дело № 2-263/2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Чегдомын 17 апреля 2014г.
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе - председательствующего судьи Костиной Е.В.
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.З.И. к отделу образования администрации права на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного образовательного дошкольного учреждения, об обязании отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить в числе педагогических работников, имеющих право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, о взыскании с Министерства финансов РФ убытки, понесенные по оплате жилого помещения с отоплением и освещением,
УСТАНОВИЛ:
М.З.И. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения, и о возложении обязанности на отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить в числе педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки и взыскании убытков, понесенных ею по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме -- рублей, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что она работает педагогическим работником в дошкольном учреждении и проживает в поселке городского типа. Данное дошкольное учреждение было государственным, а после приватизации БАМ ЖД и образования ОАО «РЖД» учреждение было оставлено в ведомстве железных дорог и приобрело статус Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «-- ОАО «РЖД». В соответствии с правом, предоставленным законодательством РФ педагогические работники, работающие и вышедшие на пенсию, пользовались государственными льготами на пользование коммунальными услугами бесплатно. Порядок реализации данной льготы происходил через отдел образования посредством заключенных договоров с работниками и с руководителем дошкольного учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ в реализации льготы по компенсации за оплаченные истицей коммунальные услуги и электрическую энергию отделом образования отказано по причине того, что она работает в негосударственном образовательном учреждении. Считает, что лишение её права на получение государственной льготы как, педагогического работника, нарушено ответчиком незаконно.
Истец в судебное заседание не прибыла, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не прибыл, предоставил отзыв, согласно которому с заявленными требованиями не согласен по следующим основаниям: М.З.И. работает -- Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», (далее ФЗ № 439-ФЗ) внесены изменения в ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», согласно которым педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения. С момента вступления в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) меры социальной поддержки предоставляются всем педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории края, вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательного учреждения, организационно- правовых форм подчиненности. Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждениях» заключенным между руководителем отдела образования и руководителем негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ОАО РЖД» всем педагогическим работникам данного учреждения в т.ч. истец были возмещены расходы по оплате жилого помещения с отоплением и освещением до 01.04.2012г. В связи с принятием <адрес> от 19.03.2012г № «О внесении изменений в отдельные законы <адрес>» и Постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района от 21.08.2012г № «Об утверждении порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Верхнебуреинского муниципального района» изменился механизм предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, с отоплением и освещением. Выплаты компенсации по возмещению расходов за коммунальные услуги предоставляются только педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений. Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении механизма предоставления мер социальной поддержки» уведомил данное учреждение о прекращении договора о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам с 01.04.2012г. Просит суд в удовлетворении требований истца о взыскании расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, отказать в связи с необоснованностью.
Представитель ответчика - Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, предоставил отзыв, согласно которому они не согласны с предъявленными требованиями, так как возмещение расходов за счет средств федерального бюджета возможно только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Некоммерческое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ОАО РЖД» не относится к учреждениям, имеющих статус федеральных государственных образовательных учреждений. Некоммерческое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ОАО РЖД» является частным учреждением, собственником имущества которого является ОАО «РЖД». В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании и статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации на Некоммерческое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ОАО РЖД» возложена обязанность по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам этого учреждения работникам. Пунктом 3 указанных правил, ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости. Организации представляют ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, предшествующего началу квартала, в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, заявку на финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением организацией ежемесячной компенсации, содержащую сведения о численности работников, размере ежемесячной компенсации расходов на одного работника и объеме средств, необходимых на выплату ежемесячной компенсации. Таким образом, ответственность за неисполнения обязательства по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам должно нести Некоммерческое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ОАО РЖД», а субсидиарную ответственность - ОАО «РЖД». Министерство финансов Российской Федерации не согласно с произведенным расчетом иска за период с ДД.ММ.ГГГГ по январь 2014/ включительно. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым частью 8 статьи 47 установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Следовательно, закон не предусматривает возмещение фактических расходов педагогических работников, а устанавливает компенсацию, размер которой определяет Правительство РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 963, во исполнение вышеуказанной нормы, был установлен размер ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения,быть взыскана за счет средств федерального бюджета, то работники федеральных образовательных организаций не могут быть ущемлены в правах по отношению к работникам частных образовательных организаций. Следовательно, размер требований за период с ДД.ММ.ГГГГ по январь 2014 должен составлять по 1200 рублей в месяц. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении требований к Минфину России, применить к требованиям истца расчет требований, указанный в отзыве.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала Дальневосточная железная дорога, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика НДОУ «Детский сад № ОАО «РЖД»», будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, причин неявки не сообщил.
Представитель ответчика Министерство финансов <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, предоставили отзыв согласно которому, они не согласны с предъявленными требованиями по следующим основаниям, так как считают, что федеральный законодатель разграничил обязанности по нормативному регулированию и финансированию предоставляемых льгот педагогическим работникам в зависимости от категории образовательного учреждения – федеральное, муниципальное или образовательное учреждение субъекта РФ. В спорный период времени -- действовала редакция от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Таким образом, краевым законом определен круг лиц, на которых распространяются его нормы. Истец является работником негосударственного ведомственного учреждения образования, следовательно, на нее не распространяются указанные нормы. То, что федеральный законодатель не определил порядок предоставления льгот по оплате жилищно – коммунальных услуг, не может являться основанием для возложения ответственности на органы государственной власти Хабаровского края. В соответствии со сложившейся практикой по данной категории дел надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ, убытки взыскиваются за счет казны РФ, просили отказать в исковых требованиях к Министерству Финансов края, рассматривать дело в их отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела в установленном законом порядке.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам ведения РФ совместно с субъектами РФ.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (утратившим силу с 01.09.2013г.) (далее - Закон N 3266-1) государство оказывает гражданам содействие в получении начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно ст. 12 Закона N 3266-1 негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с Законом N 3266-1 собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами)), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из пп. 6.5 п. 1 ст. 29 Закона N 3266-1 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Закон N 3266-1 утратил силу с 01.09.2013 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон N 273-ФЗ).
В соответствии с п. 18, 19, 20, 21 ст. 2 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом N 273-ФЗ вводится понятие частной образовательной организации, которой признается образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22 Закона N 273-ФЗ).
М.З.И. состоит в трудовых отношения с ДД.ММ.ГГГГ с НДОУ «Детский сад № 259» ОАО «РЖД» в должности воспитателя. Согласно уставу НДОУ «Детский сад № « ОАО «РЖД» - это негосударственное дошкольное учреждение «Детский сад № №» ОАО «Российские железные дороги», которое является некоммерческой организацией, имеющей право осуществлять образовательную деятельность, и создано на основании решения совета директоров ОАО «РЖД». Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой (л.д.7-8), уставом НДОУ «Детский сад № №» ОАО «РЖД», лицензией (л.д.70, 72).
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона N 3266-1 (утратившим силу с 01.09.2013г.), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Закон Хабаровского края от 14 ноября 2007 г. № 153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» определил, что государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Так, в силу статей 1 и 2 Законом Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (с изменениями на 19.03.2012, на 27 ноября 2013 г.) педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) края имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая производится исходя из размера стоимости оплаты занимаемого педагогическим работником жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией.
На эти изменения ссылаются все ответчики, как на основание для отказа в предоставлении указанной льготы истцу.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на предоставление указанных мер социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ - абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона N 3266-1 закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона N 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Согласно п. 8 ст. 47 Закона N 273-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013года, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлялась социальная поддержка по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику, проживающему в поселка городского типа, в полном объеме, данные обстоятельства подтверждаются договором о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений от 30.12.2011г., заключенному между отделом образования администрации Верхнебуреинского муниципального района и НДОУ «Детский сад № ОАО «РЖД» (л.д.4-5).
В связи со вступлением в силу Закона Хабаровского края № 177 от 19.03.2012года «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края», принятых на основании внесенных изменений в Федеральный закон «Об образовании», отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района уведомил НДОУ «Детский сад № №» ОАО РЖД о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ действия договора о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не предоставляется истцу вышеуказанная мера социальной поддержки, данные обстоятельства подтверждаются уведомлением от 16.04.2012г. (л.д.71).
С учетом изложенного суд находит требования истца о признании за ней право на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения и об обязании отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить её в числе педагогических работников, имеющих право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку социальная льгота педагогическим работникам любых организационно правых форм, предусмотренная как Федеральными законом от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», так и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в размере, достаточном для компенсации такой, выделяется субъекту РФ (в данному случае Хабаровскому краю) в лице ее компетентных органов. Вышеуказанными законами не отменялось право педагогических работников негосударственных общеобразовательных дошкольных учреждений на получение указанной социальной поддержки.
Кроме того, согласно правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 № 947 – О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
В связи с внесенными изменениями в вышеуказанные нормативные акты, Федеральные законы «Об образовании» (утратившим силу с 01.09.2013г.) и «Об образовании в Российской Федерации» (вступившим в силу с 01.09.2013г.) Российской Федерацией не был разработан и установлен надлежащий механизм, соответствующего возмещения педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений.
Также согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.3 вышеуказанного Определения, в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно – коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01.01.2005года.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину, в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской федерацией, соответствующим субъектом РФ, муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» № 52-ФЗ от 06.05.2003 предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003г. №-377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006г. №-23 « О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса РФ» разъяснено, что положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на соответствующие цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанностей по их финансированию на субъекты Российской Федерации за счет собственных средств последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу п.4. ст. 130, ст. 133 и 136 Бюджетного кодекса должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы Федеральным законом или принятым в его исполнении иным нормативно правовым актом обязанность по возмещению платы возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Пунктом 19 указанного Постановления предусмотрено, что при решении вопроса об определении публично- правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно товаров (работ, услуг) судам необходимо иметь ввиду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. «-184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения и устанавливает принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», из статьи 55 Закона об образовании следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Так как право педагогических работников на возмещения расходов в денежной форме, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнений) расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает, что понесенные истцом убытки, подлежат взысканию с Министерства финансов РФ, впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений, компенсация расходов педагогическим работникам негосударственных дошкольных общеобразовательных учреждений связанных с их правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освящением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку федеральный законодатель не определил порядок предоставления данной льготы.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ни один из указанных выше законов не отменил право педагогических работников негосударственных общеобразовательных дошкольных учреждений на получение указанной социальной поддержки, как и государство не отменяло и не приостанавливало действия Законов «Об образовании» и «Об образовании РФ», в связи с чем расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, должны быть возложены на Российскую Федерацию в лице соответствующего финансового органа Министерство Финансов Российской Федерации.
Указанными выше федеральными законами «Об образовании» и «Об образовании в Российской Федерации», действовавшими на период спорных правоотношений, определены порядок установления размера и возмещения расходов, связанных с предоставлением этой меры социальной поддержки, определены источники финансирования, и не указаны негосударственные дошкольные образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежи возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган или гражданина.
Требования истца о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ее убыток, понесенных по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по январь 2014г. включительно в сумме 110 218,4 рублей, суд находит подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 г. N 963, (далее Правил) педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена с 01.11.2013г. ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей и определен порядок предоставления указанной компенсации.
В соответствии с п. 4 Правил, финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации, являющиеся: а) казенными учреждениями, - путем доведения им лимитов бюджетных обязательств; б) бюджетными или автономными учреждениями, - путем предоставления им субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пункт 4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2013 г. N 1290 "Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" размер субсидии на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (Российская газета, 2013, N 247).
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 2 Закона Хабаровского края от 20 декабря 2006 г. N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (с изменениями и дополнениями) размер компенсации педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) края, определяется, исходя из: 1) фактических расходов на оплату жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, и фактических расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией; 2) розничных цен, действующих в данном сельском населенном пункте или рабочем поселке (поселке городского типа), на топливо, используемое для получения тепловой энергии на нужды отопления, и транспортные услуги по доставке топлива к месту жительства педагогических работников, проживающих в жилых домах, не имеющих центрального отопления (ч.1). Компенсация педагогическим работникам производится в размере стоимости оплаты занимаемого педагогическим работником жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией (ч.2). Размер компенсации педагогическому работнику не может превышать фактически произведенных им расходов на оплату жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, и расходов на отопление жилого помещениям обеспечение его электрической энергией (ч.4).
В обоснование своих требований истцом представлен расчет понесенных ею убытков, согласно которому за период с апреля 2012 года по январь 2014 года ей начислено и оплачено ею за отопление – -- руб.: найм/кап. ремонт – -- руб., тех обслуживание – -- руб., электроэнергия – -- руб. (л.д.6)
Однако представленный истцом расчет подлежащих ей возмещению убытков, не может быть принят судом полностью, как достоверный, поскольку произведен не верно.
Согласно предоставленным квитанциям для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, счетов по оплате за электроэнергию (л.д.12-52), справкам – расчетам (л.д. 84-87, 89-91), истцу было начислено:
за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг: --
--
--
--
--
--
--
за электроэнергию:
--
--
--
В соответствии с вышеуказанными Правилами педагогическим работникам, …., состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (к которым относится и истец) с 01.11.2013г. установлена компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 руб. ежемесячно, следовательно, истцу подлежат возмещению убытки, понесенные по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, за 3 месяца (ноябрь, декабрь, январь) в размере -- руб.
Таким образом, требования истца о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации подлежат удовлетворению частично.
В пользу истца с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации подлежат взысканию убытки, понесенные истцом по оплате жилого помещения с отоплением и освещением:
- --
--
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования М.З.И. удовлетворить частично.
Признать за М.З.И. право на получение компенсации в размере расходов на оплату занимаемого ею, как педагогическим работником, жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечения его электроэнергией.
Обязать отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить М.З.И. в числе педагогических работников имеющих право на получение мер социальной поддержки (право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения).
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу М.З.И. убытки, понесенные по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по январь 2014г. включительно в сумме --
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2014г.
Судья Е.В.Костина