пр. Октябрьской Р., 21, либо жилых помещений данного многоквартирного дома, включённого в Подпрограмму и расположенного в границах указанного земельного участка. Передача жилых помещений в установленном порядке гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, включенных в Подпрограмму, согласно Приложению 1 к Подпрограмме (л.д. 39-43), планируется к осуществлению путём заключения договоров мены жилых помещений и принятия правовых актов о предоставлении жилых помещений, а выкуп нежилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в Подпрограмму – путём заключения договоров купли-продажи нежилых помещений.
Подпрограммой в действующей редакции (в ред. постановления администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>) также предусмотрена передача жилых помещений в установленном порядке гражданам, переселяемым из аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу проспект Октябрьской Р., 21, путём заключения договора мены жилых помещений.
Указанные обстоятельства дают суду основания полагать, что оспариваемым постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> нарушены права административных истцов У. Р.А. и У. О.Ф. на приобретение в собственность жилых помещений в рамках указанной Подпрограммы путём заключения договора мены жилых помещений.
Доводы административного ответчика о состоявшемся предоставлении административным истцам жилых помещений в соответствии с решением суда, в связи с чем последние не имеют права на предоставление жилых помещений по договору мены, опровергаются положениями действующей Подпрограммы, в которой такое право истцов закреплено, и являются несостоятельными ввиду следующих оснований.
Согласно решению Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 74-81) на администрацию <адрес обезличен> возложена обязанность по предоставлению ФИО4 Фёдоровне, ФИО14, ФИО15, ФИО8 жилого помещения по договору социального найма вне очереди в <адрес обезличен>, отвечающего действующим требованиям, общей площадью не менее 59,60 кв.м.
На момент вынесения указанного решения собственницей <адрес обезличен> общей площадью 59,60 кв.м, расположенной по пр. Октябрьской Р. в <адрес обезличен>, была У. О.Ф. (л.д. 80).
В соответствии с постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> (л.д. 188-189) ФИО4 Фёдоровне по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>, корпус А, <адрес обезличен>.
До момента принятия оспариваемого постановления собственником <адрес обезличен> по пр. Октябрьской Р. в <адрес обезличен> на основании договора дарения от <дата обезличена> стал ФИО5, <дата обезличена> года рождения, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от <дата обезличена><номер обезличен>. Ему, как собственнику вышеуказанной квартиры, жилое помещение на основании решения суда не предоставлялось.
Согласно решению Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 74-81) на администрацию <адрес обезличен> возложена обязанность по предоставлению ФИО4, несовершеннолетнему ФИО5 жилого помещения по договору социального найма вне очереди в <адрес обезличен>, отвечающего действующим требованиям, общей площадью не менее 24 кв.м.
На момент вынесения указанного решения собственницей <адрес обезличен> общей площадью 14,20 кв.м, расположенной по пр. Октябрьской Р. в <адрес обезличен>, была У. О.А. (л.д. 80).
В соответствии с постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> (л.д. 184) ФИО4 предоставлено по договору социального найма жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>.
До момента принятия оспариваемого постановления собственницей <адрес обезличен> по указанному адресу на основании договора дарения от <дата обезличена> стала ФИО4 Фёдоровна, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 14.12.2015г. <номер обезличен>. Ей, как собственнице <адрес обезличен>, жилое помещение на основании решения суда не предоставлялось.
Кроме того, судом установлено, что резолютивная часть решения Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> не содержит вывода о предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в муниципальную собственность, а сводится к возложению обязанности на администрацию <адрес обезличен> предоставить жилые помещения по договору социального найма, без прекращения права собственности лица на жилое помещение, являющееся непригодным для проживания.
Ввиду вышеизложенного, уведомления комитета городского хозяйства администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, <номер обезличен> (л.д. 13-14, 175) о необходимости в течение месяца в добровольном порядке передать в муниципальную собственность <адрес обезличен><номер обезличен> по пр. Октябрьской Р. в <адрес обезличен> не имеют законных оснований.
Судом установлено, что постановление администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> не соответствует ст. 49 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от <дата обезличена> № 487-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) и постановлению администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, а также нарушает права и законные интересы административных истцов на приобретение в собственность жилых помещений путём заключения договора мены жилых помещений на основании муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014-2018 годы», утверждённой постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 61 ЗК РФ, ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Заявленные требования ФИО5, <дата обезличена> года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО4, и ФИО4 Фёдоровны удовлетворить в полном объёме.
Признать постановление администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе <адрес обезличен>, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 – 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014 – 2017 годы» незаконным.
Обязать администрацию <адрес обезличен> устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО5, <дата обезличена> года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО4, и ФИО4 Фёдоровны путём принятия решения об отмене постановления администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе <адрес обезличен>, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 – 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014 – 2017 годы».
Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из раздела сведений об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество записи о регистрации ограничения (обременения), совершённой <дата обезличена> на основании постановления администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Р. в городе <адрес обезличен>, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 – 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения <адрес обезличен> на 2014 – 2017 годы».
Решение может быть обжаловано в Ставропольском краевом суде подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>
Судья: О.А. Поляков