Дело № 2-2632/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2016 года
Центральный районный суд г. Читы в составе
Председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,
При секретаре Дубовой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края в интересах ФИО8, ФИО9 к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском в интересах ФИО1, ФИО2, ссылаясь на следующее.
ФИО10 проверка по обращению ФИО1, ФИО2 о невыплате ежемесячной денежной выплаты за звание «ветеран труда» с февраля 2015г.. В результате проведения проверки установлено, что ФИО1, ФИО2 являются ветеранами труда Российской Федерации, состоят на учете в филиале ГКУ «Краевой центра социальной защиты населения» Забайкальского края и имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Меры социальной поддержки не предоставляются ФИО1, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ в связи превышением ее доходов величины среднедушевого дохода в крае.
ФИО1, ФИО2 отнесенные федеральным законодательством к льготной категории «ветеран труда» имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Положения Закона Забайкальского края от 17.01.2009 № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» (далее Закона № 129-ЗЗК) ст.6, устанавливающие с 01.01.2015 дополнительные условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в регионе, в том числе ветеранам труда, в зависимости от их среднедушевого дохода, нарушает гарантированное государством право ветеранов труда на получение социальных выплат.
Решением Забайкальского краевого суда от 27.02.2015 г. указанная норма Закона № 129-ЗЗК в части, устанавливающей условие предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда РФ в зависимости от величины среднедушевого дохода в <адрес>, признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Верховного Суда РФ от 29.07.2015 г. N 72-АПГ15-6 решение суда в этой части оставлено без изменения.
На основании изложенного прокурор просит взыскать с казны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края денежные средства на выплату мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: в пользу ФИО1, ФИО2 ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты>, каждой.
В судебное заседание извещенные о времени и месте рассмотрения дела прокурор и материальные истцы не явились.
Представитель Министерства социальной защиты Забайкальского края ФИО3
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-2632/2016 Центрального районного суда г.Читы.
Е.В. в судебное заседание не явилась, ранее представила возражения по иску, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представив отзыв в котором просила в удовлетворении иска отказать.
ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» в лице представителя ФИО5 исковые требования не признал, представил возражения по иску.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
В силу подпунктов 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. ФЗ № 39 от 22.12.2014 г.) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.
Закон Забайкальского края от 17.02.2009 №129-ЗЗК устанавливает меры социальной поддержки категориям граждан, проживающих на территории Забайкальского края, в том числе ветеранам труда.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 31.03.2009 №119.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.03.2009 №120 утвержден Порядок предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Забайкальском крае».
Законом Забайкальского края от 18.12.2014г. №1103-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» с 01 января 2015 года установлено, что меры социальной поддержки гражданам, не достигшим возраста 80 лет, предоставляются при условии, что доход получателя мер социальной поддержки не превышает среднедушевого дохода в Забайкальском крае по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>.
Судом установлено, что материальные истцы являются ветеранами труда и состоят на учете в реорганизованном в настоящее время ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края», являются получателями ежемесячной денежной выплаты.
В связи с Распоряжением руководителя Филиала «ЕСРЦ» приостановлена и в последствии прекращена: ежемесячная денежная выплата и ежемесячная денежная выплата на оплату жилищных и коммунальных услуг ФИО1 и ФИО2.
Данные распоряжения изданы на основании ст. 6 Закона Забайкальского края от 17.02.2009 № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае».
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился с иском об оспаривании отдельных положений Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае».
Решением Забайкальского краевого суда от 27 февраля 2015 года, удовлетворено заявление заместителя прокурора Забайкальского края и частично удовлетворено заявление гр.ФИО6 об оспаривании отдельных положений Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК.
Определением Верховного суда РФ от 29.07.2015г., постановившим решение
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-2632/2016 Центрального районного суда г.Читы.
Забайкальского краевого суда от 27 февраля 2015 года в части признания недействующими абзаца 1 части 1.1 статьи 5.1, части 1 статьи 6 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ззк «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в части слов "пунктами 1 - 4 части 1 статьи 2", устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Читинской области, ветеранам труда, звание которым присвоено в соответствии с Законом Агинского Бурятского автономного округа «О присвоении звания "Ветеран труда», ветеранам труда Забайкальского края в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае, отменено и принято новое решение, которым заместителю прокурора Забайкальского края в удовлетворении требований в указанной части отказано.
В остальной части это же решение оставлено без изменения, а апелляционные жалобы губернатора Забайкальского края и гр.ФИО6 - без удовлетворения.
Таким образом, решение Забайкальского краевого суда вступило в законную силу 29.07.2015г..
В связи указанным, требования процессуального истца, заявленные в
интересах ФИО1 и ФИО2, являвшихся на момент приостановления социальных выплат (январь 2015 года) и дату вынесения определения Верховного суда РФ, получателем мер социальной поддержки как ветеран Читинской области являются не обоснованными.
Как следует из определения Верховного суда РФ, требования ФИО6 о необходимости изменения решения суда и указания в его резолютивной части на признание оспариваемых норм недействующими со дня их принятия отклонены, из чего следует, что доводы относительно недействительности указанной нормы краевого закона со дня его принятия были предметом рассмотрения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и отклонены за необоснованностью в связи с тем, что согласно части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в том числе законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению
органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, оспариваемый Закон Забайкальского края издан по вопросам совместного ведения и может быть проверен Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства. Такие законы (его части) могут быть признаны недействующими и лишены юридической силы только со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда, поскольку нормативное положение части второй статьи 253 ГПК РФ о возможности их признания противоречащими федеральному закону со дня принятия или иного указанного судом времени признано Конституционным Судом Российской Федерации не имеющим юридической силы с момента принятия и не подлежащим применению (Постановление от 27 января 2004 г. № l-П).
Рассматривая требования процессуального истца в интересах ФИО1 и ФИО2 о взыскании не полученных социальных выплат как убытков, суд находит не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст.
15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно пунктов 1 и 2 СТ. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-2632/2016 Центрального районного суда г.Читы.
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
ст. 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В п. 4 ст. 393 ГК РФ предусмотрено, что при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
Иными словами, кредитор должен доказать, что допущенное должником нарушение обязательства явил ось единственным препятствием, не позволившим ему получить упущенную выгоду; все остальные необходимые приготовления для ее получения им были сделаны.
Лицо, требующее возмещения убытков, обязано доказать наличие состава правонарушения, включающего факт причинения убытков, в том числе их размер (реальных и/или составляющих упущенную выгоду), противоправность поведения причинителя вреда, его вину и наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением лица и причинением убытков.
При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением должника и убытками кредитора.
Недоказанность одного из названных юридических фактов исключает возможность удовлетворения требования о взыскании убытков. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).
Поскольку социальные выплаты не могут рассматриваться как имущество материальных истцов, следовательно, расходов для восстановления нарушенного права материальные истцы понести не могут, также социальные гарантии в виде денежных средств не могут быть отнесены к доходам, определяемым таковыми в контексте положений ст. 15 ГК РФ, следовательно, стороной истцов не доказан факт причинения убытков ответчиками.
Кромe того, материалы дела не содержат доказательств противоправности поведения причинителя вреда, а именно отсутствуют какие либо судебные акты,
которыми была установлена незаконность действий по принятию изменений в 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий гpaждан в Забайкальском крае», в части постановки в зависимость предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации от среднедушевого дохода в Забайкальском крае.
Определение Верховного суда от 29 июля 2015 г. N 72-АПГI5-б, таковым
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-2632/2016 Центрального районного суда г.Читы.
доказательством быть не может, поскольку в данном судебном акте не содержится выводов о противоправности действий законодательного органа Забайкальского края, а также указано на то, что поскольку социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, оспариваемый <адрес> издан по вопросам совместного ведения и может быть проверен Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства.
Такие законы (его части) могут быть признаны недействующими и лишены юридической силы только со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда, поскольку нормативное положение части второй статьи 253 ГПК РФ о возможности их признания противоречащими федеральному закону со дня принятия или иного указанного судом времени признано Конституционным Судом Российской Федерации не имеющим юридической силы с момента принятия и не подлежащим применению (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N l-П).
Поскольку стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих противоправность действий законодательного органа <адрес>, следовательно не может быть подтвержден и факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением лица и причинением убытков.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 06 июня 2016 г..
Судья Аксаненко Р.Т.
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-2632/2016 Центрального районного суда г.Читы.