ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-265 от 25.01.2011 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

                                                                                    ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-265/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевляковой И.Б.

при секретаре судебного заседания Карташовой С.П.,

с участием

представителя истца Красниковой А.И.,

представителя ответчика Администрации г. Пятигорска Рыбиной Е.В.,

представителя третьего лица МУ «Управление

имущественных отношений Администрации г. Пятигорска» Агафоновой М.С.

представителя третьего лица СНТ «Ромашка-1», массив 9, Гедз С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Джевело О. В. к Администрации города Пятигорска о возложении обязанности по передаче земельного участка в собственность за плату,

У С Т А Н О В И Л :

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Джевело О. В. является собственником нежилого строения, площадью 12,70 кв.м, расположенного по адресу:  Право собственности на садовый дом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.

Джевело О. В. обратился в суд с иском к Администрации г. Пятигорска о возложении обязанности по передаче в собственность за плату земельного участка 25, общей площадью 382,0 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу:

В судебном заседании полномочный представитель истца Красникова А.И. заявленные исковые требования поддержала и в обоснование иска пояснила, что постановлением главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены границы и общая площадь земельного участка , в размере 4,21 га, в том числе земли общего пользования - 0,5 га, за членами садоводческого товарищества закреплены земельные участки согласно приложению №. На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Джевело О. В. является собственником садового дома, площадью 12,70 кв.м, расположенного по адресу:  С момента приобретения садового дома в пользовании Джевело О. В. находится земельный участок 25, общей площадью 382,0 кв.м с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ между ним и МУ «Управление имущественных отношений Администрации г. Пятигорска» заключен договор аренды спорного земельного участка №С сроком на 25 лет, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, номер регистрации № В августе 2009 года Джевело О. В. обратился в Администрацию  с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, но письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ему отказано по тем основаниям, что земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № ГД ограничен в обороте. Однако истец несет расходы по содержанию земельного участка, пользуется земельным участком, который отнесен к категории земель поселений и ограничений в обороте или изъятия из оборота, касающихся природоохранной зоны в правоустанавливающих документах не зарегистрировано. Данный земельный участок не имеет природоохранного значения, на нем отсутствуют целебные или иные источники, не имеется каких либо исторических и культурных объектов, указанный земельный участок не имеет особого рекреационного и научного значения. Поскольку изъятие из оборота земельных участков, относящихся к категории земель поселений возможно лишь в установленном законом порядке на основании федерального законодательного акта, каковой отсутствует, просит возложить обязанность на Администрацию  по передаче ему в собственность за плату земельного участка, площадью 382,0 кв.м путем заключения договора купли-продажи.

Представитель ответчика Администрации г. Пятигорска Рыбина Е.В. исковые требования не признала, считает иск подлежит отклонению по тем основаниям, что в соответствии с действующим законодательством оборот земель, находящихся в границах зоны особо охраняемых природных территорий, ограничен, спорный земельный участок расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий, в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № ГД ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность, а все выделенные указанным решением зоны, расположены в границах санитарно-охранной зоны г. Пятигорска, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года и Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 особо охраняемой природной территорией - курортом, в связи с чем эти участки подпадают под действие п. 1 ст. 94, п.п. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Представитель МУ «Управления имущественных отношений Администрации г. Пятигорска» Агафонова М.С. исковые требования не признала, считает иск подлежит отклонению по тем основаниям, что в соответствии с действующим законодательством оборот земель, находящихся в границах зоны особо охраняемых природных территорий, ограничен, спорный земельный участок расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий, в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № ГД ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность, а все выделенные указанным решением зоны, расположены в границах санитарно-охранной зоны г. Пятигорска, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года и Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 особо охраняемой природной территорией - курортом, в связи с чем эти участки подпадают под действие п. 1 ст. 94, п.п. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Представитель третьего лица СНТ «Ромашка-1» Гедз С.А. в судебном заседании пояснил, что постановлением главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены границы и общая площадь земельного участка СНТ «Ромашка-1», массив 9, в размере 4,21 га, в том числе земли общего пользования - 0,5 га, за членами садоводческого товарищества закреплены земельные участки согласно приложению №. На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Джевело О. В. является собственником садового дома, площадью 12,70 кв.м, расположенного по адресу: . С момента приобретения садового дома в пользовании Джевело О. В. на праве аренды находится земельный участок 25, общей площадью 382,0 кв.м с кадастровым номером №. Данный земельный участок не имеет природоохранного значения, на нем отсутствуют целебные или иные источники, не имеется каких либо исторических и культурных объектов, указанный земельный участок не имеет особого рекреационного и научного значения, он не изъят из оборота земельных участков, относящихся к категории земель поселений на основании федерального законодательного акта, поэтому считает, что иск Джевело О. В. подлежит удовлетворению.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского и инвентарного дела, суд считает требования Джевело О. В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 9, 36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности граждан, которые владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.

Судом установлено, что постановлением главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены границы и общая площадь земельного участка  в размере 4,21 га, в том числе земли общего пользования - 0,5 га, за членами садоводческого товарищества закреплены земельные участки согласно приложению №. На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ истец Джевело О. В. является собственником садового дома, площадью 12,70 кв.м, расположенного по адресу: . С момента приобретения садового дома в пользовании истца находится земельный участок 25, общей площадью 382,0 кв.м, с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ между ним и МУ «Управление имущественных отношений Администрации г. Пятигорска» заключен договор аренды спорного земельного участка №С сроком на 25 лет, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, номер регистрации №. В августе 2009 года истец обратился в Администрацию г. Пятигорска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, но письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ему отказано по тем основаниям, что земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № ГД ограничен в обороте.

В соответствии со ст. ст. 129, 130 Гражданского кодекса РФ земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле.

Согласно ст. 9 Земельного кодекса РФ к полномочиям РФ в области земельных отношений относятся установление ограничений прав землевладельцев, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.

В силу ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ. Земельные участки могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. При этом земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами сделок, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Положениями п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ устанавливается изъятие из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности, приведенными в указанной норме, объектами. Ответчиком не представлены доказательства того, что указанный земельный участок занят объектами, находящимися в федеральной собственности.

На основании п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ к отношениям по охране особо охраняемых природных территорий применяется специальное законодательство, которое применяется к земельным отношениям, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В соответствии со ст. ст. 94, 95, 96 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления изъяты полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 года № 462 утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах и его администрации, регулирующее границы природопользования и не регулирующее вопросы ограничения оборота земельных участков.

Федеральный закон от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» устанавливает общее понятие курорта, округов санитарной (горно-санитарной) охраны с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение.

Положениями Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ (ст. 4). Утвержденные до вступления в силу указанного Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считать округами горно-санитарной охраны (ст. 22).

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, и которые подлежат включению в государственной кадастр, включающий в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении, границах, режиме особой охраны этих территорий, о природопользователях. Особо охраняемые природные территории - это участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное и оздоровительное значение, и изъятые решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. Положения ст. 32 указанного закона устанавливают в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрет деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов, а также предусматривают порядок образования Правительством РФ округов санитарной или горно-санитарной охраны и особенностей режима их функционирования.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 20.12.2002 года № 909) во исполнение Федеральных законов от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» утверждено «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей», которое также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации Правительством РФ округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, в составе округа выделяется до 3-х зон. При этом согласно п. 12 Положения лишь на территории первой зоны, которая устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников, месторождений грязи) запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

В соответствии с п. 18 Положения предусмотрено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения РФ.

Таким образом, на территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения Кавказские Минеральные Воды. Границы округа горно-санитарной защиты КМВ являются действующими и находятся на землях курортов, однако право частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты законом не запрещено.

В условиях состязательности гражданского процесса ответчик не представил доказательств в подтверждение того, что земли курорта - Кавказские Минеральные Воды и города-курорта Пятигорска, в частности, включены в государственный кадастр как особо охраняемые природные территории, исключены или ограничены в установленном законом порядке в обороте, и что испрашиваемый истцом земельный участок расположен на территории первой санитарной зоны, что повлекло бы запрет на передачу Джевело О. В. в собственность указанного земельного участка.

С учетом указанных обстоятельств, суд считает опровергнутыми доводы представителя ответчика об отсутствии у Джевело О. В. права на приобретение в собственность земельного участка в связи с ограничением и изъятием земельного участка из оборота.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению включают в себя, в том числе земли поселений и земли особо-охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, документах государственного земельного кадастра, документах регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, их охраны и использования устанавливается Правительством РФ на основе федеральных законов.

В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ, в отношении земель находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления. При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. На день разрешения данного спора такие федеральные законы не приняты. То есть ответчик в подтверждение своих возражений на заявленные требования не представил доказательств того, что земли города-курорта Пятигорска включены в государственный земельный кадастр как земли особо охраняемых территорий.

На основании ст. ст. 83, 85 Земельного кодекса РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, и отделенные их чертой от земель других категорий.

Судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям поселений, основное целевое назначение участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства, обременение прав с ограничением оборота или изъятия из оборота не зарегистрировано.

В силу ст. 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей лишь на территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности.

Суд приходит к выводу, что ответчиком не представлены доказательства того, что земли города-курорта Пятигорска изъяты из оборота и для них в установленном законом порядке установлен особый правовой режим, и не опровергнуты доводы истца о том, что земли города-курорта Пятигорска в установленном законом порядке не отнесены к особо охраняемым землям.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке.

Статьей 28 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено предоставление их в собственность.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности отказа Администрации г. Пятигорска в предоставлении Джевело О. В. в собственность указанного земельного участка и обоснованности доводов истца о праве на приобретение земельного участка в собственность.

На основании изложенного, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении обязанности на Администрацию г. Пятигорска по предоставлению в собственность за плату земельного участка 25, общей площадью 382,0 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: .

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Джевело О. В. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Пятигорска предоставить Джевело О. В. в собственность за плату земельный участок 25, общей площадью 382,0 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья И.Б. Шевлякова