ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/16 от 08.04.2016 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-261/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Панаитиди Т.С.,

при секретаре судебного заседания Узденовой М.Б.,

с участием: помощника прокурора Зеленчукского района – Ченцова В.Н.,

представителя ответчика Министерства строительства и ЖКХ КЧР Акбашевой М.М., действующей по доверенности,

представителя ответчика РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» Урусова М.М., действующего по доверенности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Правительства КЧР – Ткачевой Т.В., действующей по доверенности,

представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства промышленности и торговли КЧР – Коховой И.Б., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» об обязании выделить денежные средства и обязании приведения участок автодороги в соответствие,

установил:

Прокурор Зеленчукского района КЧР обратился в Черкесский городской суд КЧР с исковым заявлением об обязании Министерство промышленности и энергетики КЧР выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской республики для приведения республиканского участка автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 28,305 км. расположенного на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года №221; и обязании КЧ РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» привести республиканский участок автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 28,305 км. расположенного на территории Зеленчукского муниципального района КЧР, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года №221. В обоснование доводов заявления указано, что в прокуратуру республики поступило обращение Прилипы Ю.В. о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети на территории республики, в частности на территории Зеленчукского муниципального района. В связи, с чем, совместно с комиссией, прокуратурой Зеленчукского района проведена проверка состояния участка автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 28,305км. и шириной 8 м, а также соблюдение действующих норм СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», ГОСТ 8267-93, с точки зрения исполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, при ремонте и содержании вышеуказанных дорог на территории Зеленчукского муниципального района КЧР. Так, в рамках вышеуказанной проверки комиссией выполнена оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги «г. Майкоп – г. Карачаевск» 241+731 – 270+36 км. расположенного на территории Зеленчукского муниципального района КЧР, и как установлено проверкой, относящихся к собственности Карачаево-Черкесской республики. В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В процессе обследования транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги «Майкоп Карачаевск» 241+731-270+3 6км, пролегающего по территории Зеленчукского муниципального района КЧР, выполнена оценка дефектов дорожного покрытия. Выявленными в ходе проведенной проверки, согласно комиссионного акта от 24.08.2015 года и требующими приведения в соответствие со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года № 221, указанного участка автодороги, являются дефекты дорожного покрытия и другие недостатки, зарегистрированные на участке автодороги «г. Майкоп - г. Карачаевск» 241+731-270+3 6км, пролегающего по территории Зеленчукского муниципального района КЧР, не позволяют транспорту осуществлять движение с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федераций должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Так согласно п. 2 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 мая 2007 г. № 190 «Об утверждении Порядка организации финансирования расходов республиканского бюджета, связанных с дорожным хозяйством, находящимся в собственности Карачаево-Черкесской Республики», Министерство промышленности и энергетики Карачаево- Черкесской Республики определяется, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспечение стабильного функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и объектов - дорожного хозяйства, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии с п. 1.2 Приложения к вышеуказанному постановлению V Правительства КЧР от 31 мая 2007 г. № 190 Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики возлагает функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, их содержания, приобретения техники и прочих работ, необходимых для функционирования дорожного хозяйства республики, на республиканское государственное учреждение Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор». Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения, является нарушением гарантированных конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие. Считает, что бездействие Министерства промышленности и энергетики КЧР выразившееся в ненадлежащем финансировании необходимых работ по приведению в соответствии с государственными стандартами, указанных республиканских дорог, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья в сфере дорожной безопасности, напрямую влияя на безопасность дорожного движения.

В судебном заседании помощник прокурора Зеленчукского района Ченцов В.Н. поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить требования в полном объеме, а именно: Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской республики для приведения республиканского участка автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 28,305 км. расположенного на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года №221. Обязать КЧ РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» привести республиканский участок автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 28,305 км. расположенного на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года №221.

Определением Черкесского городского суда от 07.12.2015г. к рассмотрению дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ОАО «Зеленчукское дорожно-ремонтное строительное управление».

03.03.2016 года определение суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Правительство КЧР.

Определением Черкесского городского суда от 21.03.2016г. произведена замена ненадлежащего ответчика Министерство промышленности и энергетики КЧР на надлежащего ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, к участию дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство промышленности и торговли КЧР.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ОАО «Зеленчукское дорожно-ремонтное строительное управление», уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил. Учитывая мнение сторон, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, суд приходит к выводу, что его неявка не является препятствием к рассмотрению дела и находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представители ответчиков министерства строительства и ЖКХ КЧР Акбашева М.М., РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» Урусов М.М., в судебном заседании не признали заявленные требования, просили в удовлетворении иска отказать, предоставив письменные возражения.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Правительства КЧР – Ткачева Т.В., Министерства промышленности и торговли КЧР – Кохова И.Б., в судебном заседании не признала заявленные требования.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Зеленчукского района КЧР проведена проверка состояния участка автомобильной дороги «Майкоп-Карачаевск», в связи с поступившим обращением Прилипы Ю.В. о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети на территории республики, в частности на территории Зеленчукского муниципального района. В ходе проверки прокуратурой совместно с комиссией выявлены нарушения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статьей 6 данного Федерального закона названы полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, п.3 ст.6 закреплено, что субъекты Российской Федерации вне пределов Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

С приведенным нормативным положением согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями), согласно которому решение вопросов дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьей 21 того же ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются с целью повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), согласно пункту 5 статьи 4 которого органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты в указанной сфере.

В числе полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, содержания и ремонта автомобильных дорог статьей 12, пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона установлены: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения. Порядок содержания и Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно договора «О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением от 16.04.2002г.» Минимущество закрепило за Учреждением Карачаево-Черкесское Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» право оперативного управления на движимое и недвижимое имущество, согласно Паспорта имущественного комплекса на балансе Учреждения по состоянию на 01.01.2002г. и учтено в Реестре государственной собственности.

В ст. 33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 ГК РФ, Главой Карачаево-Черкесской Республики от 01.12.2011 года издан Указ за № 368 «Об отдельных вопросах представительства казны Карачаево-Черкесской Республики по искам к Карачаево-Черкесской Республике».

Так, в силу п.1 указанного правового акта Главы КЧР, Правительство Карачаево-Черкесской Республики определено органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, представляющим казну Карачаево-Черкесской Республики по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.

Так же, Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2015 года № 278 «О передаче полномочий», переданы функции Министерства промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики в области дорожного хозяйства Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.

В п. 3.9. Положения о Министерстве строительства и ЖКХ Карачаево-Черкесской Республики (утв. Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2011 № 155) указано, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций.

В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2015 № 108-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2016 год» и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 193 «Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Правительство Карачаево-Черкесской Республики, в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 № 365 «О государственной программе «Развитие промышленности, связи, информатизации общества, энергетики, транспорта и дорожного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2017 годы» (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2014 № 36, от 24.03.2015 № 70, от 11.08.2015 № 231) внесены изменения, согласно которого ответственным исполнителем программы является Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики, а соисполнителем программы в том числе является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно п. 2 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 мая 2007 №190 «Об утверждении Порядка организации финансирования расходов республиканского бюджета, связанных с дорожным хозяйством, находящимся в собственности Карачаево-Черкесской Республики», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики определяется, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспечение стабильного функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и объектов дорожного хозяйства, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с п. 1.2. Порядка организации финансирования расходов республиканского бюджета, связанных с дорожным хозяйством, находящимся в собственности Карачаево-Черкесской Республики (утв. постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.05.2007 № 190), Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики возлагает функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, их содержания, приобретения техники и прочих работ, необходимых для функционирования дорожного хозяйства республики, на республиканское государственное учреждение Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор».

В соответствии с п. 1.2 Устава РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» (с изменениями) Учреждение создано для осуществления управления автомобильными дорогами общего пользования территориального значения, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики, основными и оборотными средствами и финансированием, предназначенным для их нормального функционирования и выполнение функции государственного заказчика от имени КЧР при размещении республиканских государственных заказов на выполнение работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования территориального значения и сооружения.

В соответствие с пунктом 3.1 Положения в области дорожного хозяйства Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, уполномоченным органом, ответственным за исполнение обязательств в области осуществления дорожной деятельности по отношению к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Карачаево-Черкесской Республики, содержанию и ремонту автомобильных дорог выступает Министерство строительства и ЖКХ Карачаево-Черкесской Республики, а также РГУ «Карачаевочеркесавтодор», что не оспорено сторонами.

Постановлением Правительства КЧР № 441 от 16.12.2013г. утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно п. 1.1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767, а так же произведенным замерам, комиссией установлено, что участок автомобильной дороги «г. Майкоп - г. Карачаевск», общей протяжённостью 28,305 км. Согласно п. 1.1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», с расчетной интенсивностью движения свыше 2000 до 6000 ед./в сутки, относится к III категории дорог.

В процессе обследования транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги «Майкоп Карачаевск» 241+731-270+36 км., пролегающего по территории Зеленчукского муниципального района КЧР, выполнена оценка дефектов дорожного покрытия.

Так, в результате проведенного обследования комиссией выявлены следующие недостатки. На участке автодороги «Майкоп Карачаевск» 241+731-270+036 км, протяженностью 28,305 км. и шириной 8 м., пролегающего по территории Зеленчукского муниципального района КЧР: на 248, 249 км. просадки дороги, отсутствует асфальтобетонное покрытие проезжей части дороги; на 258, 268 км. сетка трещин на проезжей части дороги; 246, 253 км. разрушение кромки проезжей части дороги.; на 246, 247 км. отсутствие дорожных ограждений в необходимых местах (пп.8.1.1 -8.1.7 ГОСТ Р 52289-2004); на 241+731-270+036 км. износ горизонтальной дорожной разметки; на 244, 248, 249, 256, 252, 260, 269 км. занижение или завышение обочины; на 245, 250 км. застой воды в кювете, не обеспечен водоотвод; на 253 км. разрушение кромки проезжей части дороги; на 269, 270 км. наличие полос загрязнения у кромок покрытия (вынос песка, щебня на край проезжей части); на 245, 243 км. неудовлетворительное состояние дорожных знаков 2.3.2-2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги»; на 253, 267-справа 269, 270-слева км. отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на 245-справа 243-слева км. отсутствует дорожный знак 2.3.2,- 2.3.5. «Примыкание второстепенной дороги»; на 252, 256-справа км. отсутствует дорожный знак 1.13 «Крутой спуск», и (или) 1.14 «Крутой подъем»; на 270, 272-справа, на 267, 269,, 270, 271-слева Отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; на 267, 269, 270, 271-слева км. отсутствует дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» и 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»; на 259-справа 259-слева км. отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или ) троллейбуса; на 252, 255, 257, 265 км. отсутствие, плохая различимость вертикальной разметки 2.5 на ограждениях, бордюрах, предусмотренных требованиями п.6.3. ГОСТ Р 52289-2004.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги» и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221), согласно которому покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пунктами 3.1.2, 4.2.2 ГОСТР 50597 также установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

Применение и исполнение положений названного ГОСТа является обязательным, так как данные положения направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества физических и юридических лиц.

Ширина полос движения определена Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог». Основные параметры и требования» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 № 296-ст).

В свою очередь в п. 6.1.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289- 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г.) указано, что в процессе эксплуатации разметка должна отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Часть 2 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Статья 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ устанавливает полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, ч. 3 данной статьи предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно п.п. 3.37.1, 3.37.4. п. 3.1. Положения о Министерстве строительства и ЖКХ Карачаево-Черкесской Республики (утв. Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2011 № 155) Министерство осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Указанные в актах обследования недостатки и нарушения не оспариваются представителями ответчиков.

Доказательств, опровергающих произведенные замеры, либо подтверждающих, что при проведении обследования использовалось измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке и которое включено в Государственный реестр средств измерений либо метрологически аттестовано, суду не предоставлено.

Относительно довода представителя Правительства КЧР о том, что прокурор в исковом заявлении ссылается на акт от 24.08.2015г. Исследовав акт обследования автомобильных дорог регионального значения, расположенных границах Зеленчукского муниципального района КЧР от 28.08.2015г. и материалы дела, суд полагает, что в данном случае имеется техническая ошибка, допущенная при составлении иска.

При этом, оценивая доводы представителей ответчиков о невозможности приведения в надлежащее эксплуатационное состояние данных автомобильных дорог, по причине недостаточного финансирования из республиканского бюджета, суд находит их несостоятельными.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения согласно ст.3 вышеназванного Федерального закона являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 вышеназванного Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрели особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 участник дорожного движения - это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Согласно п. 1.5 вышеназванных правил участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий, является неудовлетворительное состояние проезжей части дороги.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, это подразумевает, в том числе и дороги, отвечающие современным требованиям безопасности и благоустройства.

Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения, является нарушением гарантированных конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие.

Следовательно, ненадлежащий ремонт и содержание дорожного полотна, влияют на безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей не только Зеленчукского муниципального района КЧР, но и всех граждан, которые используют данные участки дорожного движения для передвижения.

Удовлетворение требований, с учетом вышеописанного нормативного правового обоснования, необходимо производить за счет средств регионального бюджета, т.е. казны Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора Зеленчукского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, при определении сроков исполнения работ, судом учитываются положения статья 124 ГК РФ, которая закрепляет общие положения об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в гражданских правоотношениях и применении к ним норм гражданского права. В соответствии со ст.5 Бюджетного кодекса РФ закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом о бюджете. В соответствии со статьями 12, 65, 83, 85, 111, 242 БкРФ образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.

Таким образом, исковые требования прокурора Зеленчукского района в уточненной редакции подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковое заявление прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской Республики для приведения республиканского участка автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 28,305 км. расположенного на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года №221.

Обязать КЧ РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» привести республиканский участок автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 28,305 км. расположенного на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года №221.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы или представления через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2016 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР подпись Т.С. Панаитиди

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>