ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2635/12 от 27.11.2012 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

  Дело № 2-2635/12

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ года г. Ростов-на-Дону

 Ленинский районный суд г. Ростов-на-Дону в составе:

 председательствующего судьи Худавердяна В.А.,

 при секретаре судебного заседания Поповой Ю.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ростова-на-Дону, МКУ «Городское хозяйственное управление города Ростова-на-Дону», третьи лица Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Управление Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о обязании отменить распоряжение мэра г. Ростова-на-Дону, осуществить демонтаж шлагбаумов,

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ростова-на-Дону, МКУ «Городское хозяйственное управление города Ростова-на-Дону», третьи лица: Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Управление Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об обязании отменить распоряжение мэра г. Ростова-на-Дону, осуществить демонтаж шлагбаумов.

 Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Прокуратурой Ленинского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка по факту ограничения движения по пер.Думский проезд, по результатам которой установлено, что земельный участок, на котором расположено здание администрации г.Ростова-на-Дону и организована парковка, является единым земельным участком, зарегистрированным под кадастровым номером 61:44:050508:0022. В состав земельного участка также входит пер. Думский проезд, который, огибая здание администрации г. Ростова-на-Дону, связывает ул. Б.Садовую и пер.Семашко. Переулок Думский проезд ранее был внесен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Ростова-на-Дону на основании постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 20.04.2010 № 290. Однако 28.04.2012 в постановление было внесено изменение, которым данный переулок из перечня дорог общего пользования исключен. На пересечении пер. Думский проезд с ул. Б. Садовая и пер. Семашко установлено 2 поста охраны с автоматическими шлагбаумами, которые ограничивают свободный проезд транспортных средств. Пропускной режим определен распоряжением мэра г. Ростова-на-Дону от 27.02.2007 № 27, согласно которому право проезда на территорию автостоянки в будние дни с 08:00 до 19:00 имеют только лица, предъявившие служебные пропуски, выдаваемые органом местного самоуправления. На основании договора № 2 от 01.01.2012, заключенного МКУ «Городское хозяйственное управление г. Ростова-на-Дону», пропускной режим обеспечивается ООО «ЧОО «Барс». Согласно условиям договора общество обязано не допускать на автостоянку автомобили, не имеющие установленного пропуска. Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка № 61:44:050508:0022, в отношении него установлен публичный сервитут для прохода и проезда через земельный участок, который в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ростовской области. Просит суд обязать администрацию г.Ростова-на-Дону отменить распоряжение мэра г.Ростова-на-Дону от 27.07.2007 № 27, обязать МКУ «Городское хозяйственное управление г.Ростова-на-Дону» осуществить демонтаж шлагбаумов, расположенных на пересечении пер.Думский проезд с ул.Б.Садовая и пер.Семашко, обеспечив беспрепятственный проезд по земельному участку в соответствии с установленным в отношении него публичным сервитутом.

 Представитель ответчика администрации г.Ростова-на-Дону по доверенности Маныч Н.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что администрацией города Ростова-на-Дону мероприятия, направленные на установление публичного сервитута в отношении спорного земельного участка не проводились, в т.ч. не проводились публичные (общественные) слушания, не принимался и не публиковался соответствующий муниципальный правовой акт нормативного характера. С заявлением о регистрации публичного сервитута в Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области Администрация города не обращалась. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2012 по делу № А53-24923/2012, вступившим в законную силу, зарегистрированное ограничение (обременение) права в виде публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 61:44:050508:0022 по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 47, признано отсутствующим. Кроме того, мэр города Ростова-на-Дону, будучи главой администрации города Ростова-на-Дону, обладал полномочиями на издание оспариваемого правового акта об утверждении порядка парковки служебного автотранспорта на стоянке Администрации города Ростова-на-Дону по ул. Б. Садовая, 47. Просит суд в иске отказать.

 Представители ответчика МКУ «Городское хозяйственное управление города Ростова-на-Дону» и третьих лиц Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания казанные лица извещены надлежащим образом.

 Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему.

 Как видно из материалов дела, Прокуратурой Ленинского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка по факту ограничения движения по пер.Думский проезд, по результатам которой установлено, что земельный участок, на котором расположено здание администрации г.Ростова-на-Дону и организована парковка, является единым земельным участком, зарегистрированным под кадастровым номером 61:44:050508:0022.

 На основании постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 30.01.2001 № 218 Муниципальному учреждению «Городское хозяйственное управление» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 0,8395 га (в том числе земельный участок площадью 0,1757 га - территория общего пользования и земельный участок площадью 0,0437 га - проезд общего пользования), расположенный по адресу г. Ростов-на-Дону, Б. Садовая, 47, для эксплуатации административного здания.

 В состав земельного участка также входит пер. Думский проезд, который, огибая здание администрации г. Ростова-на-Дону, связывает ул. Б.Садовую и пер.Семашко. Переулок Думский проезд ранее был внесен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Ростова-на-Дону на основании постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 20.04.2010 № 290. Однако 28.04.2012 в постановление было внесено изменение, которым данный переулок из перечня дорог общего пользования исключен.

 На пересечении пер. Думский проезд с ул. Б. Садовая и пер. Семашко установлено 2 поста охраны с автоматическими шлагбаумами, которые ограничивают свободный проезд транспортных средств. Пропускной режим определен распоряжением мэра г. Ростова-на-Дону от 27.02.2007 № 27, согласно которому право проезда на территорию автостоянки в будние дни с 08:00 до 19:00 имеют только лица, предъявившие служебные пропуски, выдаваемые органом местного самоуправления.

 На основании договора № 2 от 01.01.2012, заключенного МКУ «Городское хозяйственное управление г. Ростова-на-Дону», пропускной режим обеспечивается ООО «ЧОО «Барс».

 Согласно условиям договора общество обязано не допускать на автостоянку автомобили, не имеющие установленного пропуска.

 Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка № 61:44:050508:0022, в отношении него установлен публичный сервитут для прохода и проезда через земельный участок, который в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ростовской области.

 Факт ограничения публичного сервитута распоряжением мэра г.Ростова-на-Дону от 27.02.2007 и явился для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

 Как усматривается из материалов дела, 17.08.2001 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость Ростовской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 61:44:05 05 08:0022 за Муниципальным учреждением «Городское хозяйственное управление», в котором указано, что ограничения (обременения) не зарегистрированы.

 25.09.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Ростовской области на спорный земельный участок было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности за Муниципальным образованием - город Ростов-на-Дону, в котором указано об установлении публичного сервитута.

 Пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закрепляет исчерпывающий перечень оснований установления публичного сервитута, а именно для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

 Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.10.2006 № 192 принято Положение об установлении и прекращении публичных сервитутов на территории города Ростова-на-Дону, которым определен порядок и условия установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Ростова-на-Дону».

 Согласно Положению об установлении и прекращении публичных сервитутов на территории города Ростова-на-Дону публичные сервитуты на территории города устанавливаются для целей, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 ЗК РФ на основании постановления Администрации города Ростова-на-Дону, с учетом результатов публичных (общественных) слушаний (п. 1.2 положения). Порядок установления публичного сервитута и порядок проведения публичных (общественных) слушаний определен, соответственно, в разделах 2 и 3 названного Положения.

 На основании статьи 13 Федерального закона от 27 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как обременение (ограничение) права собственности и вступают в силу после регистрации в Едином государственном реестре прав. При переходе прав на объект недвижимости, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

 В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона о регистрации и пунктом 18 Методических рекомендаций «О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки», утвержденных Приказом Минюста России от 26.07.2004 № 132, государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимого имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

 В силу пункта 12 Методических рекомендаций «О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки» на государственную регистрацию публичного сервитута представляются следующие документы:

 заявление о государственной регистрации сервитута, представляемое органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим сервитут (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации);

 документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации);

 документ, подтверждающий полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления действовать от имени данного органа, установившего сервитут (статья 16 Закона о регистрации);

 закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления, в соответствии с которыми установлен публичный сервитут (пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса, пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации);

 кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона о регистрации).

 Соответственно согласно положениям статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в

 случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

 Статья 23 ЗК РФ закрепляет, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Однако доказательств их проведения также не представлено.

 Как указано в отзыве ответчика, Администрацией города Ростова-на-Дону мероприятия, направленные на установление публичного сервитута в отношении спорного земельного участка не проводились, в т.ч. не проводились публичные (общественные) слушания, не принимался и не публиковался соответствующий муниципальный правовой акт нормативного характера. С заявлением о регистрации публичного сервитута в Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области Администрация города не обращалась.

 С учетом разъяснений, содержащихся в пункта 52 совместного Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ № 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 Соответственно, если запись в ЕГРП нарушает права истца, то защита права может быть осуществлена путем предъявления иска о признании права или ограничения (обременения) отсутствующим.

 МКУ «Городское хозяйственное управление города Ростова-на-Дону» обратилось в арбитражный в суд с иском к Администрации города Ростова-на-Дону о признании зарегистрированного ограничения (обременения) права в виде публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 61:44:050508:0022 по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 47, отсутствующим.

 Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2012 по делу № А53-24923/2012, вступившим в законную силу, исковые требования МКУ «Городское хозяйственное управление города Ростова-на-Дону» удовлетворены, зарегистрированное ограничение (обременение) права в виде публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 61:44:050508:0022 по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 47, признано отсутствующим.

 Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 В соответствии с п. 6 Постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 года основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов I гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

 Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дел об оспаривании решений органов местного самоуправления по существу суду надлежит, выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение I действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых спаривается, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Распоряжением Мэра города Ростова-на-Дону от 27.02.2007 № 27 «Об утверждении порядка парковки служебного автотранспорта на стоянке Администрации города Ростова-на-Дону по ул. Б. Садовая, 47 на 2007 год» в целях упорядочения эксплуатации стоянки Администрации г. Ростова-на-Дону для служебного автотранспорта по ул. Б. Садовая, 47, на 2007 год утвержден порядок парковки служебного автотранспорта на стоянке Администрации г. Ростова-на-Дону по ул. Б. Садовая, 47 с 01.02.2007.

 Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация; контрольный орган муниципального образования; иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления (ст. 34).

 В соответствии с п. 2 ст. 34 названного Федерального закона в каждом муниципальном образовании должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования, представительного органа муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Согласно ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия главы муниципального образования должны быть закреплены в уставе муниципального образования, глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты.

 Система муниципальных правовых актов также устанавливается Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 43 названного закона в систему муниципальных правовых актов включены, в том числе правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы местной администрации.

 В силу требований ст. 42 Устава города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 №211, Мэр города, как глава муниципального образования, возглавляет Администрацию города. В качестве главы городской администрации Мэр наделяется собственной компетенцией в соответствии с Уставом города.

 Согласно статье 46 Устава города Ростова-на-Дону Администрация города, в лице ее органов и внутренних подразделений, реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем Мэра как главы Администрации города, в том числе в сфере жилищного и дорожного хозяйства, торгового и коммунально-бытового обслуживания населения.

 Подпунктом 1.6.1.1 п. 1.6.1 ст. 46 Устава города Ростова-на-Дону к полномочиям Администрации города отнесены вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). Данное положение ст. 46 Устава города корреспондирует положениям пп.5 п.1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения городского округа отнесен и такой вопрос, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Оспариваемым актом регламентированы вопросы организации работы местной администрации в части организации парковки служебного автотранспорта администрации города, а также автотранспорта должностных лиц сторонних организаций и посетителей администрации города, с целью решения служебных вопросов. Вопросы организации порядка проезда автотранспорта оспариваемым правовым актом не разрешаются.

 Таким образом, учитывая, что в силу названных положений правовых актов, мэр города Ростова-на-Дону, будучи главой администрации города Ростова-на-Дону, обладал полномочиями на издание оспариваемого правового акта об утверждении порядка парковки служебного автотранспорта на стоянке Администрации города Ростова-на-Дону по ул. Б. Садовая, 47, а также принимая во внимание, что вышеуказанным решением арбитражного суда зарегистрированное ограничение (обременение) права в виде публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 61:44:050508:0022 по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 47, признано отсутствующим, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокуратуры Ленинского района г.Ростова-на-Дону.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы.

 Текст мотивированного решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.А. Худавердян