Дело № 2-267/2020
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 сентября 2020 г. с.Краснотуранск
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при секретаре Гросс О.В.,
с участием помощник прокурора Краснотуранского района Красноярского края Рамишвили Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснотуранского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Тубинскому сельскому Совету депутатов Краснотуранского района Красноярского края о возложении обязанностей,
установил:
прокурор Краснотуранского района Красноярского края обратился в суд с иском к Тубинскому сельскому Совету депутатов Краснотуранского района Красноярского края, просит суд признать бездействие Тубинского сельского Совета депутатов Краснотуранского района по непринятию мер к организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тубинский сельсовет, незаконным; обязать Тубинский сельский Совет депутатов Краснотуранского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в пределах своих полномочий организовать и обеспечить проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тубинский сельсовет за 2019.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Тубинский сельсоветом собственный постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля не создан, соглашение с Краснотуранским районным Советом депутатов о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не заключалось. Представление прокурора района от 01.08.2019 главе об устранении нарушений закона Тубинским сельсоветом рассмотрено, однако до настоящего времени соответствующее соглашение о передачи полномочий не заключено, внешняя проверка бюджетной отчетности не проведена. Неисполнение Тубинским сельским Советом депутатов обязанности по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета нарушает охраняемые законом интересы общества и государства по результативному и эффективному использованию бюджетных средств, а также влечет невозможность исполнения принципов полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, достоверность бюджета, установленных главой 5 Бюджетного кодекса РФ.
Помощник прокурора Краснотуранского района Красноярского края Рамишвили Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Тубинский сельский Совет депутатов Краснотуранского района Красноярского края своего представителя в суд не направил о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав помощника прокурора Краснотуранского района Красноярского края Рамишвили Е.В., исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания п. 1 ст. 153 БК РФ следует, что законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В силу п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №-Ф3 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся в том числе, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
В соответствии с ч. 2 и 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 265 БК РФ Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Из содержания ч. 2 ст. 264.4 БК РФ следует, что внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
По обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Как установлено судом, по результатам проведённой прокуратурой Краснотуранского района Красноярского края проверки в адрес главы Тубинского сельсовета выдано предписание № от 01.08.2019 об устранении нарушений бюджетного законодательства в части проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
Согласно ответу администрации Тубинского сельсовета исх. № от 16.08.2019 администрация Тубинского сельсовета рассмотрела представление прокурора района об устранении нарушений закона. Полномочия по проведению проверки годового отчета об исполнении местного бюджета переданы по согласованию МО «Краснотуранский район».
Из ответа администрации Тубинского сельсовета исх. № от 30.06.2020 следует, что соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на территории Тубинского сельсовета контрольно-счетному органу муниципального образования Краснотуранский район, не заключено. Внешняя проверка бюджетной отёчности за 2019 не проводилась.
В соответствии с информацией Краснотуранского районного Совета депутатов исх. № от 29.04.2020, Представительным органам МО Краснотуранский район соглашения о передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в 2019, истекшем периоде 2020 с Краснотуранским, Лебяженским, Новосыдинским, Тубинским, Кортузским, Новосыдинским, Беллыкским, Салбинским, Восточенским сельскими советами не заключались. По состоянию на 28.04.2020 Краснотуранским, Лебяженским, Новосыдинским, Тубинским, Кортузским, Новосыдинским, Беллыкским, Салбинским, Восточенским сельскими советами документы для проведения внешней финансовой проверки отчета об исполнении бюджета указанных муниципальных образований в представительный орган не поступали.
Учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, следует, что обязанность по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального образования за 2019 лежит на ответчике, который в свою очередь данную обязанность не исполнил, в том числе на момент рассмотрения настоящего дела.
В результате не проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального образования за 2019, было допущено нарушение по обеспечению надлежащего контроля за законностью, результативностью использования средств местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Изложенное, в свою очередь, повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, принимающих участие в исполнении местного бюджета, пользующихся муниципальным имуществом, а также муниципального образования в целом, как распорядителя бюджета и собственника муниципального имущества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая заключение прокурора, суд принимает во внимание, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения Тубинским сельским Советом депутатов Краснотуранского района Красноярского края обязанностей по проведению организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тубинский сельсовет за 2019.
Таким образом, исковые требования прокурора Краснотуранского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Тубинскому сельскому Совету депутатов Краснотуранского района Красноярского края о признании бездействия Тубинского сельского Совета депутатов Краснотуранского района по непринятию мер к организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тубинский сельсовет, незаконным; обязании Тубинский сельский Совет депутатов Краснотуранского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в пределах своих полномочий организовать и обеспечить проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тубинский сельсовет за 2019, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованным требование прокурора об установлении ответчику срока для исполнения возлагаемой обязанности в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу. Суд полагает данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Краснотуранского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Тубинскому сельскому Совету депутатов Краснотуранского района Красноярского края о возложении обязанностей – удовлетворить.
Признать бездействие Тубинского сельского Совета депутатов Краснотуранского района по непринятию мер к организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тубинский сельсовет, незаконным.
Обязать Тубинский сельский Совет депутатов Краснотуранского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в пределах своих полномочий организовать и обеспечить проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тубинский сельсовет за 2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий М.М. Славкин
Мотивированное решение составлено 14.09.2020.