ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-266/2022 от 13.10.2022 Красноармейского районного суда (Приморский край)

25RS0019-01-2022-000515-25

№ 2-266/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2022 года с. Новопокровка

Красноармейский районный суд <адрес> в составе судьи Савенковой Ю.А., при секретаре Дзёминой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства к ФИО, ФИО1, ФИО, ФИО2, ФИО3 о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого ссылается на следующие обстоятельства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125 – ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Статьей 2 данного Закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в том числе: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Свевера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам. В силу статьи 3 Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Пунктом 2 Правил определено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное. Согласно пункту 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в числе прочих, следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (подпункт «з»). Перечень документов, необходимых представить для постановки на учет, приведен в пункте 19 Правил. Согласно пункту 21 Правил органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации», осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником программы. В случае признания гражданина участником программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, являвшиеся основанием для такого решения. Для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет ряд документов (пункт 44), а органы местного самоуправления, осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают перечисленные в пункте 44 документы. На основании пункта 44 Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается. Выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы осуществляется после получения органом местного самоуправления (подразделением), осуществляющим вручение сертификатов, запрошенных документов (пункт 44). Исходя из системного толкования положений вышеуказанных норм следует, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.10.2022 г. № 125 – ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при расчете размера жилищной субсидии должны учитываться все сделки по отчуждению принадлежащих гражданам-получателям субсидии и (или) членам их семей жилых помещений. Размер предоставляемой жилищной субсидии подлежит уменьшению на сумму, полученную по договорам, предусматривающим отчуждение жилых помещений, либо на сумму инвентаризационной стоимости жилого помещения. На министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края возложены полномочия по выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с указанным Федеральным законом № 125-ФЗ ФИО4 признан имеющим право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно статье 4 Федерального закона № 125-ФЗ право граждан выезжающих или выехавших из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Расчет размера жилищной субсидии для ФИО был произведен в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ. ФИОДД.ММ.ГГГГ выдан сертификат серии на состав семьи шесть человек (ФИО – получатель, члены семьи - ФИО, ФИО, ФИО2, ФИО3, ФИО), размер жилищной субсидии составил 5 228 923 рубля. 734361,32 руб. - сумма на которую уменьшается размер жилищной субсидии. При оформлении сертификата нарушена норма статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ - неправильно произведен расчет размера суммы на которую уменьшается размер жилищной субсидии. В соответствии с договором купли-продажи от 14 апреля 2016 г. и договором дарения от 04.12.2015 г. жилой дом, расположенный по адресу <адрес> и жилой дом, расположенный по адресу <адрес> отчуждены. Кадастровая стоимость отчуждённых жилых помещений: <адрес> на 25.06.2012 г. – 595540.74 руб., на 21.10.2019 г. – 438826, 45 руб.; <адрес> – 295534,87 руб. В нарушение норм статьи 6 Федерального закона №125-ФЗ для определения значения, на которое был уменьшен размер жилищной субсидии, были взяты суммы кадастровой стоимости от 21.10.2019 г. – 438826,45 руб. В результате при предоставлении сертификата ФИО размер предоставленной жилищной субсидии оказался на 156714 руб. больше положенного по закону. Законных оснований для оставления за ФИО суммы 156713,81 руб. не имеется. Вышеуказанное обстоятельство подтверждается информационной справкой Минстроя России о нарушениях, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий в Приморском крае от 21.03.2022 г. -ИФ/16. Ссылась на положения ст. 1102 ГК РФ, истец считает, что получение ответчиком без законных на то оснований денежных средств в рамках сертификата на сумму 156713 руб. 81 коп. является основанием для взыскания с ФИО суммы неосновательного обогащения. Истец просил взыскать с ФИО, ФИО, ФИО, ФИО2, ФИО3 излишне выплаченной социальной выплаты в размере 156713,81 руб., равными долями по 31342,60 руб.

В судебное заседание представитель истца Министерства жилищно-коммунального хозяйства не явился, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебное заседание не явились ответчики ФИО, ФИО2, ФИО3, судом приняты меры к извещению ответчиков о времени и месте рассмотрения дела, от ФИО3 и ФИО2 в суд поступили возражения на исковые требования, в которых они просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик ФИО в судебное заседание не явился, при принятии судом мер к извещению его о времени и месте судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер.

В судебном заседании ответчик ФИО (по браку ФИО5) Н.А. возражала относительно заявленных исковых требований в полном объеме, указывая, что с её стороны предоставлялись только документы для получения сертификата на приобретение жилья, расчетов она никаких не делала, ее вины в том, что произошла ошибка нет, денежных средств она на руки не получала, необоснованное обогащение в данном случае не произошло.

Ответчик ФИО в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на допущение ошибки не по его вине, денежных средств на руки не получал, неосновательное обогащение отсутствует.

Явившиеся в судебное заседание ответчики настаивали на рассмотрении и разрешении гражданского дела в судебном заседании по существу в отсутствие истца, его представителя.

Суд, выслушав ответчиков, ознакомившись с исковым заявлением, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

В тоже время, закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Конституционный Суд Российской Федерации указал в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе социальных выплат.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с лица произведённой ему социальной выплаты, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

Как следует из материалов дела и установлено судом.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ от 20.07.2020) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ФИО признанному имеющим право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. выдан сертификат серии на состав семьи шесть человек, размер жилищной субсидии составил 5228923 руб.

При проведении контрольных мероприятий Минстроем России установлено, что при расчете выплаты при оформлении указанного сертификата неправильно произведен расчет размера суммы, на которую уменьшается размер жилищной субсидии, в связи с принятием кадастровой стоимости отчужденных жилых помещений, не подлежащей принятию на момент производства расчета, в с результате чего при предоставлении сертификата ФИО размер предоставленной жилищной субсидии оказался на 156714 руб. больше положенного по закону. Из расчета, представленного истцом к исковому заявлению также следует, при оформлении сертификата нарушена норма статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ неправильно произведен расчет размера суммы, на которую уменьшается размер жилищной субсидии.

Однако судом установлено, что счетной ошибки, которой по смыслу закона, понимается ошибка, допущенная в арифметических действиях, не допущено. Применение же при расчете неправильного показателя кадастровой стоимости отчужденных жилых помещений не является арифметической ошибкой, а свидетельствует о нарушении истцом порядка расчета.

Так как судом не установлено недобросовестности со стороны ответчиков при реализации ими своего права на получение сертификата на приобретение жилья, и не установлено арифметической ошибки при расчете, а переплата возникла, в связи с нарушением истцом порядка расчета, что не отнесено в силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ к числу случаев, при которых возможен возврат денежной суммы в качестве неосновательного обогащения, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства к ФИО, ФИО1, ФИО, ФИО2, ФИО3 о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Красноармейский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Ю.А. Савенкова

Мотивированное решение изготовлено 17.10.2022 года.