ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2664/2022 от 26.08.2022 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Дело № 2-2664/2022

70RS0004-01-2022-003511-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ненашевой О.С.,

при секретаре Байтимировой А.Н.,

с участием истца Голиковой Г.И., представителя истца Козлов В.Г., третьего лица Грудиной М.А., представителя третьего лица Новичкова Ф.Е., помощника прокурора Соломиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Голиковой Галины Ивановны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности изъять жилое помещение путем выкупа с прекращением права собственности, установлении выкупной цены,

УСТАНОВИЛ:

Голикова Г.И. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации <адрес> с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, о возложении обязанности изъять для муниципальных нужд жилой помещение , расположенное по <адрес> в <адрес>, путем выкупа с прекращением права собственности, установлении выкупной цены в размере 4916000 руб.

В обоснование иска указано, что Голиковой Галине Ивановне на праве собственности принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Также истцу на праве собственности принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, принято заключение о выявлении оснований для признания жилого <адрес> в <адрес> непригодным для проживания. В соответствии с п. 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания. Истцом Голиковой Г.И. в администрацию <адрес> было направлено заявление с просьбой о выкупе у нее недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, в ответе администрации <адрес>-ж от ДД.ММ.ГГГГ, было указано, что истцу Голиковой Г.И. отказано в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит гражданам на праве общей долевой собственности и многоквартирным не является. При этом, данный жилой дом состоит из двух квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому. Таким образом, на данный жилой дом распространяется действие норм части 10 статьи 32 ЖК РФ. Так как межведомственной комиссией не было установлено отсутствие оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при этом для многоквартирного дома не предусмотрено признание его непригодным для проживания. Межведомственная комиссия обязана была вынести решение о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, так как заключением межведомственной комиссии от 21.052021 были выявлены основания для признания жилого <адрес> в <адрес> непригодным для проживания. Таким образом, истец не может быть лишена законного права выкупа у нее жилого помещения в связи с тем, что ответчиком не произведены предусмотренные законом действия о признании многоквартирного дома, в котором проживает истец, аварийным и подлежащим реконструкции или сносу. На сегодняшний день выкуп жилого помещения у истца не произведен, проект соглашения об изъятии квартиры для муниципальных нужд не направлен.

Истец, представитель истца в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Третье лицо, представитель третьего лица в судебном заседании считали требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом.

В статье 17 (часть 2) Всеобщей декларации прав человека установлен международно-правовой принцип, который гласит, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

В развитие указанных положений статья 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

В п. 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми стандартами, не предусматривает возможности произвольного и безвозмездного изъятия чужого имущества.

Часть третья статьи 35 Конституции Российской Федерации устанавливает правовые гарантии частной собственности. В ней говорится, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии данного жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд устанавливается специальными нормами жилищного законодательства.

Как следует из материалов дела, истцу на праве общей долевой собственности, принадлежит 1/2 доля в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, а также 1/2 доли в праве собственности на земельный участок по указанному адресу. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно заключению Межведомственной комиссии «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

В соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

Истец обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о выкупе принадлежащего ей жилого помещения. В ответ на обращение администрация <адрес> направила письмо из которого следует, что обязательным условием применения части 10 статьи 32 ЖК РФ является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Правительством РФ. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит гражданам на праве общей долевой собственности и многоквартирным не является. Администрация <адрес> не имеет основания для оценки принадлежащего истцу недвижимого имущества, и дальнейшего его изъятия для муниципальных нужд.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец полагает, что в данном случае в отношении нее применимы положения ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд с последующим выкупом жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В ч. 8 ст. 32 ЖК РФ закреплено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Указанные положения жилищного законодательства устанавливают механизм компенсации затрат, которые гражданин несет в связи с изъятием принадлежащего ему имущества и выступают в качестве гарантий обеспечения конституционного права собственности гражданина.

В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (ред. ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

В силу пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно разъяснениям, данными в подпункте "б" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Таким образом, положения ст.32 Жилищного кодекса РФ применяются в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, как следует из технической документации, представленной в материалы дела, а также выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> представляет собой объект индивидуального жилищного строительства, общей площадью 98 кв.м.

Как было установлено ранее судом, из представленного заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании рассматриваемых документов комиссией сделан вывод в отношении спорного дома о том, что объект является двухквартирным жилым домом и принято решение о выявлении оснований для признания его непригодным для проживания.

На основании указанного заключения администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>.

Последствием признания помещения непригодным для проживания является только предусмотренное ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление гражданам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, при соблюдении условия о нуждаемости и малоимущности.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-П, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Заключение межведомственной комиссии и постановление администрации <адрес>, не признавшие жилой дом по адресу: <адрес>, аварийным многоквартирным домом, подлежащим снос или реконструкции, истцом в установленном законом порядке не оспорены.

Признание жилого дома непригодным для проживания не является основанием для проведения органом местного самоуправления процедуры, установленный ст. 32 ЖК ПФ, поскольку, исходя из требований закона, проведение данной процедуры возможно лишь в случае принятия органом местного самоуправления решения о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Следовательно, в связи с тем, что решение о признании спорного объекта многоквартирным домом и выявлении основании для его признания аварийным и подлежащим сносу не принималось, у администрации <адрес> не возникло обязанности по направлению собственникам жилого помещения требования о сносе данного дома и об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признавался, администрация <адрес> не направляла истцу и другим собственникам указанного дома требование о сносе или реконструкции жилого дома с установлением конкретного срока для совершения указанных действий, земельный участок, на котором расположен жилой дом ответчиком не изымался, размер возмещения за изымаемое жилое помещение по установленным правилам администрацией не устанавливался, условия соглашения о возможности предоставления истцу другого жилого помещения между органом местного самоуправления и собственником также не определялись, в связи с чем у ответчика перед истцом не возникло никаких обязательств в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Доводы истца о том, что на данный жилой дом, распространяется действие норм ч. 10. ст. 31 ЖК РФ, основаны на неверном толковании норм права.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Голиковой Галины Ивановны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности изъять жилое помещение путем выкупа с прекращением права собственности, установлении выкупной цены, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска.

Судья: О.С. Ненашева

Мотивированный текст решения изготовлен 02.09.2022.