ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2665/2017 от 16.10.2017 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2665/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 16 октября 2017 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Головковой И.Н.

при секретаре Лашовой Е.А.

с участием прокурора Лобановой И.С.,

представителя ответчика Администрации города Кунгура Пермского края –ФИО1, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кунгура Пермского края о возложении обязанности организовать круглогодичное горячее водоснабжение многоквартирного дома,

У С Т А Н О В И Л :

Кунгурский городской прокурор в интересах неопределенного круга обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> края о возложении обязанности организовать круглогодичное горячее водоснабжение многоквартирного дома.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка по обращению жителей дома по <адрес>. В результате проверки установлено, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению с ДД.ММ.ГГГГ в летний период жителям дома не предоставляется, при этом одним из видов благоустройства данный жилой дом имеет горячее водоснабжение.

Котельная по <адрес>, с которой поставляется коммунальный ресурс в многоквартирный дом, находится в собственности муниципального образования «<адрес>».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ котельная эксплуатировалась ООО «АудитЭнергоСервис».

В ДД.ММ.ГГГГ договор аренды котельной между Комитетом по градостроительству и ресурсам администрации <адрес> и ООО «АудитЭнергоСервис» расторгнут.

Истец указывает, что в настоящее время котельная не имеет эксплуатирующей организации.

Ссылается также на то, что факт отсутствия горячего водоснабжения в доме по <адрес> в летний период на протяжении нескольких лет свидетельствует о том, что администрация <адрес> предпринимала недостаточные меры для осуществления полномочий, возложенных на нее законом.

В связи с чем, истец просит возложить обязанность на администрацию <адрес> края организовать круглогодичное горячее водоснабжение <адрес>.

В судебном заседании истец уточнил заявленные исковые требования: просит возложить на Администрацию <адрес> края обязанность организовать поставку коммунального ресурса для круглогодичного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям <адрес>

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен, ссылается на то, что в настоящее время, в связи с началом отопительного сезона многоквартирный дом обеспечен горячим водоснабжением, а с заявленным иском прокурор мог обратиться в суд только после окончания срока действия договора с ООО «Тимсервис», т.е. после ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ссылается на то, что в соответствии с положениями Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у Администрации <адрес> отсутствует обязанность по организации горячего водоснабжения многоквартирного дома. При этом, в судебном заседании представитель ответчика не оспаривал тот факт, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес> горячее водоснабжение имеется только в отопительный сезон, в остальное время года теплоноситель на котельную, обслуживающую спорный дом, не подается, в связи с чем горячее водоснабжение в доме отсутствует. Указанная ситуация имеет место быть с ДД.ММ.ГГГГ, о чем ответчику известно.

Представитель третьего лица Управления городского хозяйства Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица ООО «Тимсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, указав, что по договору аренды недвижимого имущества, заключенного с администрацией <адрес>, ООО «Тимсервис» приняло во временное владение и пользование объекты теплоснабжения, в т.ч. здание ЦТП по <адрес>, при этом необходимое для нагрева горячей воды оборудование в ЦТП отсутствует. Нагрев воды для нужд жилого дома по <адрес> осуществляется непосредственно внутри жилого дома, при этом ЦТП не задействовано в процессе нагрева. Организация горячего водоснабжения в ЦТП возможна только при реконструкции объекта ЦТП путем оформления технических условий и технологического присоединения к сетям водоснабжения. Вопрос об установке бойлера в ЦТП по <адрес> и технологического присоединения к сетям водоснабжения сторонами договора аренды не согласовывался. Договором аренды не предусмотрено возложение обязанности по произведению улучшений (реконструкции, модернизации и Т.П.) ЦТП по <адрес> на ООО «Тимсервис».

Суд, заслушав доводы участников процесса, показания свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газа- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 4 статьи 24 Закона № 416-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.

Судом установлено:

Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка по обращению жителей дома по <адрес> (л.д.2).

Из обращения граждан многоквартирного жилого <адрес> следует, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению с ДД.ММ.ГГГГ в летний период жителям дома не предоставляется (л.д.44-47).

Так, из обращения жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> следует, что пятиэтажный дом в соответствии с технической документацией является полностью благоустроенным, вследствие чего должны быть полностью обеспечены возможности получения всех видов коммунальных услуг, в т.ч. холодное и горячее водоснабжение. Однако с ДД.ММ.ГГГГ. услуги горячего водоснабжения между отопительными сезонами не предоставляются, собственники и пользователи жилых помещений в данном доме лишены горячего водоснабжения в течение пяти месяцев в году. Обращения в Администрацию <адрес>, Управление городского хозяйства администрации <адрес>, организацию, оказывающую услугу по предоставлению коммунального ресурса, оказались безрезультатными. Граждане ссылаются на факты равнодушного отношения местных органов власти к проблеме жителей по организации многоквартирного дома горячим водоснабжением.

По мнению истца факт отсутствия горячего водоснабжения в доме по <адрес> в летний период на протяжении нескольких лет свидетельствует о том, что администрация <адрес> предпринимала недостаточные меры для осуществления полномочий, возложенных на нее законом.

Суд считает возможным согласиться с указанной позицией истца в силу следующего.

В соответствии с техническим паспортом домовладения по адресу: <адрес>, составленного МП Кунгурское Бюро технической инвентаризации <адрес>, пятиэтажный жилой дом в качестве одного из видов благоустройства имеет горячее водоснабжение (л.д.5-42).

Судом установлено, что отопление и горячее водоснабжение жителей дома в отопительный период осуществляется путем выработки тепловой энергии на газовой котельной, расположенной по <адрес>.

Указанный факт не оспаривается ответчиком.

Котельная по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования «<адрес>», что следует из свидетельства о государственной регистрации права , выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.54).

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что указанная котельная с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. эксплуатировалась ООО «АудитЭнергоСервис».

При этом, согласно информации ООО «АудитЭнергоСервис» от ДД.ММ.ГГГГ у котельной нет технической возможности в летний период производить подачу горячей воды в дом по <адрес>. В перспективе заложена установка блочной котельной в ЦТП для теплоснабжения и ежегодной подачи горячего водоснабжения (л.д.51).

Однако, ранее гражданам многоквартирного дома сообщалось Управлением городского хозяйства администрации <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ, что восстановление подачи горячего водоснабжения планируется после определения лица, которое будет заниматься обслуживанием котельной (л.д.52).

При рассмотрении дела установлено, что, несмотря на то, что лицо, обслуживающее котельную, Администрацией <адрес> было определено в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – ООО «АудитЭнергоСервис», горячее водоснабжение на многоквартирный дом по адресу: <адрес> так и не начало подаваться.

Указанный факт также не оспаривается ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ гражданам многоквартирного дома (в лице старшего по дому) Администрацией <адрес> сообщено о том, что отсутствует техническая возможность обеспечения тепловой энергией <адрес>, модернизация котельной с увеличением установленной мощности в ближайшее время не планируется ( д.д.53).

ДД.ММ.ГГГГ гражданам многоквартирного дома (в лице старшего по дому) Управлением городского хозяйства Администрации <адрес> сообщено о том, что ООО АудитЭнергоСервис» разрабатывается проект инвестиционной программы по реконструкции котельной ( л.д.49-50).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> края гражданам многоквартирного дома (в лице старшего по дому) вновь сообщено, что вопрос обеспечения услугой горячего водоснабжения в летний период будет рассмотрен после проведения мероприятий, связанных с определением лиц, владеющих на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии и тепловыми сетями, в решении вопроса передачи оборудования котельной по <адрес> и тепловых сетей (л.д.48).

Таким образом, на неоднократные обращения жителей многоквартирного <адрес>, ответчиком не было принято надлежащих мер к возобновлению подачи горячего водоснабжения в течение летнего периода.

Отсутствие горячего водоснабжения в многоквартирном доме в летний период нарушает права граждан на обеспечение их соответствующей коммунальной услугой.

По результатам проверки Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> Администрации <адрес> края ввиду отсутствия подачи на ввод дома по адресу: <адрес> коммунального ресурса (теплоносителя) для подогрева воды с ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.110).

Из объяснений свидетеля ФИО4 (старшая по дому <адрес>) следует, что горячим водоснабжением многоквартирный дом по адресу: <адрес> был обеспечен до нахождения котельной, подающей теплоноситель, на балансе ОАО «РЖД», после передачи данной котельной в муниципальную собственность, подача горячего водоснабжения прекратилась. На протяжении длительного времени (с ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирный дом не подается горячее водоснабжение.

Из объяснений допрошенных судом свидетелей ФИО5, ФИО6 (директора ООО «УК «Наш Дом») следует, что для возобновления подачи горячего водоснабжения на многоквартирный дом необходима поставка теплового ресурса, что будет возможным как монтажом дополнительных сетей, так и устройством модульной котельной, а также подачей теплоносителя в летний период.

Из объяснений свидетеля ФИО7 (главный инженер ООО «Теплоэнерго») следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> был обеспечен горячим водоснабжением до момента передачи котельной, обслуживающей данный дом с баланса ОАО «РЖД» в муниципальную собственность. При этом, для обеспечения горячим водоснабжением граждан, необходима поставка теплового ресурса на многоквартирный жилой дом. В случае положительного разрешения данного вопроса Администрацией <адрес> возможен монтаж дополнительных сетей, а эксплуатировать котельную по <адрес> в летний период (не в отопительный сезон) для подачи коммунального ресурса по горячему водоснабжению является экономически не целесообразным.

Свидетель ФИО8 (заместитель начальника Управления городского хозяйства Администрации <адрес>) также пояснил, что в случае обеспечения граждан горячим водоснабжением за рамками отопительного сезона, теплоноситель для оплаты гражданами будет значительно дорогостоящим. При этом, имеется техническая возможность обеспечивать многоквартирный дом горячим водоснабжением круглогодично.

ООО «Управляющая компания «Наш Дом» представила в материалы настоящего гражданского дела информацию о том, что в целях разрешения сложившейся ситуации с отсутствием горячего водоснабжения в летний период времени в многоквартирном доме по адресу: <адрес> необходимо выполнить одно из следующих мероприятий:

Организовать бесперебойную подачу тепловой энергии, теплоносителя в виде горячей воды для нужд горячего водоснабжения от существующей котельной, в том числе в летний период;

Произвести подключение многоквартирного дома к сетям теплоснабжения котельной квартал, либо котельной -Терапия;

Организовать устройство модульной котельной в многоквартирном доме.

При выполнении любого их обозначенных мероприятий собственники помещений МКД <адрес> будут обеспечены услугой горячего водоснабжения круглогодично ( л.д.83).

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, на протяжении нескольких лет администрация <адрес> предпринимала недостаточные меры для осуществления полномочий, возложенных на нее законом, в частности не предпринимала мер к возобновлению подачу горячего водоснабжения в многоквартирный дом по адресу: <адрес>.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время между Администрацией <адрес> и ООО «Тимсервис» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности <адрес>, в связи с чем требования истца являются не обоснованными, поскольку подача теплоносителя с началом отопительного сезона в многоквартирный дом возобновилась, являются не состоятельными.

Так, из договора аренды недвижимого имущества, заключенного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> с ООО «Тимсервис», следует, что срок аренды стороны определили с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что после окончания срока действия данного договора, совпадающего с окончанием отопительного сезона, гражданам многоквартирного дома по адресу: <адрес> будет подаваться горячее водоснабжение.

При этом ООО «Тимсервис» в отзыве на иск указано, что организация горячего водоснабжения в многоквартирный дом возможна при реконструкции объекта ЦТП, договором аренды указанный вопрос, а также вопрос об установке бойлера в ЦТП <адрес> не согласовывался.

Следовательно, после окончания отопительного сезона и соответственно, окончания срока действия договора аренды подача горячего водоснабжения вновь прекратится.

Представителем ответчика в судебном заседании высказано предположение о возможной пролонгации данного договора, которое не может безусловно подтверждать приведенные доводы.

Сам по себе факт подачи теплоносителя в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в настоящее время свидетельствует лишь о возобновлении подачи горячего водоснабжения с началом отопительного сезона, что имеет место быть с ДД.ММ.ГГГГ.

Материалы дела не содержат бесспорных доказательств того, что после окончания отопительного сезона в многоквартирном доме не будет прекращена подача горячего водоснабжения. При этом суд учитывает действия ответчика, не принимавшего каких-либо действий по обеспечению граждан пятиэтажного многоквартирного дома горячим водоснабжением за рамками отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Приложением к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения не должна превышать 14 суток.

Довод представителя ответчика о том, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у Администрации <адрес> отсутствует обязанность по организации горячего водоснабжения многоквартирного дома, суд находит несостоятельным.

Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газа- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Согласно «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 09.09.2017) под коммунальными ресурсами понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, на ответчика следует возложить обязанность по организации поставки коммунального ресурса для круглогодичного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям <адрес> края.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Статьей 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Исследовав по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, в том числе условия заключенного договора между Администрацией <адрес> и ООО «Тимсервис» от ДД.ММ.ГГГГ и руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из обязанности именно Администрации <адрес> края организовать поставку коммунального ресурса для круглогодичного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Исковые требования Кунгурского городского прокурора по настоящему социально значимому делу направлены в защиту социально уязвимых групп граждан, а также в защиту публичного и общественного интереса, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Возложить на Администрацию <адрес> края обязанность организовать поставку коммунального ресурса для круглогодичного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.Н. Головкова