ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2666/18 от 01.10.2018 Копейского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-2666/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего: Ботовой М.В.,

При секретаре: Валинуровой К.В.,

Рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области о взыскании невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском ( с учетом уточнений) к Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области о взыскании невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы, где в обоснование указала, что она работает в управлении с 27.03.2006 года в должности заместителя начальника с 01.09.2016 года. За период ее работы работодателем при расчете средней заработной платы для оплаты донорских дней, командировочных, отпуска не были включены премии по итогам работы за определенный период, а также индексация заработной платы. Считает, что нарушены ее права. Просит обязать ответчика выплатить ей за период с 28.09.2017 года по 27.06.2018 года недоплаченную часть заработной платы в размере 64615,77 рублей, а также компенсацию за просрочку выплаты 7592,30 рублей, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании от 17.09.2018 года истец пояснила, что в расчет отпускных с 19.02.2018 по 20.03.2018 не включены разовые премии с февраля 2017 года, в расчет командировочных с 06.12.2017 по 19.12.2017 также не включены разовые премии с декабря 2016 года, в расчет оплаты донорских дней 28.09.2017, 29.09.2017 и 02.10.2017, 03.10.2017, с 21.06. 2018 по 27.06.2018 не включены также разовые премии с сентября 2016 года и соответственно октября 2016 года, июня 2017 года. Считает, что в результате неверного применения работодателем положений законодательства нарушены ее права, заработная плата не начислена и не выплачена в полном объеме. В настоящем судебном заседании пояснения поддержала, дополнила их тем, что в расчет среднего заработка также не включена индексация заработной платы в соответствии с Положением пункта 16 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922. Просит требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика с требованиями согласилась частично, пояснив, что разовые премии, которые не включены в расчет отпускных, донорских дней, командировочных не входят в систему оплаты труда учреждения, выплата их производилась из экономии фонда оплаты труда, соответственно они не могут быть включены в расчет. В части не включения индексированной заработной платы на общую сумму 1583,62 рублей согласна, пояснила, что указанная сумма не вошла в расчет ввиду сбоя программного обеспечения. Просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно части 1 ст.129 ТК РФ Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).

Согласно частей 1.2 ст.135 ТК РФ Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из расчета, представленного истцом, следует, что в расчет среднемесячного заработка для оплаты отпускных, донорских дней, командировочных, не были включены премии.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 24.12.2007 г. утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Согласно трудового договора № 71 от 27.03.2006 года, заключенного между Управлением имуществом Копейского городского округа и ФИО1, последняя принята на должность специалиста 1 категории отдела разграничения имущества.

Согласно пункта 5.1 трудового договора оплата труда муниципального служащего состоит из : должностного оклада 1875 рублей в месяц, надбавки за сложность и напряженность 60% от должностного оклада в месяц, премии по результатам работы за месяц согласно положению о премировании, размер премии определяется в установленном порядке по результатам деятельности управления и утверждается работодателем, и иных выплат, предусмотренных действующим законодательством РФ, законодательством Челябинской области, нормативно правовыми актами. ( л.д. 64-66).

В последующем согласно дополнительному соглашению № 9 от 28.06.2007 года внесены изменения, дополнен п.5.7, где из денежного содержания муниципального служащего исключается ежемесячная надбавка за квалификационный разряд. Пункт 5.1 изложен в редакции: оплата труда муниципального служащего состоит из: должностного оклада 2310 рублей, надбавки за особые условия муниципальной службы 90% от должностного оклада в месяц, премии по результатам работы за месяц согласно положению о премировании, и иных выплат, предусмотренных действующим законодательством и нормативно-правовыми актами( л.д.76).

В последующем дополнительным соглашением № 10 от 01.11.2007 года также внесены изменения в пункт 5.1, где оплата труда муниципального служащего состоит из: должностного оклада 2475 рублей, надбавка за особые условия муниципальной службы, прочих надбавок, а также премий согласно Положения об оплате труда, другими нормативными актами, размер премии определяется по результатам деятельности и утверждается работодателем. (л.д. 77).

Дополнительным соглашением № 71/16 от 01.02.2008 года также внесены изменения в пункт 5.1, где оплата труда муниципального служащего состоит из: должностного оклада 3960 рублей, надбавка за особые условия муниципальной службы, прочих надбавок, а также премий согласно Положения об оплате труда, другими нормативными актами, размер премии определяется по результатам деятельности и утверждается работодателем. (л.д. 80-81).

Дополнительным соглашением № 14 от 05.03.2008 года также внесены изменения в пункт 5.1, где оплата труда муниципального служащего состоит из: должностного оклада 4555 рублей, надбавка за особые условия муниципальной службы, прочих надбавок, а также премий согласно Положения об оплате труда, другими нормативными актами, размер премии определяется по результатам деятельности и утверждается работодателем. (л.д. 83).

Дополнительным соглашением № 16 от 15.07.2011 года также внесены изменения в пункт 5.1, где оплата труда муниципального служащего состоит из: должностного оклада 5835 рублей, надбавка за особые условия муниципальной службы 120% от должностного оклада, ежемесячный оклад за классный чин 1781 рублей, прочих надбавок, а также премий согласно Положения об оплате труда, других нормативных актов, размер премии определяется по результатам деятельности и утверждается работодателем, уральского коэффициента 15%, (л.д. 85-86).

Дополнительным соглашением № 17 от 29.08.2016 года также внесены изменения в пункт 5.1, где оплата труда муниципального служащего состоит из: должностного оклада 8172 рублей, надбавка за особые условия муниципальной службы 150% от должностного оклада, надбавка за выслугу лет 20% от должностного оклада, за классный чин 2701 рублей, ежемесячной премии согласно Положения об оплате труда, других нормативных актов, размер премии определяется по результатам деятельности и утверждается работодателем, уральского коэффициента 15%, (л.д. 88-89).

В силу ч. 1 ст. 129, ст. 191 ТК РФ премия, доплата, являются выплатами стимулирующего характера, определение конкретных размеров премии, доплаты относится к исключительной компетенции работодателя, правом работодателя, то с учетом положений ст. 8ТК РФ работодатель вправе самостоятельно определять критерии и порядок их выплаты на основании изданного им локального нормативного акта.

Согласно Положения об оплате труда работников администрации Копейского городского округа Челябинской области от 12.11.2013 года, положение распространяется на лиц, осуществляющих трудовую деятельность в администрации, ее структурных подразделениях, управлениях с правом юридического лица на основании заключенных трудовых договоров и принятых на работу в соответствии с приказами работодателя ( п.3).

Под системой оплаты труда в настоящем Положении понимается способ исчисления размера вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими трудовыми затратами и (или) результатами труда. В Администрации устанавливается повременная система оплаты труда.

Размер должностных окладов, виды надбавок, денежных поощрений, премий, единовременных выплат при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков и материальной помощи устанавливается и регулируется муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области ( пункт 14).

Ежемесячное денежное поощрение (премия) работников осуществляется по итогам работы за месяц, из результатов деятельности каждого работника в размере, установленном муниципальными правовыми актами и составляет муниципальным служащим 1 должностной оклад. Снижение установленного размера премии ( ежемесячного денежного поощрения) работникам оформляется приказом Главы городского округа, руководителем управления юридического лица. Начисление премии производится за фактически отработанное время.

За выполнение особо сложного и важного задания, проявленную инициативу и большой личный вклад в выполнение функциональных задач работника выплачивается премия по итогам работы за год в размере 2-х должностных окладов, премия выплачивается с учетом фактически отработанного времени, период нахождения в отпуске включается в расчет времени. В случае наличия экономии фонда оплаты труда, размер премии может быть увеличен. При этом основными критериями являются: образцовое и досрочное выполнение заданий руководителя, оказание помощи в работе с молодыми специалистами, личный вклад в результативность работы, активная и творческая реализация, проявление личной инициативы и высокопрофессионального подхода к работе, высокий личный вклад в освоении прогрессивного опыта( пункт 37).

Муниципальным служащим выплачивается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов с начислением уральского коэффициента и материальная помощь в размере одного должностного оклада. Указанные выплаты выплачиваются при подаче заявления ( пункт 40).

В соответствии с положениями ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления; для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат, к числу которых в соответствии с пп. "н" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922, отнесены и премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

С учетом названного выше правового регулирования премии по результатам профессиональной деятельности за успешное решение задач, за счет экономии фонда оплаты трудане являются гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, не носят систематический и регулярный характер, их выплата возможна только за счет экономии средств, выделяемых в пределах лимитов на оплату труда работников учреждения.

Из представленных суду представителем ответчика копий приказов, следует, что истцу за октябрь 2016 года, ноябрь 2016 начислена и выплачена премия за образцовое выполнение заданий руководителя за счет экономии фонда оплаты труда в размере 5000 рублей, в декабре 2016 года за выполнение особо важного и сложного задания и большой личный вклад за счет экономии фонда оплаты труда в размере 23,54 должностных окладов, в феврале 2017 года за счет экономии фонда оплаты труда в размере 2-х должностных окладов, в марте 2017 года за образцовое выполнение заданий за счет экономии фонда оплаты труда в размере 5000 рублей, в мае 2017 года за образцовое выполнение заданий за счет экономии фонда оплаты труда в размере 10 000 рублей, в июне 2017 года за образцовое выполнение заданий за счет экономии фонда оплаты труда в размере 8000 рублей, в июле 2017 года за образцовое выполнение заданий за счет экономии фонда оплаты труда в размере 10000 рублей, в августе 2017 года за счет экономии премирование в размере 4 должностных оклада, в сентябре 2017 года за образцовое выполнение заданий за счет экономии фонда оплаты труда в размере 2 -х должностных окладов, в октябре 2017 года за счет экономии фонда оплаты труда в размере 60000 рублей, в ноябре 2017 года за счет экономии фонда оплаты труда в размере 60000 рублей, что также подтверждается расчетными листками (л.д.20-29).

При таких обстоятельствах, правовые основания для включения названных выплат в расчет среднего заработка при исчислении отпускных, командировочных и донорских дней у ответчика отсутствовали, данные выплаты не включались в систему оплаты труда, начислялись исключительно по инициативе, решению работодателя, относятся к поощрительным, стимулирующим вознаграждениям. В указанной части требований истцу надлежит отказать.

Разрешая доводы истца по не включению в расчет среднемесячного заработка размера индексации по заработной плате, суд пришел к следующему выводу.

Так, решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 22.02.2017 №277-МО «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Копейского городского округа от 29.06.2011 года №307» изменен размер оплаты труда муниципальных служащих Копейского городского округа.

Согласно данного решения размер должностного оклада заместителя начальника управления администрации с правом юридического голоса составил 8948 рублей.

Согласно решения Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области №486-МО от 28.02.2018 года размер оклада заместителя начальника управления администрации с правом юридического лица составил 9574 рублей.

В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства РФ от 24.12.2008 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» установлен порядок повышения среднего заработка работников при повышении и организации окладов: выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления оклада, установленного в месяце последнего повышения, на оклад, установленный в каждом из месяцев расчетного периода.

Судом установлено, что при расчете среднего заработка для оплаты дополнительных дней отдыха за сдачу крови в период 28,29 сентября 2017 года, 2,3 октября 2017 года, командировочных дней с 06 по 19 декабря 2017 года, отпускных с 19 февраля по 20 марта 2018 года, дополнительных дней отдыха за сдачу крови с 21 по 27 июня 2018 года, не были включены в расчет суммы индексаций заработной платы, в связи, с чем произошла недоплата заработной платы:

за сентябрь 2017 года недоплата составила в размере 85,31 рублей ( в средний заработок не включена сумма индексированной заработной платы, не применен коэффициент 1,095 ( 8948/8172), средний дневной заработок должен составить 2198,03 рублей),

в октябре 2017 года недоплата составила в размере 71,96 рублей ( не применен коэффициент 1,095, средний дневной заработок должен составить 2202,89 рублей),

в декабре 2017 года недоплата составила в размере 232,80 рублей( не применен коэффициент 1,095, средний дневной заработок должен составить 2156.52 рублей),

в феврале-марте 2018 года недоплата составила в размере 937,09 рублей (не применен коэффициент 1,07 ( 9574/8948), средний дневной заработок должен составить 1454,11 рублей),

в июне 2018 года недоплата составила в размере 256,46 рублей ( не применен коэффициент 1,07, средний дневной заработок должен составить 2305,35 рублей).

Таким образом, общая сумма недоплаты заработной платы истцу составила 1583,62 рублей( 232,8+71,96+85,31+937,09+256,46).

Данная сумма подтверждается расчетами ответчика, которые судом признаются правильными и обоснованными.

Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, в остальной части требования удовлетворению не подлежат, поскольку доводы истца о необходимости включения в расчет среднего заработка премий, выплаченных за счет средств экономии фонда оплаты труда, основаны на неверном понимании норм материального права.

Истцом также заявлены требования о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Согласно ст.236 ТК РФ При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставкиЦентрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно Коллективного договора учреждения стороны пришли к соглашению, что оплата труда сотрудников управления производится на основе утвержденного штатного расписания и условий, содержащихся в трудовых договорах. Выплата заработной платы сотрудникам производится два раза в месяц 5 и 20 числа каждого месяца.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что поскольку ответчиком нарушены сроки выплаты истцу заработной платы в полном объеме, то следует применить положения ст.236 ТК РФ и взыскать с последнего денежную компенсацию в размере 153,37 рублей, исходя из расчета:

За период с 06.10.2017 по 01.10.2018 года

85,31х7,5% х1/150х361 дней =15,40 рублей

За период с 06.11.2017 по 01.10.2018 года

71,96х7,5% х1/150х330 дней =11,87 рублей

За период с 11.01.2018 по 01.10.2018 года

232,80х7,5% х1/150х266 дней =30,96 рублей

За период с 06.04.2018 по 01.10.2018 года

937,09х7,5% х1/150х179 дней =83,86 рублей

За период с 06.07.2018 по 01.10.2018 года

256,46х7,5% х1/150х88 дней =11,28 рублей

Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 153,37 рублей.

В удовлетворении остальной части требований по взысканию компенсации за задержку выплаты заработной платы истцу следует отказать.

Согласно статьи 237 ТК РФ Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что права работника на получение своевременно заработной платы в полном объеме работодателем были нарушены, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 500 рублей. В остальной части требований истцу надлежит отказать. Данную сумму морального вреда суд находит законной, обоснованной и разумной, исходя из размера не выплаченной заработной платы в предусмотренный срок, с учетом баланса прав и интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Взыскать с Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа в пользу ФИО1 заработную плату в общей сумме 1583,62 рублей, компенсацию за задержку ее выплаты в размере 153,37 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, в остальной части требований -отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Ботова М.В.