Дело № 2-83/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области,
в составе председательствующего судьи Сломовой И.В.,
при секретаре Зарубиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Ростовской таможни о взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал следующее.
... г. житель ..., ...ФИО2, двигаясь на автомобиле ... с регистрационным номером № ... по автодороге ...-... в районе ... около 12 час. 35 мин. совершил наезд на стоящий на обочине принадлежащий истцу автомобиль ... с регистрационным номером № ... и причинил автомобилю повреждения. Согласно заключению стоимость ремонта автомобиля с учетом его износа составляет 64261 руб.
Водитель ФИО2 признан виновным в нарушении ПДД РФ. У водителя ФИО2, являющегося гражданином Украины не оказалось полиса ОСАГО. За данное нарушение ФИО2 был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 12.37 КоАП РФ и на него ложен штраф в размере 800 руб.
После оформления ДТП ФИО2 выехал на территорию ..., не возместив причиненный истцу материальный ущерб.
Истец ссылается в исковом заявлении на ст. 32 ФЗ № ..., в соответствии с которой таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию.
Просил взыскать с Ростовской таможни сумму ущерба в размере 64261 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2038 руб., оплата юридической помощи в размере 8000 руб., оплата телеграммы в размере 168,6 руб., оплата заключения эксперта в размере 6500 руб.
ФИО1 извещенный о месте и времени судебного разбирательства посредством телефонограммы, в судебное заседание не явился, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Ростовской таможни ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения на исковое заявление.
Суд с учетом мнения представителя ответчика счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ... г. в 12 час. 35 мин. на автодороге ... 52 км в близи ... произошло ДТП с участием автомобиля ... под управлением ФИО2, гражданина ... принадлежащего ФИО4, и автомобиля ... под управлением ФИО5, принадлежащего ФИО1, что подтверждается справкой о ДТП.
Виновным в ДТП признан ФИО2, постановлением от ... г. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 12.15 КОПА РФ в виде штрафа в размере 1500 руб. Также ФИО2 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ в назначением штрафа в размере 800 руб. за отсутствие страхового полиса ОСАГО.
В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от ... г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч.3 ст. 4 указанного закона о бязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования.
Согласно ст. 32 Федеральный закон от ... г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию, а также за исполнением обязанности, установленной пунктом 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования.
На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную Федеральным законом от ... г. №40-ФЗ обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. При этом под использованием транспортного средства понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Регистрация указанных транспортных средств не проводится.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ... г.№ ... «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» в автомобильных пунктах пропуска при прибытии лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на территорию Российской Федерации последовательно осуществляются следующие виды контроля:
- санитарно-карантинный;
- пограничный;
- транспортный;
- санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный;
- таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.
При этом последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения. Указанные типовые схемы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На основании типовых схем и с учетом местных условий Министерство транспорта Российской Федерации разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должны быть установлены максимальное время ожидания начала государственного контроля и продолжительность осуществления государственного контроля в пунктах пропуска.
Типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска утверждена приказом Минтранса России от ... г.№ ....
Однако до настоящего времени порядок осуществления таможенными органами контроля за исполнением владельцами транспортных средств установленной Федеральным законом от ... г. №40-ФЗ обязанности по страхованию своей гражданской ответственности не установлен, как не определены возможные решения таможенного органа по результатам проведения такого контроля, в том числе, возможность принятия решения о запрете пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили свою обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
Таким образом, в целях реализации положений Федерального закона от ... г. №306-ФЗ до издания соответствующего нормативного правового акта ФТС России в таможенные органы Российской Федерации письмом ФТС России от ... г.№ ... были направлены разъяснения, согласно которым таможенным органам рекомендовалось разрешать въезд на таможенную территорию Российской Федерации всех транспортных средств, за исключением упомянутых в п.3 ст.4 Федерального закона от ... г. №40-ФЗ, при представлении лицами, их перемещающими, страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установленного образца, оформленных страховыми организациями, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Однако приказом ФТС России от ... г.№ ... письмо ФТС России от ... г.№ ... «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» было признано недействующим. До настоящего времени нормативный правовой акт ФТС России, регламентирующий действия таможенных органов Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона от ... г. №306-ФЗ, не издан.
Письмом ФТС России от ... г.№ ... определено, что в связи с вступлением в действие абзаца 2 п.1 ст.32 Федерального закона от ... г. №40-ФЗ таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию, а также при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования. При этом в случае непредставления соответствующих документов (страхового сертификата «Зеленая карта» или страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства) такие транспортные средства пропускаются таможенными органами на территорию Российской Федерации, а их владельцам рекомендуется приобрести необходимые документы в страховых организациях, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от ... г. № 311-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии
с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению
за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации
или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пункту 3 статьи части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика.
На основании пункта 5.9 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от ... г.№ ..., Федеральная таможенная служба в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС России и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностными лицами, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице главного распорядителя за счет казны Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Ростовской таможни о взыскании материального ущерба – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 22 января 2018 года.
Судья: И.В. Сломова