к делу № 2-2617/17
ЗАОЧНОЕ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Геленджик 15 декабря 2017 г.
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Попова П.А.,
при секретаре Раковой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к ФИО1 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обратилась в суд с иском к ФИО1 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства с кадастровым №, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, в качестве торгового объекта по реализации алкогольной продукции. В обоснование исковых требований указала, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 68 кв.м. с кадастровым № по адресу: <адрес>, расположенный в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2), на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым № площадью 33 кв.м, используемый для реализации алкогольной продукции в качестве торгового объекта «Вино», без соответствующего разрешения (лицензии). Кроме того, в указанном объекте осуществляется деятельность по розливу алкогольной продукции в потребительскую тару. При этом расстояние от данного торгового объекта до муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №32 «Сказка» (образовательная организация) составляет около 50 метров.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик – ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы искового заявления поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства, просил требования удовлетворить.
Ответчица ФИО1 и третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
От ответчицы в суд поступило необоснованное ходатайство об отложении дела слушанием.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст. 167 ГПК РФ, признает причины неявки ответчицы и третьего лица неуважительными.
Представитель истца согласен на заочное разбирательство по делу.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Статья 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из правовой природы норм, закрепленных ч.1 ст. 209 ГК РФ и ч. 1 ст. 263 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Право органа местного самоуправления осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель закреплено ст. 11 ЗК РФ, Законом об организации местного самоуправления и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Администрация МО город – курорт Геленджик наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и вправе в публичных интересах предъявлять иски о запрете эксплуатации объекта, что не противоречит положениям ст. 125 ГК РФ, ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 16, 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно выписки из ЕГРН ФИО1 принадлежат на праве собственности земельный участок площадью 68 кв.м. с кадастровым № по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466, земельный участок по указанному адресу расположен в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2).
На указанном земельном участке без получения соответствующего разрешения на строительство возведено здание магазина «Вино», предназначенное для осуществления розничной продажи алкогольной продукции без получения соответствующего разрешения (лицензии), а также осуществляется розлив алкогольной продукции в потребительскую тару в торговом зале магазина.
Данные обстоятельства подтверждаются приложенными к исковому заявлению фотографиями.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик разрешения на строительство здания магазина по <адрес> в г. Геленджике не выдавалось.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными- на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно- технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Вместе с тем, земельный участок, на котором расположен спорный объект самовольного строительства, не отводился в установленном порядке для целей торговой деятельности.
При этом самовольное строительство указанного объекта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (жителей муниципального образования город-курорт Геленджик) на безопасные условия проживания, поскольку указанные нарушения градостроительного законодательства могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровью граждан.
Кроме того, строительство объекта капитального строительства на не предоставленном для этих целей в установленном порядке земельном участке, без разрешения на строительство, с нарушением градостроительных нормативов нарушает права и законные интересы муниципального образования, на территории которого ведется самовольное строительство (оплата налогов, нарушение полномочий органа местного самоуправления по планировке и застройке территории, нарушение генеральных планов застройки территории, профиля улиц, непредусмотренное увеличение нагрузки на существующие инженерные сети и т.д.).
В этой связи строительство объекта общественного назначения (магазина) без получения необходимых разрешений недопустимо и противоречит положениям действующего градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с видом их разрешенного использования (назначением). Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в данной статье), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В силу ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Судом установлено, что указанный выше объект капитального строительства не введен в эксплуатацию в установленном порядке, отсутствуют заключения уполномоченных государственных органов, подтверждающие его соответствие градостроительным, противопожарным нормам и правилам, требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, иным обязательным нормам и правилам, выданным техническим условиям на подключение к сетям инженерного обеспечения, свидетельствующим об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, в связи с чем требования органа местного самоуправления являются обоснованными.
В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Соответственно, одним из способов защиты права, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, выполняющим предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, будет являться пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку эксплуатация спорного объекта торговли (магазин «Вино») в отсутствие разрешительных документов несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, осуществление ее в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, а также осуществления земельного контроля в границах городского округа; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
По смыслу части 1 статьи 37 данного закона, органом, выступающим от имени муниципального образования по указанным предметам ведения, в соответствии с уставом муниципального образования является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством и вводом в эксплуатацию недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления, что предусматривает право на обращение в суд с настоящим иском со стороны администрации МО город – курорт Геленджик.
Кроме того, согласно статье 25 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:
производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
В силу статьи 44 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Также суд считает необходимым отметить следующее в Федеральном законе от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», с 31 июля 2017 года изменены типы предприятий общественного питания, которым дано право реализовывать алкогольную продукцию. Реализация алкогольной продукции возможна лишь в кафе барах, буфетах и ресторанах, имеющих залы обслуживания для посетителей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Согласно статье 346.27 налогового кодекса Российской Федерации объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей – здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специальное оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, спорный объект эксплуатируется, как закусочная.
Из выше перечисленных норм Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», следует, что спорный объект к объектам общественного питания не относится, а фактически является объектом стационарной розничной торговли.
Также суд учитывает, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 октября 2017 года №3499 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 4 апреля 2014 года №812 «Об установлении расстоянии для определения границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования город-курорт Геленджик» расстояние от стационарных объектов розничной торговли до зданий, строений, сооружений, помещений, находящихся во владении и пользовании образовательных организаций составляет 91 метр.
Как следует из материалов дела фактическое расстояние от спорного объекта до МБОУ детского садика «Сказка» составляет 75 метров.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В этой связи администрация муниципального образования город-курорт Геленджик вправе обратиться в суд с исковым заявлением о запрете осуществлять незаконную торговлю алкогольной продукцией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации муниципального образования город – курорт Геленджик - удовлетворить.
Запретить ФИО1, а также иным физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, в качестве торгового объекта по реализации алкогольной продукции.
Ответчица вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчицей заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: