ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/2018 от 05.04.2018 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-261/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2018 года город Мирный

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Михайловой В.В.,

при секретаре Карповой Е.В.,

с участием прокурора – помощника прокурора г. Мирного Коротких В.В.,

истца Бирюкова Ю.А.,

представителя ответчика Равенковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бирюкова Юрия Анатольевича к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) «Региональный технический колледж в г. Мирный» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, понуждении осуществить отчисления в пенсионный фонд,

у с т а н о в и л :

Бирюков Ю.А. обратился в суд с иском к РАПОУ РС(Я) «Региональный технический колледж в г. Мирный», которым просит восстановить на работе в прежней должности в качестве педагога-психолога с уровнем заработной платы не менее установленной в <дата> года с учетом увеличения размера МРОТ в Республике Саха (Якутия), взыскать с ответчика в пользу него компенсацию за период вынужденного прогула с <дата> по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> МРОТ в Республике Саха (Якутия), что на дату обращения в суд составляет 11860,50 руб., а также обязать ответчика подать в пенсионный фонд соответствующие сведения о трудовом стаже и осуществить отчисления.

Требования мотивированы тем, что <дата> года был принят на работу РАПОУ РС(Я) «Региональный технический колледж в г. Мирный» в качестве педагога-психолога с испытательным сроком на три месяца; при приеме на работу был ознакомлен с должностной инструкцией. <дата> года его уволили по ст. 71 ТК РФ в связи с неудовлетворительным результатом испытания, с чем не согласен истец. В период работы истца в колледже существенных замечаний со стороны руководства по содержанию его работы не было, текущие вопросы решались им в кратчайший срок (от 1 до 4 рабочих дней); штрафных санкций к нему не применялось. В уведомлении о расторжении трудового договора от <дата> года в качестве причин неудовлетворительного результата испытания работодателем указано на невыполнение поручения непосредственного руководителя – не разработан план работы психологической службы колледжа, пропуск срока сдачи отчета в Министерство образования Республики Саха (Якутия), нарушение срока размещения консультаций студентов и родителей на сайте колледжа, не согласившись с которыми истец обратился директору колледжа с письмом, в котором указал мотивы своего несогласия. Истец с вмененными ему нарушениями трудовой дисциплины не согласен, ссылается на то, что за период его работы ему не сообщали о докладных записках по факту неисполнения им должностных функций, объяснение у него по этому поводу не отбиралось, исходя из этого считает, что нарушен порядок применения дисциплинарной ответственности, предусмотренный абз. 1 ч. 1 ст. 193 ТК РФ.

Истец Бирюков Ю.А., основываясь на доводах иска, поддержал требования и настаивает на их удовлетворении.

Представитель ответчика Равенкова Т.Н., основываясь на возражениях изложенных в отзыве на исковое заявление, не согласилась с требованиями истца и просит отказать в их удовлетворении, ссылаясь на законность увольнения, мотивируя это тем, что истец за время испытательного срока не выполнял свои должностные обязанности, поручения непосредственного руководителя и выполнял их ненадлежащим образом, что послужило основанием для расторжения трудового договора с ним; основанием для принятия решения о неудовлетворительном результате испытания явился рапорт непосредственного руководителя истца; также указывает на то, что действующее трудовое законодательство не возлагает на работодателя обязанность по привлечению работника к дисциплинарной ответственности в период действия испытательного срока для подтверждения того обстоятельства, что тот ненадлежащим образом исполняет свои трудовые обязанности.

Выслушав доводы иска и возражения по нему, показания свидетеля, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим отказу в его удовлетворении в полном объеме за его необоснованностью, изучив представленные в материалы дела доказательства и оценив их, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует материалов дела, <дата> истец Бирюков Ю.А. был принят на работу в РАПОУ РС(Я) «Региональный технический колледж в г. Мирный» на должность педагога-психолога с <дата>.

В этот же день между ответчиком РАПОУ РС(Я) «Региональный технический колледж в г. Мирный» и истцом заключен трудовой договор, согласно пункту 1.4 которого при приеме на работу Бирюкову Ю.А. был установлен испытательный срок продолжительностью три месяца.

В соответствии с пунктом 2.2 трудового договора работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, локальными нормативными актами работодателя, по требованию вышестоящих руководителей предоставлять достоверную информацию по всем производственным обязанностям.

До подписания трудового договора Бирюков Ю.А. был ознакомлен под роспись, в том числе с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно пункту 1.3 должностной инструкции, психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.

Уведомлением от <дата> года ответчик уведомил истца о неудовлетворительном результате его испытания и о расторжении заключенного с ним трудового договора на основании ч. 1 ст. 71 Трудового кодекса Российской Федерации с <дата> года, копию которого истец получил в этот же день <дата> года, о чем свидетельствует его собственноручная роспись.

Причиной такого решения послужили невыполнение истцом поручения непосредственного руководителя по разработке плана социально-психологической службы, пропуск срока сдачи ответа в Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) по добровольному психологическому наркотестированию, а также нарушение сроков размещения консультаций для родителей и студентов на сайте колледжа.

Приказом от <дата> года Бирюков Ю.А. уволен с занимаемой должности на основании ч. 1 ст. 71 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с неудовлетворительным результатом испытания.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (абзацы первый и второй статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, иными федеральными законами.

Частью 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 70 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Частью 1 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия (часть 2 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях (часть 3 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня (часть 4 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных выше нормативных положений следует, что по соглашению сторон в трудовой договор может быть включено дополнительное условие об испытании работника, целью которого является проверка соответствия работника поручаемой работе. Право оценки результатов испытания работника принадлежит исключительно работодателю, который в период испытательного срока должен выяснить профессиональные и деловые качества работника и принять решение о возможности или невозможности продолжения трудовых отношений с данным работником. При этом трудовой договор с работником может быть расторгнут в любое время в течение испытательного срока, как только работодателем будут обнаружены факты неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей. Увольнению работника в таком случае предшествует обязательная процедура признания его не выдержавшим испытание, работник уведомляется работодателем о неудовлетворительном результате испытания с указанием причин, послуживших основанием для подобного вывода.

Действующее законодательство не определяет конкретных критериев оценки деловых качеств работника, и отсутствие прямой нормы права с указанием на те или иные причины для вывода о признании работника не прошедшим испытание, свидетельствует о разнообразии обстоятельств учитываемых работодателем при подведении итогом испытания, что делает невозможным установление конкретного перечня в законе.

Заключая трудовой договор, истец обязался добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные своей должностной инструкцией, локальными нормативными актами работодателя, по требованию вышестоящих руководителей предоставлять достоверную информацию по всем производственным обязанностям (пункт 2.2 трудового договора).

Согласно должностной инструкции, психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе (пункт 1.3), оказывает констультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, организовывает и проводит психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива, проводит индивидуальные и групповые консультации для начинающих педагогов, проводит психодиагностику студентов различного профиля и предназначения по рекомендации Педагогического совета, куратора учебной группы, администрации и родителей (пункт 3.1.4), проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включаю информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий (пункт 3.1.5), составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с уелью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся воспитанников (пункт 3.1.6), участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего уровня требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям (пункт 3.1.8), консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, замещающих их) (л.д. 3.1.12), ведет и хранит диагностическую документацию, служащую основанием для решений педагогического совета (пункт 3.1.16).

Между тем, как это следует из рапорта методиста по "Ц" от <дата>, Бирюковым Ю.А. план работы социально-психологической службы не предоставлен в полном объеме тогда, как срок предоставления этого плана был установлен до <дата>; предоставленный Бирюковым Ю.А. <дата> года документ не соответствует требованиям к составлению плана работы, форма составления плана работы был предоставлен при приеме на работу; на замечания методиста Бирюков Ю.А. отнесся негативно, разрабатывать план категорически отказался, в связи с чем план работы социально-психологиечской службы разработан ею (методистом) совместно с социальным педагогом "Х"

Из рапорта заместителя директора по "Ц" от <дата> года следует, что находящийся на испытательном сроке Бирюков Ю.А. по качеству выполнения работ не соответствует занимаемой должности педагога-психолога, к работе относится лениво и безынициативно, в период испытательного срока показал себя, как человек не ответственный и конфликтный. Так, в <дата> по его вине был сорван срок сдачи сводного отчета «Месячника психологического здоровья обучающихся», включающего в себя, в том числе результаты психологического наркотестирования в Министерство образования науки РС(Я) <дата> вместо установленного срока <дата> года). Психолог филиала «Айхальский» весь отчет подготовила, необходимо было только прикрепить и отправить сопроводительным письмом, которое <дата> года помогла составить Бирюкову Ю.А. методист по "Ц" план работы психолога до сих пор не предоставлен, обязанность составления которого предусмотрена приказом Министерства образования РС(Я) и Положением о социально-психологической службы колледжа, копии которых вручены работнику при приеме на работу, срок составления этого плана был установлен до <дата>, на ежедневных планерках воспитательного отдела Бирюков А.Ю. каждый раз обещает выполнить этот план завтра; на замечания реагирует негативно, критику в свой адрес не воспринимает; также затягивает сроки размещения на сайт колледжа психологические консультации для родителей и студентов, которые должны были выложены в срок до <дата>

Изложенные рапорты послужили основанием для принятия работодателем решения о неудовлетворительном результате испытания и о расторжении заключенного с истцом трудового договора.

Свидетель Березовая Н.В., допрошенная в судебном заседании, подтвердила факты изложенные в рапорте от <дата>

Указанные в этих рапортах обстоятельства полностью согласуются с письменными доказательствами, предоставленными ответчиком, и не опровергнуты истцом.

Так, из письма Министерства образования и науки РС(Я) от <дата> следует, что согласно приказу от <дата> срок предоставления отчетов органами управления в сфере образования муниципальных образований (городских округов) о проведении Месячника был установлен до <дата>. Вместе с тем на дату составления этого письма, то есть <дата>, отчет о проведении месячника органом управления в сфере образования/образовательной организацией, в том числе ответчиком, не был предоставлен. Согласно ответу директора ГАПОУ РС(Я) «МРТК» "А" от <дата>, отчет был отправлен <дата> года в связи с тем, что педагог-психолог был принят на работу с <дата>.

Между тем, как это следует из материалов дела, отчет о проведении месячника психологического здоровья обучающихся, составленный психологом ГАПОУ РС(Я) «МРТК» Филиал «Айхальский» "Ю" поступил в приемную истца <дата> года за вх. , который как это установлено в судебном заседании из пояснений представителя ответчика и свидетеля Березовой Н.В., не опровергнутых истцом, был перенаправлен Бирюковым Ю.А. в адрес Министерства образования и науки РС(Я) лишь <дата> сопроводительным письмом. Материалы дела не содержат сведений о составлении истцом отчета.

Также установлено, что при приеме на работу истец был ознакомлен с утвержденным Министром образования Республики Саха (Якутия) формами документаций, регламентирующих деятельность психологической службы образования Республики Саха (Якутия), в соответствии с которыми должен был составить план работы педагога-психолога на год, однако, как это установлено в судебном заседании и не опровергнуто истцом, таковой план истцом не был составлен.

Суд критически относится к пояснениям истца о том, что статьи «Самокоррекция психологического состояния» и «Причины подросткового суицида» были переданы специалисту для выкладки на сайт колледжа своевременно, поскольку данные доводы истца опровергаются его же ответом от <дата> года на уведомление работодателя о расторжении трудового договора в связи неудовлетворительным результатом испытания, в котором истец указал о том, что согласно его должностной инструкции размещение консультаций на сайте колледжа в его трудовые функции не входит, следовательно на момент составления ответа от <дата> года данные статьи не были составлены истцом и опубликованы, а также выкопировкой из сайта колледжа, согласно которому данные статьи были опубликованы на сайте <дата> года, то есть после установленного срока <дата>

Таким образом, факты неисполнения и ненадлежащего исполнения истцом своих трудовых обязанностей подтверждены материалами дела.

<дата> года истец уведомлен работодателем о неудовлетворительном результате испытания с указанием причин, послуживших основанием для подобного вывода, и <дата> года уволен по этому основанию.

Истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не предоставлено бесспорных и достоверных доказательств в обоснование своих доводов о незаконности увольнения.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что оценка деловых качеств работника является исключительной компетенцией работодателя, поскольку работодатель оценивает не только уровень профессионализма работника, но и качество выполнения им своих обязанностей, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись законные основания для увольнения истца, процедура увольнения не нарушена.

При таких обстоятельствах исковые требования Бирюкова Ю.А. подлежат отказу в их удовлетворении полностью за их необоснованностью.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Бирюкова Юрия Анатольевича к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) «Региональный технический колледж в г. Мирный» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, понуждении осуществить отчисления в пенсионный фонд – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца дней в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2018 года.

Председательствующий В.В. Михайлова