ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2657/2023 от 13.02.2024 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-43/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ола 13 февраля 2024 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Стахорской О.А.,

при секретаре Кузмичевой Г.А.,

с участием представителей истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 09.01.2024, ФИО2, действующей на основании доверенности от 25.10.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола гражданское дело по иску Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» к ФИО3 о взыскании средств государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта,

у с т а н о в и л:

Магаданское областное государственное казённое учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» (далее по тексту – ГКУ, Учреждение, Социальный центр) обратилось в суд с настоящим иском, указав, что на основании личного заявления ФИО3 назначена социальная помощь в размере 350000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. С ответчиком 27.03.2023 заключён социальный контракт на период с 27 марта по 26 ноября 2023 года и разработана Программа социальной адаптации. В указанной программой срок ответчику провести обязательные мероприятия из перечня основных мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации. Ответчику надлежало приобрести основные средства, мебель, расходные материалы с целью ведения предпринимательской деятельности. Денежные средства были переведены ответчику, однако истцом установлено, что из запланированных программой мероприятий ФИО3 запланированные мероприятия не выполнены, а представленные документы не могут быть приняты к зачёту либо не подтверждены, либо потрачены на нужды, незаявленные в программе. С учётом изложенного, просит суд взыскать с ответчика полученные денежные средства в полном объёме в размере 350000 рублей.

Представители истца в судебном заседании настаивали на заявленных требованиях и просили их удовлетворить.

Ответчик ФИО3, участвовавшая в судебных заседаниях до 13.02.2024, с требованиями истца не согласилась, полагает, что ею приобретены основные средства и пояснила, что вместо стульев ею приобретены диванчики, часть средств затрачено на ремонт помещения. Также пояснила, что ранее в 2021 году ею приобреталось оборудование, которое находилась за пределами Магаданской области и часть средств была затрачена на доставку указанного оборудования в пос. Ола. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Закон № 178-ФЗ). Так, согласно ст. 1 названного Закона, государственной социальной помощью является предоставление категориям граждан, указанным в данном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. В частности, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, что следует из ст. 7 Закона № 178-ФЗ.

Из содержания ч.ч. 1, 3, 5 ст. 8.1 Закона № 178-ФЗ следует, что указанным гражданам государственная социальная помощь может быть оказана на основании социального контракта в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (в частности, как в рассматриваемом деле – осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности). Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

В силу ст. 1 Закона № 178-Ф социальный контракт представляет собой соглашение между гражданином и органом социальной защиты населения, в соответствии с которым указанный орган обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, то есть разработанные названным органом совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определённые такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Статьёй 10 Закона № 178-ФЗ предусмотрены основания для прекращения оказания государственной социальной помощи, к числу которых часть 2.1 названной статьи относит невыполнение получателем социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

В целом аналогичные положения, регулирующие основания и условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, содержатся в Законом Магаданской области от 12.03.2003 № 320-ОЗ «О государственной социальной помощи в Магаданской области» (далее по тексту – Закон № 320-ОЗ).

В целях реализации положений Закона № 178-ФЗ и Закона № 320-ОЗ, постановлением Правительства Магаданской области от 17 апреля 2020 года № 281-пп утверждён Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Порядок).

Пунктами 1.3, 1.6, 1.7, 1.8 Порядка определено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается категориям граждан, предусмотренным Законом № 178-ФЗ, проживающим в Магаданской области, имеющим по не зависящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума по Магаданской области в расчёте на душу населения; социальная помощь предоставляется на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, в том числе – осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; целью назначения помощи является стимулирование активных действий малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, при этом предоставление помощи основывается на принцах добровольности участия, обязательности исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, индивидуального подход при определении мероприятий программы социальной адаптации, целевого характера помощи.

В случае принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта организация социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области составляет социальный контракт в течение 2 рабочих дней с момента принятия указанного решения, разрабатывает с участием заявителя программу социальной адаптации, определяет сроки исполнения мероприятий программы социальной адаптации. Социальный контракт, предусматривающий обязательные мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заключается с заявителем на срок не более 12 месяцев, что следует из п.п. 2.11, 3.2 Порядка.

Согласно пп. «б, в» п. 4.2, пп. «а» п. 4.5, пп. «б» п. 4.7 Порядка социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, предусматривающей обязательные мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности должен содержать условие об обязанности заявителя приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в организацию подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением подтверждающих документов в организацию. В обязанностях заявителя, изложенных в социальном контракте, предусматривается ежемесячное предоставление в организацию документов, подтверждающих факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации. Результатом реализации названных мероприятий социального контракта является повышение денежных доходов заявителя и членов его семьи, преодоление трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.

Предоставление социальной помощи на основании социального контракта прекращается досрочно, а социальный контракт расторгается организацией в одностороннем порядке при невыполнении или ненадлежащем выполнении заявителем и (или) членами его семьи условий социального контракта и программы социальной адаптации, что следует из пп. «а» п. 5.1 Порядка.

Как установлено судом, 27 марта 2023 года между ФИО3 и Социальным центром на основании решения ГКУ от 27.03.2023 заключён социальный контракт, сроком действия с 27 марта по 26 ноября 2023 года, предметом которого является сотрудничество между истцом и ответчиком по реализации программы социальной адаптации в соответствии с Порядком.

Согласно материалам дела, для получения социальной помощи на основании социального контракта ответчик, зарегистрированный с 07.03.2023 в качестве индивидуального предпринимателя, разработал и представил истцу бизнес-план, в соответствии с которым полученные по социальному контракту денежные средства намеревался потратить на организацию быстрого питания населения, в котором планировалась продажа продуктов питания и напитков. В качестве расходов предусмотрены приобретение стеллажа, тепловой витрины, кассового аппарата, мебели (стулья, стол), мойка, кофемашина, и т.д.. Общая сумма расходов, рассчитанная ответчиком по бизнес-плану, составила 573581,37 рублей.

Пунктом 2.2 заключённого между сторонами социального контракта в числе прочего предусмотрены обязанности истца выплатить ответчику 350000 рублей в период с 27 марта по 30 апреля 2023 года. Указанные денежные средства в размере 350000 рублей получены ответчиком, что не оспаривалось ФИО3 в ходе судебного разбирательства.

ФИО3, как получатель социальной помощи приняла на себя обязательства согласно п. 3.2 Контракта расходовать выделенные средства строго на заявленные цели; выполнять программу социальной адаптации в полном объёме; ежемесячно предоставлять отчёты в произвольной форме о выполнении программы социальной адаптации; взаимодействовать с сотрудником Учреждения, осуществляющим сопровождение социального контракта, регулярно предоставлять все сведения о ходе исполнения программы социальной адаптации.

Программой социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту, предусмотрены следующие мероприятия, которые надлежало выполнить ФИО3 - приобретение оборудования, расходного материала, мебели.

Между тем, как установлено в судебном заседании мероприятия, на которые оказана государственная социальная помощь, ответчиком не выполнены. Ответчиком представлены договора-счет на 109486,02 руб., 23500,02 руб., 26146,92 руб. и товарная накладная на сумму 9250,00 руб. на общую сумму 168382,96 руб., датированные 2021 годом, которые не были принят к зачету, поскольку товар по указанным договорам и накладным приобретен до заключения социального контракта и на приобретение данных товаров, предоставленные истцом деньги не направлялись.

Помимо этого, ответчиком представлены счет-фактуры от 003,05, и 11 мая 2023 года на суммы 4231,24 руб., 26690,63 руб., 9538,12 руб., однако документы, подтверждающие оплаты по указанным счет-фактурам не представлены ни истцу, ни в суд. При этом ответчику неоднократно представлялось время для их предоставления.

Также ответчиком представлены документы на приобретение товаров, не заваленных в бизнес-плане, являющимся составной частью социального контракта. То есть, согласно доводам истца, не опровергнутым ответчиком, приобретение (тестораскатки-лапшерезки, напольного покрытия, штукатурной смеси и т.д.) в программе социальной адаптации не заявлено, что является нецелевым использованием средств. Кроме того, не представлено доказательств несения расходов на приобретение фритюрницы, в связи с чем, данные суммы не приняты истцом к зачёту по программе социальной адаптации.

Из содержания п.п. 1, 2 ст. 1102 ГК РФ следует, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счёт другого лица обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение). Правила, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пособия, иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны.

Из представленных материалов и содержания искового заявления следует, что ответчиком представлены документы об использовании полученных денежных средств на приобретение товаров, предусмотренных программой социальной адаптации, которые в то же время не приняты к зачёту истцом в связи с отсутствием кассовых чеков либо приобретения товаров до заключения социального контракта.

Данные действия истца суд расценивает как правомерные, поскольку они согласуются с Методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждёнными приказом Минтруда России от 3 августа 2021 года № 536, приложением № 4 к которым определён перечень документов, подтверждающих целевое использование средств. В частности, для подтверждения использования средств на приобретение товаров, работ, услуг с целью ведения предпринимательской деятельности представляются следующие документы: товарный чек с указанием наименования товара; кассовый чек с указанием наименования товара; приходный ордер; выписка из счета гражданина в кредитной организации, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью; договор купли-продажи; документ, подтверждающий процедуры выполнения операции оплаты товаров, работ или услуг (например, бланк банка, в котором указано, что погашение задолженности состоялось); договор аренды.

Поскольку кассовые чеки о приобретении товаров, необходимых для выполнения программы социальной адаптации, ответчиком не представлены, суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика признаков недобросовестного поведения по использованию полученных от истца денежных средств на цели, не связанные с заявленными в программе социальной адаптации. Кроме того, расходы ответчика по приобретению техники в 2021 году не могут быть приняты как доказательства расходования средств по социальному контракту, поскольку они не могут быть направлены к зачету затрат, произведенных до заключения социального контракта.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 296 утверждена государственная программа «Социальная поддержка граждан», в приложении № 8(6) к которой приведены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Согласно пп. «г» п. 21 названных Правил, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключён социальный контракт по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объёме.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в соответствии с программой социальной адаптации ответчиком не понесены расходы на выполнение мероприятий программы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, ответчик на основании ст. 1102 ГК РФ обязан возвратить истцу неосновательно полученные денежные средства в размере 350000 руб.

В силу ч. 1 ст. 88, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, в том числе – в виде государственной пошлины.

Поскольку заявленные истцом требования удовлетворены судом, государственная пошлина в размере 6700 рублей 00 копеек подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» ФИО3 о взыскании средств государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО3 (паспорт <данные изъяты>) в пользу Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» (ИНН <***>) средства государственной социальной помощи, полученные на основании социального контракта, в сумме 350000 рублей 00 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6700 рублей 00 копеек, а всего взыскать 356700 (триста пятьдесят шесть тысяч семьсот) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня составление мотивированного решения суда.

Установить день составления мотивированного решения суда 19 февраля 2024 года.

Судья подпись О.А. Стахорская