Дело №2-262/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 29 января 2021 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Конышева К.Е.,
при секретаре Николаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФК по Республике Марий Эл об отмене протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к гражданскому поведению федеральных государственных служащих Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл и урегулированию конфликта интересов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл об отмене протокола №<данные изъяты>.
В обоснование иска указано, что в отношении ФИО1 вынесено моральное осуждение протоколом №<данные изъяты>. С указанным протокол истец не согласна, так как в нем не указаны дата, время, а также проступок, а также указаны сведения, не соответствующие действительности, не подтвержденные никакими доказательствами.
В судебное заседание истец не явилась, извещалась о времени и месте судебного разбирательства, судебная корреспонденция, направленная по адресу ее регистрации, который совпадает с указанным ею в иске адресом, возвращена в суд за истечением срока хранения. Ранее истец была извещена судом в установленном порядке о времени и месте предыдущих судебных заседаний, однако на них также не явилась. С учетом положений ст.165.1 ГК РФ, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приведенных в п.63-68 Постановления от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», адресат в данном случае сам несет риск неполучения корреспонденции по указанному им адресу, сообщение считается доставленным, если он уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Указанные норма закона и правовые позиции подлежат применению также к судебным извещениям и вызовам. При таких обстоятельствах, суд полагает, что истца следует признать извещенной о времени и месте рассмотрения.
Представитель ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве на иск. Возражала против оставления иска без рассмотрения, просила рассмотреть спор по существу.
Выслушав явившихся лиц, показания свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, изучив материалы дела, гражданское дело №2-3952/2019, суд приходит к следующему.
Частью 7 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.47 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (п.2 ч.2 ст.47 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (ч.1 ст.56 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
Судом установлено, что <данные изъяты> ФИО1 принята на должность федерального государственного служащего – специалиста 1 категории в операционный отдел УФК по Республике Марий Эл.
<данные изъяты> истец переведена на должность казначея отдела операций по лицевым счетам бюджетополучателей.
<данные изъяты> между УФК по Республике Марий Эл и истцом заключен служебный контракт №<данные изъяты> о прохождении государственной гражданской службы по должности казначея отдела операций по лицевым счетам бюджетополучателей.
<данные изъяты> истец переведена на должность казначея в отдел расходов.
С <данные изъяты> истец занимает должность ведущего специалиста-эксперта отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Республике Марий Эл.
Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл и урегулированию конфликта интересов (далее также Комиссия) от <данные изъяты>, занесенным в протокол №<данные изъяты>, установлено, что истцом нарушены требования к служебному поведению государственного гражданского служащего, установленные п.11 ч.1 ст.15, п.13 ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, пп. «д», «и», «к», «м» п.2 Общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 №885, подп. «д», «и», «к», «м» п.9, подп. «б» п.15 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14.07.2011 №283.
За нарушение положений подп.«д», «и», «к», «м» п.9, подп. «б» п.15 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от <данные изъяты>, на основании п.32 Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Федерального казначейства по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Федерального казначейства от <данные изъяты>, руководствуясь п.18 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Федерального казначейства, Комиссия указала истцу на необходимость соблюдения и недопустимость нарушения требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 №885, приказом Федерального казначейства от 14.07.2011 №283, и подвергла истца моральному осуждению.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу п.13 ч.1 ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Согласно положениям п.2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 12.08.2002 N 885, государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа.
Исходя из п.9 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, утв. Приказом Казначейства России от <данные изъяты>, гражданские служащие Федерального казначейства, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданским служащим Федерального казначейства должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Федерального казначейства либо территориального органа Федерального казначейства.
Согласно подп.«б» п.15 Кодекса этики и служебного поведения в служебном поведении гражданский служащий Федерального казначейства воздерживается от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений.
В силу п.18 Кодекса этики и служебного поведения нарушение гражданским служащим Федерального казначейства положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства, работников федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" и урегулированию конфликта интересов или соответствующих комиссий территориальных органов Федерального казначейства по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821.
Согласно дополнительному соглашению №<данные изъяты> (л.д.115) к служебному контракту №74-к, заключенному между истцом и ответчиком, п.6 данного контракта дополнен вторым абзацем следующего содержания: «Гражданский служащий обязан соблюдать Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства», п.17 данного контракта дополнен вторым абзацем следующего содержания: «Гражданский служащий несет ответственность за нарушение Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства».
ФИО1 ознакомлена с положениями Кодекса этики и служебного поведения 25.08.2011 (л.д.116).
Порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов определен Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 (далее – Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению).
Согласно п.4 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению комиссии рассматривают вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной службы (далее - должности государственной службы) в государственном органе (за исключением государственных служащих, замещающих должности государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации), а также в отношении государственных служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов государственных органов (за исключением государственных служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов государственных органов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации).
В соответствии с подп.«в» п.16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению основаниями для проведения заседания комиссии являются: представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
Пунктом 27 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению предусмотрено, что по итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного подп.«в» п.16 настоящего Положения, комиссия принимает соответствующее решение.
Приказом Казначейства России от 19.02.2015 №4н утвержден Порядок формирования и деятельности Комиссии территориального органа Федерального казначейства по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее Порядок №4н).
Согласно п.4 Порядка №4н Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении гражданских служащих территориального органа Федерального казначейства (за исключением гражданских служащих, замещающих должности руководителя и заместителей руководителя территориального органа Федерального казначейства).
В силу п.14 Порядка №4н основаниями для проведения заседания Комиссии являются представление руководителя территориального органа Федерального казначейства или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в территориальном органе Федерального казначейства мер по предупреждению коррупции.
Исходя из п.32 Порядка №4н по итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного подпунктом «в» пункта 14 Порядка, Комиссия принимает соответствующее решение.
Согласно п.8.3.1 Методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах, одобренных президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 13.04.2011 N 24, указанием на недопустимость несоблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов целесообразно ограничиться в случаях, когда совершенное деяние не влечет применения мер юридической ответственности или когда в качестве достаточной меры воздействия на государственного служащего является моральное осуждение его проступка (например, отсутствует вред, наступивший в результате допущенного государственным служащим нарушения, либо комиссия сочла размер такого вреда незначительным).
Как усматривается из материалов дела, основанием для проведения заседания комиссии в соответствии с пп. 14 Порядка №4н послужило представление руководителя УФК по Республике Марий Эл ФИО6 от <данные изъяты>, в котором предложено включить в повестку дня заседания комиссии рассмотрение фактов нарушения истцом требований к служебному поведению, отраженных в докладных записках заместителя начальника отдела государственной гражданской службы и кадров ФИО5 от <данные изъяты>, начальника отдела расходов ФИО4, от <данные изъяты>, начальника отдела внутреннего контроля и аудита ФИО3 от <данные изъяты>, а также в протоколе рабочего совещания от <данные изъяты>.
В оспариваемом протоколе указано, что Комиссией рассмотрены факты нарушения истцом требований к служебному поведению, отраженные в докладных записках заместителя начальника отдела государственной гражданской службы и кадров ФИО5 от <данные изъяты>, начальника отдела расходов ФИО4 от <данные изъяты>, начальника отдела внутреннего контроля и аудита ФИО3 от <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также в протоколе рабочего совещания от <данные изъяты>. В ходе заседания комиссии также заслушаны пояснения начальника отдела внутреннего контроля и аудита ФИО3, пояснившего, что поведение ФИО1 не только создает неблагоприятный психологический климат в коллективе, но и как следствие негативно сказывается на рабочем процессе. Пренебрежительное отношение ФИО1 к коллегам выражается в систематическом игнорировании их во время рабочего процесса (не отвечает на звонки руководства и коллег, не предоставляет запрашиваемую информацию, не взаимодействует во время проведения проверок с руководителем группы проверки, ведет себя несдержанно и некорректно, не уведомляет о возникшей временной нетрудоспособности и о дате предполагаемого выхода на работу и т.д.), является причиной того, что сотрудники внутреннего контроля и аудита отказываются работать с ФИО1, что подтверждено их докладными записками.
В материалы дела также представлена указанная докладная записка заместителя начальника отдела государственной гражданской службы и кадров ФИО5 от <данные изъяты>, в которой указано, что ФИО5 вместе с ФИО2 и ФИО3 <данные изъяты> ознакомила истца с уведомлениями о начале в отношении последней проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ею в 2020 году за отчетный период и за два года, предшествующих отчетному периоду. В процессе ознакомления истец вела себя неадекватно, порывалась бежать из кабинета, плакала, срывалась на крик. Затем ФИО1 бросилась к окну, начала его открывать, запрыгнула на подоконник и продемонстрировала попытку выпрыгнуть из окна. Громким вопросом «Что вы делаете?» ФИО2 остановила истца, после чего последняя выбежала из кабинета. По истечении 10-15 минут ФИО1 вернулась и приступила к прочтению и подписанию уведомлений, при этом она то плакала, то кричала, чтобы к ней «не применяли насилия». В результате, в условиях созданной ФИО1 напряженной и стрессовой ситуации уведомления были подписаны.
Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля ФИО5, допрошенной судом в ходе судебного заседания, в установленном порядке.
Исходя из представленной докладной записки начальника отдела расходов ФИО4 от <данные изъяты> последняя <данные изъяты>, встретившись в фойе второго этажа УФК по Республике Марий Эл истцом, поздоровалась с ФИО1 Ответа на приветствие не услышала. ФИО4 спросила у ФИО1 причину такого поведения, на что ФИО1 ответила: «А кто ты такая, чтобы делать мне замечания?».
Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля ФИО4, допрошенной судом в ходе судебного заседания, в установленном порядке.
В представленной в материалы дела докладной записке начальника отдела внутреннего контроля и аудита ФИО3 от <данные изъяты> указано, что <данные изъяты> в отделе состоялось рабочее совещание по вопросу о взаимоотношениях между сотрудниками в отделе внутреннего контроля и аудита. Всеми сотрудниками отдела были высказаны претензии к ФИО1 в том, что она не соблюдает этику служебного поведения, грубит им, резко хлопает дверью. Сотрудники отдела, которые в <данные изъяты> году были руководителями контрольно-аудиторских групп, в состав которых входила ФИО1, написали докладные (заявления), на имя ФИО3 с предложением о невключении ее в группу проверки с просьбой оградить их от ее нападок.
Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля ФИО3, допрошенного судом в ходе судебного заседания, в установленном порядке, а также протоколом рабочего совещания отдела внутреннего контроля и аудита от <данные изъяты>, докладной ФИО7 от <данные изъяты>, докладной ФИО8 от <данные изъяты>, заявлением ФИО9 от <данные изъяты>.
Оценив представленные доказательства, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции соглашается с тем, что истцом нарушены требования к служебному поведению государственного гражданского служащего, установленные п.11 ч.1 ст.15, п.13 ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, пп. «д», «и», «к», «м» п.2 Общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 №885, подп. «д», «и», «к», «м» п.9, подп. «б» п.15 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14.07.2011 №283, что выразилось в пренебрежительном отношении к коллегам, создании неблагоприятного климата в коллективе, несдержанном и некорректном поведении, на что указано в протоколе, об отмене которого просит истец.
Также в протоколе имеется указание на то, что рассмотренные факты нарушения требований к служебному поведению отражены в докладных записках заместителя начальника отдела государственной гражданской службы и кадров ФИО5 от <данные изъяты>, начальника отдела расходов ФИО4 от <данные изъяты>, начальника отдела внутреннего контроля и аудита ФИО3 от <данные изъяты>, а также в протоколе рабочего совещания от <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, судом отклоняются доводы истца о том, что в протоколе не указаны данные о проступке, за который она подверглась моральному осуждению.
Доводы истца о том, что протоколом №<данные изъяты> нарушены право истца на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, права и свободы истца как человека и гражданина, поруганы честь истца, ее достоинство и доброе имя, также отклоняются судом. У Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл и урегулированию конфликта интересов с учетом вышеприведенного правового регулирования имелись полномочия на принятие оспариваемого решения в том числе в той части, в которой истец подвергнута моральному осуждению.
В силу подп.«б» п.19 Порядка №4н председатель Комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания Комиссии: организует ознакомление гражданского служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов Комиссии и других лиц, участвующих в заседании Комиссии, с поступившей должностному лицу информацией и с результатами ее проверки.
Суд отмечает, что истец была ознакомлена руководителем УФК по Республике Марий Эл с информацией, поступившей в отдел государственной гражданской службы, <данные изъяты> (л.д.109).
В силу п.22 Порядка №4н заседание Комиссии проводится, как правило, в присутствии гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность гражданской службы в территориальном органе Федерального казначейства. О намерении лично присутствовать на заседании Комиссии гражданский служащий или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подп.«б» п.14 Порядка.
Согласно п.22.1 Порядка №4н заседания Комиссии могут проводиться в отсутствие гражданского служащего или гражданина в случае: а) если в обращении, заявлении или уведомлении, предусмотренных подп.«б» п.14 Порядка, не содержится указания о намерении гражданского служащего или гражданина лично присутствовать на заседании Комиссии; б) если гражданский служащий или гражданин, намеревающиеся лично присутствовать на заседании Комиссии и надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились на заседание Комиссии.
Судом установлено, что уведомление о дате, времени и месте проведения заседания получено истцом 26.10.2022, в нем также указано, что истец просит провести заседание без ее участия (л.д.109).
Таким образом, истец имела возможность явиться на заседание Комиссии и дать пояснения по существу вынесенных на данное заседание вопросов, как это предусмотрено п.23 Порядка №4н, однако данным правом не воспользовалась.
Доводы истца о том, что <данные изъяты> истец обращалась к работодателю с требованием о выдаче представления руководителя УФК по Республике Марий Эл к Председателю Комиссии, а также докладных записок (л.д.2), на что ответчик отказал ей письмом от <данные изъяты>, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства, имевшие место после принятия Комиссией оспариваемого решения, сами по себе не свидетельствуют о незаконности принятого решения, основанием для удовлетворения иска служить не могут.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в иске должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к УФК по Республике Марий Эл об отмене протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к гражданскому поведению федеральных государственных служащих Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл и урегулированию конфликта интересов отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е.Конышев
Мотивированное решение составлено 05.02.2021