Дело № 2-2661/2019
43RS0003-01-2019-003968-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 13 ноября 2019 года
Первомайский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Сапожникова А.Ю.,
при секретаре Казаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "УК Мегаполис" к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения за пользование общим имуществом,
УСТАНОВИЛ:
ООО «УК Мегаполис» обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование иска, что на фасаде многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г.Киров {Адрес}, управление которым осуществляет ООО «Управляющая компания Мегаполис» размешена рекламная конструкция с текстом «салон красоты perfecto лаборатория стиля» размером 6 метров в длину и 0,8 метра в высоту. Протоколом {Номер} от {Дата} общего собрания собственников помещений многоквартирного {Адрес} принято решение о порядке пользования общего имущества МКД – часть фасада {Адрес} для размещения рекламных конструкций, делегировать полномочия по заключению договора ООО «УК Мегаполис». Сумма оплаты за пользование общим имуществом дома составляет 1000 руб. в месяц с одной рекламной конструкции. Указанные средства перечисляются на расчетный счет ООО «УК Мегаполис» и расходуются по решению совета дома в пределах поступивших средств. Нежилое помещение, находящееся по адресу: г.Киров {Адрес} над которым размешена конструкция с текстом «салон красоты perfecto лаборатория стиля» принадлежит на праве собственности ФИО2 В связи с принятым решением, в ее адрес собственника нежилого помещения, над которым расположена рекламная конструкция с текстом «салон красоты perfecto лаборатория стиля» размером 6м в длину и 0,8м в высоту, было направлено решение и уведомление, в котором было указано демонтировать конструкцию с фасада МКД, в случае отказа подписания договора на размещение вывески/рекламной конструкции. ФИО2 указанное уведомление проигнорировала, договор на размещение вывески/рекламной конструкции на фасаде МКД с истцом не заключила, денежные средства за пользование фасадом (общим имуществом МКД) на счет истца не внесла.
В адрес ответчика истцом была направлена претензия с требованиями: заключить договор на размещение конструкции либо принять меры по демонтажу конструкции с фасадом дома, однако какой-либо ответ на данные письма получен не был.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика ФИО2 неосновательное обогащение за пользование общим имуществом, а именно фасадом многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Киров, {Адрес} обязать ответчика демонтировать рекламную конструкцию «салон красоты PERFECTO лаборатория стиля», расположенную на первом этаже многоквартирного дома по адресу: г.Киров, {Адрес}.
В судебном заседании к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена ФИО7 –председатель МКД, собственник квартиры.
Представитель истца на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО2 и ее представитель по устному ходатайству ФИО5 исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, поскольку вывеска, расположенная над входом в нежилое помещение не является рекламной конструкцией.
Третье лицо ФИО7 председатель МКД, исковые требования поддержала.
Суд, исследовав письменные материалы и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
В судебном заседании установлено, что ООО «УК Мегаполис» осуществляет управление многоквартирным домом (далее – МКД), расположенным по адресу: г. Киров {Адрес}.
На фасаде вышеуказанного МКД над нежилым помещением {Номер} установлена вывеска «салон красоты perfecto лаборатория стиля» размером 6м в длину и 0,8 м в высоту (л.д. 18).
Нежилое помещение {Номер}, расположенное на цокольном этаже МКД по адресу: г. Киров {Адрес} принадлежит на праве собственности ФИО2 (л.д. 17).
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного {Адрес} от {Дата} принято решение о порядке пользования общего имущества МКД – часть фасада {Адрес} для размещения рекламных конструкций, делегировать полномочия по заключению договора ООО «УК Мегаполис». Сумма оплаты за пользование общим имуществом дома составляет 1000 руб. в месяц с одной рекламной конструкции. Указанные средства перечисляются на расчетный счет ООО «УК Мегаполис» и расходуются по решению совета дома в пределах поступивших средств.
В связи с принятым решением в адрес собственника нежилого помещения истцом были направлены следующие документы: договор на размещение вывески/рекламной конструкции на МКД в 2 экземплярах; решение собственников МКД; уведомление, в котором было указано демонтировать конструкцию с фасада МКД, в случае отказа подписания договора на размещение вывески/рекламной конструкции.
Письменный ответ на данное уведомление ответчиком не представлен, требования не признаются.
Разрешая исковые требования по существу, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от {Дата} N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона "О рекламе".
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от {Дата} N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от {Дата} "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
При этом в силу п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от {Дата} "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от {Дата} N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Указание субъектом предпринимательства своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.
В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от {Дата} N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием коммерческого обозначения либо фирменного наименования, не может рассматриваться в качестве рекламы (п. 1 письма Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от {Дата} N АК/6745 "О размещении вывесок на многоквартирных домах").
Согласно решению Кировской городской Думы от {Дата} N 19/41 (ред. от {Дата}, с изм. от {Дата}) "Об утверждении Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" вывеска - средство наружной информации, размещенное в месте нахождения либо осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в целях доведения до сведения потребителя информации в соответствии с Законом РФ от {Дата} N 2300-1 "О защите прав потребителей" и обычаями делового оборота (п. 12-1.1.1.)
Согласно п. 12-1.3.1.1. вывески размещаются (устанавливаются и эксплуатируются) на плоских участках фасада здания, строения, сооружения (далее - объект), свободных от архитектурных элементов, исключительно в пределах площади внешних поверхностей объекта. Вывески размещаются непосредственно у входа (справа или слева) в помещение, в котором осуществляют деятельность юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - помещение), или на входных дверях в него, не выше уровня дверного проема, либо над входом в такое помещение. При этом каждое юридическое и физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе размещать не более двух вывесок на одном объекте.
Вывески, размещаемые на фасадах зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям, в случае если помещения располагаются в подвальных или цокольных этажах объектов и отсутствует возможность размещения вывесок в соответствии с требованиями абзаца второго настоящего пункта, вывески могут быть размещены над окнами подвального или цокольного этажа, но не ниже 0,50 м от уровня земли до нижнего края вывески (пп. б п. 12-1.3.1.3. 8).
Таким образом, суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела приходит к выводу, что над нежилым помещением {Номер} на фасаде МКД размещены вывески, которые не могут быть признаны рекламой, поскольку являются информационными и указывают на профиль деятельности организации и не содержат указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования. Спорные вывески соответствует положениям, принятых решением Кировской городской Думы от {Дата} N 19 "Об утверждении Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров".
Из материалов дела усматривается, что ответчиком размещены 2 вывески «салон красоты» и «perfecto лаборатория стиля» размером 6м в длину и 0,8 м в высоту над нежилым помещением, принадлежащим ответчику.
По убеждению суда, данная вывеска указывает на профиль деятельности организации и не является рекламной конструкцией, соответственно, ее размещение на доме не требует дополнительного согласования с собственником. Цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем места предоставления услуги, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам. Спорная вывеска несет общую информацию для потребителя о том, что в нежилом помещении имеется салон красоты.
С учетом характера спорных правоотношений, по делу подлежало доказать отсутствие законных оснований для сбережения платы за пользование имуществом (рекламной конструкцией), а также предусмотренных ст.1109 ГК РФ обстоятельств, в силу которых а не подлежит.
Учитывая, что протоколом {Номер} от {Дата} общего собрания собственников помещений МКД {Номер} принято решение о ежемесячной плате за размещение рекламных конструкций на фасаде МКД, а спорная вывеска не является рекламной конструкцией, правовых оснований для начисления платы за ее использование не возникло.
Доводы истца, что ответчик должен был согласовать с собственниками МКД размещение вывески, судом отклоняются ввиду следующего. По смыслу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и приведенной нормы ЖК РФ согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде дома. Согласно п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя, которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Поскольку истцом не приведено правовых оснований для возложения обязанности демонтировать вывеску «салон красоты PERFECTO лаборатория стиля», в удовлетворении данного требования также надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ООО "УК Мегаполис" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Ю.Сапожников
Решение в окончательной форме принято 18.11.2019 г.