ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2680/20 от 21.07.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-2680/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О.,

с участием представителя истца и.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Прокудиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению ИК-11 УФСИН Р. по (адрес), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р. по (адрес) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности о финансировании и устранении,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-7 УФСИН Р. по (адрес) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности о финансировании и устранении, мотивируя свои требования тем, что в феврале 2020 года в ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес) проводилась проверка на предмет соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства, Закона РФ «О пожарной безопасности», постановления Правительства РФ от (дата)(№), которым утверждены Правила противопожарного режима в РФ, Закона РФ «О техническом регулировании». В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения: отсутствует годовой план-график, составляемый с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ. Не проведены регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (нарушение п. 63 Правила противопожарного режима в РФ); в местах размещения первичных средств пожаротушения и плана эвакуации отсутствует аварийное освещение (нарушение ст.ст. 43,52 Закона РФ «О техническом регулировании», п. 4.3.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); не соблюдается установленная периодичность проверки огнетушителей (в представленном журнале учета первичных средств пожаротушения, отсутствуют записи о произведенных периодических (ежеквартальных) осмотрах и проверках огнетушителей) (нарушение п.п. 4.3.1, 4.35, 4.3.6 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»); в здании штаба (Литер А) табло «Выход» при выходе из коридора 1 этажа в лестничную клетку не исполнено в световом исполнении (нарушение п. 3 ч. 1 ст. 84 Федерального закона (№)-Ф3 «О техническом регулировании», п. 5.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»); объекте ИК-11, в помещении пожарного поста или в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где расположен приемоконтрольный пожарный прибор, отсутствует аварийное освещение (нарушение п. 13.14.12 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», п. 3 ст. ст. 52, 54 Федерального закона (№)-Ф3 «О техническом регулировании»); после монтажа систем пожарной автоматики отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта, сертификаты, паспорта заводов- изготовителей и другие документы, удостоверяющие качество применённых технических средств систем пожарной автоматики (прибор приемноконтрольный пожарный, извещатели, оповещали, резервные источники питания), которые должны находиться непосредственно на объекте (нарушение п. 1.5.1 РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания», п. 61 Правил противопожарного режима); коридор 2 этажа штаба (Литер А) не разделён противопожарными перегородками 2-го типа на отсеки протяженностью не более 60 м. (нарушение п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», подп. 1 ч. 1 ст. 32, ст. 51, п. 1 ст. 52, ч. 1 ст. 58, ч.1 ст. 88 Федерального закона (№)-Ф3 «О техническом регулировании»). По результатам проверки, (дата) в адрес ФКУ ИК-11 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое частично удовлетворено, при этом, указанные в представлении нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме до настоящего времени не устранены. Согласно ответу на представление, администрация ФКУ ИК-11 самостоятельно, за счет собственных средств, устранить в полном объеме указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности не может, в силу необходимости значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование осуществляет У. РФ по (адрес), которое является главным распределителем бюджетных средств. Принимая во внимание, что последствием выявленных нарушений может явиться причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара, истец просит суд устранить выявленные нарушения, которые не устранены до настоящего времени.

В ходе судебного разбирательства и.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1, поддержал заявленные требования, подтвердил обстоятельства, изложенные выше. По обстоятельствам дела дополнил, что представленное решение Верховного Суда РФ не относится к данному спору. Устранение выявленных недостатков не влечет реконструкцию здания, иных затратных действий. Полагает, что часть работ может быть произведена путем собственных средств, без привлечения бюджета.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, приобщила письменный отзыв и дополнительно пояснила, что ФКУ ИК-11 не имеет финансовой возможности устранить выявленные нарушения. По мере возможности выявленные нарушения были устранены. Полагает, что в данном случае требование истца направлено на вмешательство в бюджетный процесс, при этом, срок финансирования и выделения средств, не установлен. Со стороны ФКУ ИК-11 неоднократно направлялись запросы о выделении денежных средств на пожарные мероприятия, без отсутствия бюджетного финансирования ФКУ ИК-11 не вправе производить закупки, заключать государственные контракты.

Представитель соответчика УФСИН Р. по (адрес), в судебном заседании участие не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. Согласно представленному отзыву, возражали против удовлетворения иска, указав, что требования прокурора направлены на вмешательство в бюджетный процесс, не основаны на действующем законодательстве, регулирующем взаимоотношения между казенным учреждением и его учредителем. Кроме того, работники прокуратуры не относятся к должностным лицам, осуществляющим государственный противопожарный надзор, не должны подменять государственные органы. Полагают, что возложение на УФСИН Р. по (адрес) обязанности организовать финансовое обеспечение является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа. Также считает, что нормативно –правовые акты, на которые ссылается истец не применимы, т.к. здание было возведено до введение в действие Закона РФ от (дата) № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Положениями ст. 45 ГПК РФ установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес) требований уголовно-исполнительного законодательства, а также требований пожарной безопасности были выявлены нарушения.

Из предоставленной справки о результатах проверки следует, что в ходе проверки было выявлено 21 нарушение правил пожарной безопасности.

(дата) в адрес ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес) вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ, их причин и условий.

Согласно письменному ответу врио начальника ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес) от (дата), в бюджет учреждения не поступали денежные средства на техническое обслуживание и регламентно - профилактический учет систем пожарной безопасности, при этом, частично требования выполнены.

Согласно статье 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (часть 1) и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2).

В силу положений части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно статье 13 Закона РФ от (дата) N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно Уставу ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес), учреждение является участником бюджетного процесса, получателем бюджетных средств. Управление Учреждением осуществляет ФСИН Р. У.Р. по (адрес). УФСИН Р. по (адрес) в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств…

Далее как следует из материалов дела, с января 2020 года по настоящее время, начальник Учреждения направлял неоднократно информацию в УФСИН Р. по (адрес) об необходимости выделения денежных средств на техническое обслуживание систем пожарной безопасности.

Из предоставленной информации ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес) от (дата) следует, что в 2020 году от главного распорядителя по статье расходов 0305 4230890049 244 (прочая закупка товаров, работ и услуг) в 2020 году выделено 20 000 рублей.

Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.

Исходя из вышеизложенного, факт нарушения требований закона о пожарной безопасности в ходе судебного заседания нашел свое подтверждения.

Представитель ответчика не оспаривал факт нарушения Закона РФ от (дата) N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Закона РФ от (дата) N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от (дата) N 390.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора являются законными.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии финансирования, не свидетельствуют об отсутствии обязанности по содержанию осужденных в условиях отвечающим требованиям пожарной безопасности, которая на них возложена в силу закона.

Согласно абзацу 5 статьи 11 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от (дата)(№), ФСИН Р. осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

Суд полагает, что поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН Р., следовательно, при недостаточности у ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес) средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН Р. и УФСИН Р. по (адрес) в установленном законодательством порядке.

ФСИН Р., являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирование из внебюджетных источников.

В соответствии с Приказом Ф. Р. от (дата) N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний" (приложение 27 Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по (адрес)), Управление осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений (п. 2 п. 15 раздела 3).

Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доверенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний Р. по (адрес) обеспечить финансирование указанных выше мероприятий по пожарной безопасности в ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес).

Доводы ответчиков о невозможности проведения всех мероприятий по устранению выявленных недостатков ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по Хабаровскому ввиду отсутствия финансовых средств, не принимаются судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

Также, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и подведомственных им учреждений, поскольку прокурор в пределах возложенных на него полномочий обратился в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые в силу закона ответчики должны соблюдать.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что в данном случае не применим Закон РФ от (дата) № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», т.к. здание было возведено до введение его в действие, поскольку в данном случае исполнение требований прокурора не требует изменение функционального назначения здания, реконструкцию либо иных затратных действий.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда, шесть месяцев с момента вступления его в законную силу.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Федеральное казенное учреждение ИК-11 УФСИН Р. по (адрес) обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- создать годовой план-график, с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ;

- обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- обеспечить аварийное освещение в местах размещения первичных средств пожаротушения и плана эвакуации, а также в помещении пожарного поста или в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где расположен приемоконтрольный пожарный прибор;

- обеспечить проведение периодических (ежеквартальных) осмотров и проверок огнетушителей, с занесением записи в журнал учета первичных средств пожаротушения;

- обеспечить в световом исполнении в здании штаба (Литер А) табло «Выход» при выходе из коридора 1 этажа в лестничную клетку;

- обеспечить нахождение документации, которая должна быть на объекте, эксплуатирующем установку пожарной автоматики, предусмотренной п. 1.5.1 РД 009-01-96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания»;

- обеспечить разделение коридора 2 этажа штаба (Литер А) противопожарными перегородками 2-го типа на отсеки протяженностью не более 60 м.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний Р. по (адрес) обеспечить финансирование указанных выше мероприятий по пожарной безопасности в ФКУ ИК-11 УФСИН Р. по (адрес).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам (адрес)вого суда в течение одного месяца со дня изготовления решении суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.

Судья Н.О. Жукова