ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2662/2023 от 14.09.2023 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-2662/2023

УИД 39RS0001-01-2023-001533-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2023 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Пичуриной О.С.,

при секретаре Ушковой М.В.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя истца и третьего лица РОО «Калининградский областной Парусный союз» по доверенности ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, третьего лица Федорова П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Региональной общественной организации «Калининградская областная Федерации парусного спорта» об оспаривании решений, третьи лица РОО «Калининградский областной парусный союз», Управление министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области, Федоров П.Н.,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратился в суд с данным иском и уточнением к нему к Региональной общественной организации «Калининградская областная Федерации парусного спорта», в обоснование требований указав, что является членом РОО «Калининградский областной парусный союз» (далее РОО «КОПС»). РОО «КОПС» является юридическим лицом, членом РОО «Калининградской областной Федерации парусного спорта» (далее по тексту «коллективным членом»). В соответствии с разделом 5 Устава РОО КОФПС коллективные члены наравне с индивидуальными имеют равные права и равные обязанности. В соответствии с п. 5.1 Устава РОО «Калининградской областной Федерации парусного спорта» члены федерации имеют равные права и несут равные обязанности. В соответствии с п. 5.2.1 Устава РОО КОФПС, члены федерации (в том числе и коллективные) имеют право избирать и быть избранными (члены федерации юридические лица- общественные объединения через своих делегированных представителей) в выборные органы Федерации. Через своих избранников в выборных органах Федерации контролировать деятельность органов Федерации в соответствии с уставом федерации и участвовать в разработке и реализации проектов и программ Федерации. На основании письма №13 от 02.11.2022 от РОО КОФПС о предстоящей внеочередной выборной Конференции, которая должна была состояться 11.12.2022 Президент РОО «КОПС» собрал общее собрание членов для выбора делегатов на отчетную-выборную конференцию РОО «КОФПС» 11.12.2022 и выдвижения кандидата в Президенты РОО КОФПС от РОО «КОПС». 13.11.2022 на общем собрании РОО «КОПС» (протокол №5 от 13.11.2022) четвертым вопросом повестки дня стоял вопрос о выдвижении кандидата в Президенты РОО КОФПС от РОО «КОПС». Его программа как кандидата в Президенты была представлена общему собранию. Он рассказал выдержки и основные моменты своей предвыборной программы. Общим собранием было решено выдвинуть от РОО «КОПС» кандидата в Президенты РОО «КОФПС» ФИО5 Рекомендовать дополнить предвыборную программу дорожной картой «Парусный спорт - базовый вид спорта в Калининградской области», изменить вектор развития КОФПС в усиление, спортивной направленности. Он получил выписку из протокола Общего собрания, собрал документы, необходимые для участия в выборах на должность Президента и отнес их члену Президиума ФИО32 в сроки, указанные в Положении о порядке выдвижения и регистрации делегатов на отчетно-перевыборные конференции КОФПС, утвержденному Президиумом КОФПС протоколом 6/02, 15.02.2013. 11.12.2022 состоялась внеочередная отчетно-выборная Конференция, в ходе которой поступило предложение не избирать президента и новый президиум, в связи с тем, что ни один из кандидатов в Президенты не наберет 2/3 голосов, согласно Устава РОО КОФПС. Избранная на Конференции рабочая группа должна была подготовить проведение конференции на февраль 2023 г. С 11.12.2022 по дату проведения Конференции 26.02.2023 ему, как кандидату в Президенты не поступало каких-либо писем от Президиума РОО КОФПС. На Конференции 11.12.2022 он был выбран членом рабочей группы, вместе с другими выбранными членами группы, некоторые из которых входили в Президиум, они разрабатывали новую редакцию Устава. На одном из заседаний рабочей группы одним из членом ему было предложено вступить в РОО КОФПС индивидуальным членом. На что он ответил отказом, так как является членом РОО «КОПС», который в свою очередь является юридическим лицом и членом Федерации. 15.02.2022 он по электронной почте с указанием всех электронных адресов членов Президиума РОО КФПС обратился в Президиум Федерации о том, что был выдвинут РОО «КОПС» на пост Президента КОФПС. Следуя регламенту, который действовал на момент подачи документов на пост Президента, он своевременно подал документы. Отводов, возражений, претензий не было. На Конференции 11.12.2022 он как кандидат на пост Президента вошел в рабочую группу вместе с другим кандидатом на пост Президента Федоровым П.Н. Также в своем заявлении указал, что заявлений о выходе из КОФПС не подавал. Оснований для исключения его как кандидата в Президенты у Президиума нет. Попытки навязать вступление в качестве индивидуального члена считает не обоснованными и противоречащими Уставу. Также обращался к Президиуму РОО КОФПС с тем, что как зарегистрированным кандидатам в Президенты повторно подавать документы не требовалось, так как об этом официально Президиумом не заявлялось. Ему подобных требований не направлялось. В своем заявлении он призывал Президиум РОО КОФПС соблюдать Устав и решения Конференции. На письмо от 15.02.2023 ответ не получил. Члены Президиума РОО КОФПС проигнорировали его обращение. Считал себя по-прежнему кандидатом на пост Президента РОО КОФПС и встречался как кандидат с членами других клубов (юридических лиц, входящих в члены РОО КОФПС такими как: КРОО "КОЯК" ИНН <***>, РОО "БПА" ИНН <***>), а также с другими лицами, поддерживающими его как кандидата в Президенты.

Накануне проведения Конференции РОО КОПФС стало известно о том, что Президиум РОО КОФПС рассмотрел его обращение на Президиуме 15.02.2023, не пригласил и не заслушав его лично, а также о том, что его исключили из кандидатов на пост Президента Федерации под надуманным предлогом. Свои решения Президиум не довел до него. Об этом факте он узнал случайно, в разговоре. В связи с чем, до проведения Конференции, он, зная о том, что до Конференции остается один день, обратился в Президиум повторно. В своем обращении к Президиуму заявил о том, что считает действия Президиума незаконными по следующим обстоятельствам. Согласно Уставу КОФПС, Президиум не имеет полномочий для отстранения кандидата, своевременно подавшего документы в надлежащем виде. Регистрация его на Конференции КОФПС, которая состоялась 11 декабря 2022 г. и обсуждение его кандидатуры в Правительстве Калининградской области с участием заместителя председателя Правительства Калининградской области ФИО6, Министра Спорта Калининградской области ФИО7 и представления его первому вице президенту Всероссийской Федерации Парусного Спорта ФИО8 в качестве кандидата в президенты КОФПС, подтверждают его заявление. Оценку кандидату имеет право дать только Конференция, путем голосования. На заседание Президиума, на котором было принято незаконное решение, его не пригласили, хотя членам Президиума были известны его контакты. На заседании в отношении него были высказаны ничем не подтвержденные обвинения. Президиуму не было предъявлено ни одного документа. Кроме того, на заседание этого Президиума пригласили Федорова П.Н., о чем в протоколе Президиума №3/23 от 15.02.2023 указано. Решение об исключении его из числа кандидатов, ему также предъявлено не было. Считает действия Президиума самоуправством, нарушением Устава КОФПС и нарушением его законных прав.

В заявлении просил предоставить заверенную копию протокола заседания Президиума КОФПС от 15 февраля 2023 года. На это письмо он не получил ответ. Испрашиваемой протокол получил после Конференции, которая состоялась 26.02.2023 и на которую его не допустили, мотивировав тем, что он не член Федерации, не лицо, приглашенное на Конференцию членами Президиума. Считает действия Президиума не законными, недействительными и не порождающими правовых последствий с момента их принятия.

В Уставе Федерации отсутствуют полномочия Президиума Федерации на исключение кандидатов на пост Президента. В соответствии с п. 4 действующего Положения о порядке выдвижения и регистрации делегатов на отчетно-перевыборные Конференции РОО КОФПС от 15.02.2013 на дату проведения Конференции 11.12.2022, пункт «с» кандидаты в Президенты представляют в Президиум не позднее 20 дней до дня проведения конференции следующие документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Президента КОФПС; автобиографическую справку; программы развития парусного спорта и собственной деятельности в качестве Президента КОФПС. Согласно п. «г» Президиум подтверждает получение документов на выдвигаемого кандидата и публикует материалы на сайте Федерации не позднее чем за 10 дней до дня открытия Конференции. Президиум не опубликовал ни одного документа на Федорова П.Н., кандидата в Президенты, а также и его документы. Свои документы он разместил на всех доступных ресурсах, для того, чтобы его избиратели могли задать любые вопросы.

В Регламенте проведения, порядка выдвижения и регистрации делегатов на внеочередную выборную конференцию Калининградской областной федерации парусного спорта, утвержденном Президиумом КОФПС протоколом №1/23, 19.01.2023 в разделе 4 «Кандидаты на выборные должности КОФПС» в п. 4.3 указано, что коллективные члены КОФПС -юридические лица или собрание физических лиц - членов КОФПС предоставляют Протокол общего собрания о выдвижении кандидата на высшую выборную должность. Данный протокол или выписка из протокола заверяется секретарем общего собрания или руководителем коллективного члена и предоставляется в Президиум в срок не позднее 20 календарных дней до даты проведения Конференции. Документы 17.11.2022 поданы им не позднее 20 календарных дней до даты проведения Конференции, п. 4.4. содержит перечень документов, которые были им поданы 17.11.2022. В указанных документах отсутствуют положения о том, что Президиум РОО КОФПС имеет право на принятие таких решений как аннулирование решения о регистрации его в качестве кандидата на пост Президента. 15.02.2023 на заседании Президиума РОО КОФПС шестым вопросом повестки дня стоял вопрос о рассмотрении его обращения в Президиум КОФПС. По его обращению выступал ФИО18, который заявил о том, что при подаче документов осенью 2022 г., а именно биографической справки, были сокрыты существенные обстоятельства личной биографии, что по его мнению делает вопрос об участии в качестве Президента Федерации невозможным. Предложил принятое ранее решение Президиума о регистрации ФИО5 в качестве кандидата в Президенты КОФПС аннулировать. Вопрос был поставлен на голосование. Также президент Федерации ФИО3 в протоколе заседания Президиума №3/23, от 15.02.2023 до голосования указывает тот факт, что ему как кандидату в Президенты было предложено в срок, установленный Регламентом вновь подать документы в качестве претендента на должность президента КОФПС, и о том, что встречных действий ни от лично ФИО5 ни от организации, его выдвигающей РОО КОПС, предпринято не было и считает правомерным отозвать мандат кандидата на должность Президента Федерации. Слова и действия ФИО18 и ФИО3 ничем не подтверждаются. У всех членов Президиума был его номер телефона, е-мейл, его адрес регистрации, который был указан в заявлении кандидата на участие в выборах президента РОО КОФПС. Второй кандидат в Президенты Федоров П.Н. был приглашен на все заседания Президиума РОО КОФПС, в том числе и тот, который им оспаривается в суде, что говорит о предвзятом отношении всех членов Президиума к его кандидатуре на должность Президента.

Полномочий на принятие решений о снятии его как кандидата на пост Президента у Президиума не было. Все полномочия Президиума Федерации описаны в Уставе РОО КОФПС.

Его доводы в письмах о незаконных действиях Президиума до проведения Конференции остались без ответа.

26.02.2023 в Музее Мирового океана состоялась Конференция Федерации, на которую в качестве кандидата на пост Президента был допущен только Федоров П.Н. Ни у кого из делегатов на Конференцию не было альтернативной кандидатуры для выбора, в связи с чем по итогам голосования новым Президентом Федерации был избран Федоров П.Н. Результаты выборов, в связи с его не допуском для участия Конференции в качестве кандидата на пост Президента Федерации, существенно повлияли на результаты голосования по выборным должностям Федерации, а именно выборам Президента и Президиума, тем самым нарушив нормы права, действующий Устав и действующий Регламент проведения, порядка выдвижения и регистрации делегатов на внеочередную выборную конференцию Калининградской областной федерации парусного спорта, утвержденный Президиумом КОФПС протоколом №1/23 от 19.01.2023. Принятый Регламент проведения, порядка выдвижения и регистрации делегатов на внеочередную выборную конференцию Калининградской областной федерации парусного спорта, утвержденный Президиумом КОФПС протоколом от ДД.ММ.ГГГГ и протокол от 19.01.2023 противоречат нормам законодательства, являются незаконными, нарушают основополагающие принципы и права коллективных членов и входящих в состав коллективных членов физических лиц, а также нарушает Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об общественных объединениях " и Устав РОО «КОФПС». Протокол №1/23 от 19.01.2023 оформлен ненадлежащим образом и является недействительным. В Ленинградском районном суде рассматривается дело №2-2071/2023 о признании Регламента проведения, порядка выдвижения и регистрации делегатов на внеочередную выборную конференцию Калининградской областной федерации парусного спорта, утвержденный Президиумом КОФПС протоколом №1/23 от 19.01.2023 и протокола от 19.01.2023 недействительными и не порождающими правовых последствий с момента его принятия. О результатах выборов стало известно от Президента РОО «КОПС» ФИО19, который выступал от имени клуба на Конференции и призывал Президиум Федерации не проводить выборы. Такое же мнение выразили клубы, которые поддерживали его в качестве кандидата.

После того, как на Конференции РОО КОФПС, которая состоялась 11.12.2022 мнения по выборам разделились, никто из кандидатов на пост Президента не смог бы набрать 2/3 голосов Конференция была почти сорвана, было принято решение Конференцией выбрать рабочую группу, так как действующий Президиум был не в состоянии этого сделать. Кандидат в Президенты Федоров П.Н. был протеже Президента РОО КОФПС, и не скрывал этого. После того, как рабочая группа выслала в Президиум РОО КОФПС регламент конференции на утверждение, Президиум 19.01.2023 принял свой Регламент, в котором ущемил права юридических лиц, являющихся членами Федерации многие годы. Три клуба, поддерживающие его, как кандидата пытались договориться с действующим Президиумом, но это оказалось напрасным. С 19.01.2023 в Федерацию индивидуальными членами были приняты 31 человек. ФИО18- член Президиума Федерации с 2021 года. Вице-президент РОО КОФПС будучи Вице-президентом Федерации не являлся членом Федерации. Был принят в члены Федерации протоколом №1/23 от 19.01.2023. ФИО33., ФИО20, ФИО21 - члены Президиума Федерации с 2021 года. Были приняты в члены Федерации протоколом №1/23 от 19.01.2023, №2/23 от 02.02.2023. Согласно Устава Федерации 2014 г. (действующая редакция) п. 6.3.1 членом Президиума Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации - член Федерации или представитель члена Федерации юридического лица. Все эти физические лица, члены Президиума являются членами ОО «Яхт-клуб Ост-вест». Прием в индивидуальные члены начался после того, как Регламент проведения, порядка выдвижения и регистрации делегатов на внеочередную выборную конференцию Калининградской областной федерации парусного спорта, утвержденный Президиумом КОФПС протоколом №1/23 от 19.01.2023 и протокол от 19.01.2023 изменил сложившийся принцип выборов и количество делегатов от юридических лиц, являющихся членами Федерации. Просит признать решение Президиума, по повестке дня пункта № 6 «Рассмотрение обращения ФИО5 в Президиум КОФПС», утвержденное протоколом Президиума Федерации РОО КОФПС №3/23 от 15.02.2023 о снятии кандидатуры ФИО5 в качестве кандидата на должность Президента РОО КОФПС недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия; признать решение Конференции РОО КОФПС, по повестке дня раздела 2: «Избрание Президента КОФПС», «Избрание членов Президиума», утвержденное протоколом внеочередной выборной конференции Калининградской областной федерации парусного спорта от 26.02.2023, недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

В качестве третьих лиц определением суда к участию в деле привлечены РОО «Калининградский областной парусный союз», Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области, Федоров П.Н.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о рассмотрении дела. Его представители по доверенности ФИО1 и ФИО2, представлявшая также по доверенности третье лицо РОО «Калининградский областной парусный союз» в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представители ответчика по доверенности ФИО3, ФИО4 в судебном заседании с требованиями не согласились, поддержали письменные отзывы на исковое заявление, в которых указали, что ФИО5 не соответствует критериям, предъявляемым к кандидатам на должность Президента КОФПС, поскольку не является ее членом. На заседании Президиума Федерации в повестке дня под № 6 был поставлен вопрос о рассмотрении обращения ФИО5, результаты оформлены протоколом № 3/23 от 15.02.2023. По результатам рассмотрения принято решение о снятии кандидатуры ФИО9 в Д.В., отмене решения Президиума о принятии его кандидатуры в качестве кандидата на должность Президента РОО «КОФПС». Основанием для принятие данного решения послужил факт сокрытия истцом в своей автобиографической справке существенных обстоятельств личной биографии, а именно, наличие вступившего в законную силу обвинительного приговора Таганского районного суда г. Москвы от 09.10.2017 по делу № 01-0036/2017, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п.п. «а,б» ч. 3 ст. 193.1 УК РФ в отношении ФИО5 и ещё 5 участников организованной группы, которым ему назначено наказание в виде лишения свободы. Сокрытие ФИО5 сведений о своей не погашенной судимости, о фактах совершения им преступления - «валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте на банковские счета нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, в особо крупном размере, организованной группой», которые причинят репутационный ущерб Федерации, является достаточным основанием для исключения из членов Федерации, при том, что истец членом Федерации не является. ФИО5 не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам на выборную должность Президента Федерации (не является её членом), более того, совершил действия, которые могут причинить репутационный ущерб Федерации (сокрытии сведений о не погашенной судимости), оспариваемые протоколы прав и законных интересов ФИО5 не нарушают. Регламент, утвержденный Президиумом РОО «КОФПС» протоколом № 1/23 от 19.01.2023 г., разъяснил положения Устава, исключил правовую неопределенность, и положения предыдущего регламента, которые допускали избрание в органы КОФПС третьих лиц, не являющихся членами Федерации, что на протяжении длительного времени создавало негативную практику и сказывалось на деятельности Федерации. Вследствие принятия Регламента, все лица находящиеся в органах РОО КОФПС теперь являются её членами в обязательном порядке, в связи с чем имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные Уставом. Вместе с тем, ФИО5 являясь членом РОО КОПС, которое является коллективным членом РОО КОФПС,- сам, при этом, не является членом РОО КОФПС, в связи с чем, действие положений Устава и Регламента РОО КОФПС на него не распространяются. Таким образом, регистрация ФИО5 в качестве кандидата на должность Президента РОО КОФПС совершена в нарушение Устава, в связи с чем, снятие его кандидатуры фактически устранило ранее допущенные нарушения положений Устава РОО КОФПС. Члены РОО КОФПС неоднократно предлагали ФИО5 получить членство в Федерации, на что получали отказ, до настоящего времени истец членом Федерации не является. Часть членов РОО КОПС являются одновременно членами РОО «КОФПС» и могут выступать в качестве кандидатов в органы Федерации, в связи с чем, права коллективного члена РОО КОПС также не нарушены. Просят в иске отказать.

Третье лицо Федоров П.Н. в судебном заседании с требованиями не согласился, полагал, что права истца не нарушены, истец вправе был принимать участие в голосовании, подав документы.

Иные лица в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о рассмотрении дела.

Заслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 123.4 ГК РФ общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В соответствии со ст. 123.6 ГК РФ участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В силу положений ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. На основании ч. 1 ст. 5 указанного закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

В соответствии с п. 3 ст. 50, п. 1 статьи 65.1 ГК РФ общественные организации являются корпоративными некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 7-ФЗ общественная организация является формой некоммерческой организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его Уставом.

В силу пункта 4 статьи 20 Закона об общественных объединениях Устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам (часть 4 статьи 20 Закона об общественных объединениях).

На основании части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Из изложенного следует, что Устав общественного объединения, который не должен противоречить закону, закрепляет компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения.

В соответствии со статьей 15 Закона об общественных объединениях общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Пунктом 1 ст. 181.4 ГК РФ установлено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания (подпункт 1), у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия (подпункт 2).

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности (ст. 181.5 ГК РФ).

Статьей 181.5 ГК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований признания ничтожными решений собрания. В п. 1 ст. 181.5 ГК РФ указано, что решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества

Решения общественной организации должно отвечать критериям, предусмотренным п. 2 ст. 181.1 ГК РФ, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Решение, принятое с нарушениями, предусмотренными ст. 181.5 ГК РФ влечет недействительность (ничтожность) такого решения вне зависимости от факта нарушения или отсутствия нарушений таким решением законных прав и интересов заявителя.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что суды должны принимать иски граждан и юридических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц, поскольку такие споры вытекают из гражданских правоотношений. Право на оспаривание участниками корпорации решений органов управления также закреплено положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а именно п. 103 в котором говорится, что по смыслу п. 1 ст. 2, п. 6 ст. 50 и п. 2 ст. 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» члены общественного объединения имеют права и несут обязанности, в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе. Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что Региональная общественная организация «Калининградская областная федерации парусного спорта», сокращенное наименование РОО КОФПС, ИНН <***>, ОГРН <***> зарегистрирована в качестве юридического лица 28.04.1998.

Согласно Устава Региональной общественной организации «Калининградская областная федерации парусного спорта» (2014 г.), организация является основанным на членстве независимым общественным объединением, созданным в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФЗ «Об общественных объединениях», в целях развития парусного спорта и парусного яхтинга на территории Калининградской области.

Разделом 4 устава определено, что членами Федерации могут быть физические и юридические лица – общественные объединения, осуществляющие свою деятельность преимущественно в парусном спорте либо в одном из видов парусного яхтинга, признающие и выполняющие Устав Федерации и регулярно уплачивающие членские взносы. Члены Федерации имеют право избирать и быть избранными (члены Федерации юридические лица – общественные объединения через своих делегированных представителей) в выборные органы Федерации. Через своих избранников в выборных органах Федерации контролировать деятельность органов Федерации в соответствии с Уставом Федерации (п. 5.2-5.2.1).

Из раздела 6 Устава следует, что высшим руководящим органом Федерации является Конференция, созываемая по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Постоянно – действующим руководящим органом Федерации является Президиум. Дата, место и время проведения Конференции определяются решением Президиума Федерации не позднее чем за тридцать дней до начала конференции. Повестка дня Конференции, в том числе и внеочередной, направляется членам Федерации не позднее, чем за 30 дней до начала Конференции. В отдельных случаях сроки по решению Президиума могут быть сокращены, но не менее чем до трех дней. Исходя из п. 6.1.3 вопрос об избрании Президента и Президиума Федерации относится к исключительной компетенции Конференции.

Президиум Федерации является постоянно действующим коллегиальным руководящим органом, который осуществляет права юридического лица и исполняет его обязанности от имени Федерации, избирается сроком на два года, осуществляет руководство Федерацией, обеспечивает выполнение решений Конференции. Пунктом 6.3 Устава определены полномочия Президиума.

Президент Федерации избирается Конференцией Федерации сроком на 22 года. Пунктом 6.4 Устава определены полномочия Президента Федерации.

Президиумом КОФПС 15.02.2013 утверждено Положение о порядке выдвижения и регистрации делегатов на отчетно-перевыборные конференции КОФПС. В п. 4.2 приведены требования к кандидатам в Президенты и перечень предоставляемых документов. Так, кандидатами в Президенты КОФПС могут быть любые физические лица – члены КОФПС, выдвинутые одним или более юридическими лицами – членами КОФПС.

Решением Президиума КОФПС отчетно-выборная конференция РОО КОФПС была назначена на 11.12.2022.

Региональная общественная организация «Калининградский областной парусный союз», сокращенное наименование РОО «КОПС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) создана19.06.2017, в члены РОО КОФПС принята на заседании Президиума КОФПС 25.03.2022. ФИО5 по состоянию на 27.01.2023 является членом указанной организации, с 2017 года. Решением РОО «КОПС», оформленным протоколом №5 от 13.11.2022, ФИО5 выдвинут кандидатом в Президенты РОО КОФПС.

ФИО5 обратился в Президиум РОО «КОФПС» с заявлением об участии в выборах президента от 17.11.2022, предоставив заявление, автобиографическую справку, программу деятельности федерации и развития парусного спорта на срок не менее 2-х лет, копию протокола общего собрания РОО «КОПС» №5 от 13.11.2022 и выписку из нее.

Из протокола Отчетно-выборной Конференции РОО КОФПС от 11.12.2022 следует, что в п. 6 повестки дня были выборы Президента после заслушивания докладов Федорова П.Н. и ФИО5 и постановки им вопросов. В ходе конференции поступило предложение не избирать Президента и новый Президиум, в связи с тем, что ни один из кандидатов в Президенты не наберет квалифицированного большинства голосов, которое должно составлять из 2/3 голосов присутствующих на Конференции делегатов. В ходе обсуждения делегатами единогласно принято решение о создании рабочей группы, в которую вошли ФИО5, Федоров П.Н., ФИО18, ФИО23, ФИО12, ФИО24, ФИО25, ФИО26, которая должна была разработать новую редакцию Устава КРОО «КОФПС, согласовать ее со всеми заинтересованными лицами Федерации, подготовить проведение конференции на февраль 2023 г., разработать дорожную карту перспектив развития парусного спорта и яхтенного туризма в Калининградской области с ее дальней реализацией.

Таким образом, кандидатура ФИО5 была выставлена на голосование на Конференции 11.12.2022. Учитывая, что Президент КОФПС на Конференции не был избран, была создана рабочая группа для подготовки следующей Конференции в феврале 2023 года и выбора президента.

26.01.2013 состоялось заседание рабочей группы, на котором принято было решение рекомендовать Президиуму считать документы кандидатов на пост Президента Федерации (ФИО5 и Федорова П.Н.) принятыми, так как они были поданы в установленные сроки.

Как следует из протокола №3/23 заседания Президиума КОФПС от 15.02.2023 кандидатура ФИО5 снята, решение Президиума о принятии его кандидатуры на должность Президента КОФПС отменено. Основаниями к принятию данного решения послужили выступления ФИО18 и ФИО3 о том, что кандидат при подаче автобиографической справки скрыл существенные обстоятельства личной биографии. Документы в Президиум для регистрации в качестве претендента на должность Президента КОФПС не поданы, в установленный срок.

В тоже время исходя из полномочий Президиума КОФПС, указанных в п. 6.3 Устава и в Положении о порядке выдвижения и регистрации делегатов на отчетно-перевыборные конференции КОФПС, не следует, что в полномочия Президиума входит оценка претендентов на должность Президиума. По Уставу организации вопрос об избрании Президента и Президиума Федерации относится к исключительной компетенции Конференции.

Таким образом, кандидатура истца первоначально принятая к голосованию на конференции 11.12.2022, впоследующем была исключена решением Президиума, что не входило в его полномочия, определенные Уставом и Положением о порядке выдвижения и регистрации делегатов на отчетно-перевыборные конференции, что в свою очередь в силу положений ст. 181.5 ГК РФ влечет его незаконность.

Таким образом, решение Президиума КОФПС по повестке дня пункта 6 «рассмотрение обращения ФИО5 в Президиум КОФПС», утвержденное протоколом заседания Президиума РОО КОФПС №3/23 от 15.02.2023 о снятии кандидатуры ФИО5 в качестве кандидата на должность Президента РОО КОФПС является незаконным.

На конференции 26.02.2023 о наличии второго кандидата на должность Президента КОФПС сообщалось, однако указано, что кандидатура Президиумом отклонена и на голосование не выставлялась. В протоколе указаны причины отклонения кандидатуры ФИО5 – не подал-не подтвердил заявку, не является индивидуальным членом КОПС, не предоставил мандат от имени общественной организации, утаил факт непогашенной судимости. После чего члены Конференции заслушали второго кандидата Федорова П.Н. и перешли к голосованию.

При изложенных обстоятельствах при наличии двух кандидатур на пост Президента КОФПС на голосование была выставлена только одна кандидатура Федорова П.Н., при том, что ранее кандидатура ФИО5 была принята.

В отношении доводов истца о том, что решение Конференции в части избрания Президиума является незаконным, судом не принимаются, поскольку полномочия Президента, изложенные в Уставе, не предполагают выдвижением им кандидатур в Президиум КОФПС на голосовании.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО10

В порядке ст. 98 ГПК РФ с РОО «Калининградская областная федерации парусного спорта» в пользу ФИО5 подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования ФИО5 () удовлетворить частично.

Признать решение Президиума КОФПС по повестке дня пункта 6 «рассмотрение обращения ФИО5 в Президиум КОФПС», утвержденное протоколом заседания Президиума РОО КОФПС №3/23 от 15.02.2023 о снятии кандидатуры ФИО5 в качестве кандидата на должность Президента РОО КОФПС незаконным.

Признать решение отчетно-выборной Конференции членов РОО «Калининградская областная федерации парусного спорта» (ИНН <***>) по повестке дня раздела 2: «Избрание Президента КОФПС», утвержденное протоколом отчетно - выборной конференции членов РОО «Калининградская областная федерация парусного спорта» от 26.02.2023 в части выбора кандидатуры Федорова П.Н. на должность президента КОФПС незаконным.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с РОО «Калининградская областная федерации парусного спорта» в пользу ФИО5 судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2023.

Судья Пичурина О.С.