Центральный районный суд г. Хабаровска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2697011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре А.О. Коваленко, с участием истца А.В. Матвеева и его представителя Д.А. Бограда по доверенности, оформленной в суде, представителей ответчика: П.И. Литовка по доверенности от 17.01.2011 г., Е.А. Сенченко по доверенности от 24.01.2011 г., Г.А. Михайлова по доверенности от 29.03.2011 г. и А.А. Смирнова по доверенности от 05.04.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева Александра Витальевича к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании невыплаченной премии и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Матвеев А.В. обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обосновании которого ссылается на то, что с 17.12.2007 г. состоит в трудовых отношениях с Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования, работает в должности водителя 1 класса организационно-технического отдела.
В соответствии с условиями трудового договора от 17.12.2007 г. № 24, истец обязуется, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину (п. 6). В свою очередь, ответчик, ХКФОМС, устанавливает работнику 40 часовую рабочую неделю и режим работы в соответствии с п. 9 Трудового договора.
В течение 4 квартала 2010 года, как и в течение всего периода осуществления трудовых обязанностей в ХКФОМС с 2007 года, истец к дисциплинарной ответственности не привлекался, добросовестно исполняет свои должностные обязанности, бережно относится к вверенному ему государственному имуществу, никаких нареканий в свой адрес не получал.
В ноябре 2010 года истец почувствовал к себе предвзятое отношение, которое выражалось в безосновательных требованиях об увольнении по собственному желанию.
При получении расчетного листка за декабрь 2010 года истец обнаружил, что единовременная премия за 4 квартал 2010 снижена ему до минимальных размеров и начислена в размере 1662 рублей, тогда как другим работникам ХКФОМС, замещающим аналогичные должности, начислена премия в ином (более высоком и даже максимальном) размере, из расчета максимально установленного размера премии.
Снижение премии истцу за декабрь 2010 год и по итогам за год произведено незаконно и необоснованно.
Порядок начисления премий, размеры премирования, основания повышения и снижения премии, предусмотрены приказами ХКФОМС от 29.12.2007 г. № 186 «Об оплате труда работников Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования», от 19.02.2009 № 19 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии работникам Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования за выполнение особо важных и сложных заданий».
В соответствии с Положением, утв. приказом ХКФОМС от 29.12.2007 г. № 186, «должностные оклады работникам исполнительной дирекции ХКФОМС устанавливаются применительно к должностным окладам государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы Хабаровского края, в соответствии с действующими нормативными актами на территории края» (п. 1.1), «условия и порядок выплаты премии определяется соответствующим положением, утверждаемым исполнительным директором» (п.п.п.4 разд.П).
В силу норм Положения, утв. приказом от 19.02.2009 № 19, установлено, что основанием для назначения и выплаты премии является приказ исполнительного директора ХКФОМС. Размер премии работникам ХКФОМС за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается индивидуально. Ее максимальный размер не ограничивается (п. 4).Пунктом 6 названного Положения также установлено, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается в пределах фонда оплаты и не должна быть ниже 0,5 месячного должностного оклада.
Приказами ХКФОМС от 30.07.2009 г. № 112, от 23.08.2010 г. № 98 внесены изменения в порядок начисления и выплаты премии. Приказ ХКФОМС от 19.02.2009 г. № 19 в новой редакции исключает зависимость выплаты премии работником от субъективного мнения руководителей структурных подразделений ХКФОМС; от ранее сформированного перечня производственных упущений. В новой редакции вышеназванного приказа премия не выплачивается работникам ХКФОМС исключительно при применении к ним в отчетный период дисциплинарного взыскания.
В связи с необоснованным снижением премии по результатам работы за 4 квартал 2010 и по итогам работы в 2010 году, а также понуждением его к увольнению по собственному желанию, истец испытал нравственные страдания, ощутил горечь, обиду, разочарование.
Противоправность действий ответчика подтверждается отсутствием законных норм, на основании которых была осуществлена процедура снижения премии конкретно истцу, без наличия правовых оснований, и могут быть квалифицированы как беззаконие, самовольность действий, предвзятость и неоправданная вседозволенность со стороны ответчика и уже откровенная травля. Истец перенес нравственные страдания, выразившиеся в значительном эмоциональном напряжении, в плохом самочувствии:
Причинная связь между неправомерными действиями ответчика и реакцией на них истца очевидна, в связи с чем компенсация морального вреда подлежит возмещению и оценивается истцом в 30000 рублей.
В связи с изложенным истец просит взыскать с ответчика невыплаченную премию по итогам работы за 4 квартал 2010 года и по итогам работы за год, как разницу между размером выплаченной единовременной премии и установленного размера единовременной премии в 4 квартале 2010 года, компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей, издержки, связанные с оказанием истцу правовой помощи в размере 10000 рублей.
Истец и его представитель в судебном заседании требования уточнили, просили суд взыскать с ответчика недоплаченную премию в сумме 15286 рублей, поддержали в полном объеме требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, на их удовлетворении настаивают.
Представители ответчика с исковыми требованиями не согласились в полном объеме, расценивают их в качестве необоснованных и не подлежащих удовлетворению, суду пояснили, что не имеет правового значения для разрешения настоящего спора ссылка истца на нормы ч. 2, п. 4 ч. 5 ст. 15 Закона Хабаровского края от 29.06.2001 г. № 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края», распоряжение Губернатора края от 09.08.2006 г. N 472-р «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии государственным гражданским служащим Хабаровского края за выполнение особо важных и сложных заданий, приказ ХКФОМС от 19.02.2009 № 19 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии работникам Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования.
Данными актами регулируется оплата труда государственных гражданских служащих Хабаровского края и приравненным к ним по условиям оплаты труда специалистам Хабаровского краевого фонда ОМС.
Истец работает в Фонде в должности водителя, специалистом, приравненным по условиям оплаты труда к государственным гражданским служащим края, не является.
Согласно ч. 13 ст. 15 Закона Хабаровского края от 29.06.2005 N 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края» система оплаты труда, в том числе размеры должностных окладов работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, устанавливается нормативными правовыми актами Губернатора края.
Во исполнение приведенных требований Закона постановлением Губернатора края от 24.08.2005 г. № 179 утверждено Положение об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края.
Приказом ХКФОМС от № 127 от 27.10.2005 утверждено Положение о премировании работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, (прилагается). В настоящее время приказ № 127 от 27.10.2005 г. действует только в части утверждения упомянутого Положения.
Положение по содержанию нормативным правовым актам Хабаровского края не противоречит; оно являлось объектом проверки Главного контрольного управления с названной нормой приказом ХКФОМС от 27.10.2005 г. № 127 утверждено Положение о премировании работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования Губернатора Хабаровского края, ТУ Росфиннадозора в Хабаровском крае, Федеральным Фондом ОМС. Актами контрольно-надзорных органов от 22.05.2009 г. б/н и от 08.09.2010 г. б нарушений не установлено.
Данным Положением (п. п. 1.2-1.5) установлено, что в целях стимулирования работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, выплачивается премия за личный вклад в общие результаты работы.
Таким образом, работникам, осуществляющим техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования может выплачиваться два вида премий - ежемесячная и единовременная. Выплата обеих обуславливается достижением - значимых результатов в труде.
По смыслу законодательства премия это денежное или материальное поощрение за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности. В рассматриваемом случае - за выполнение заданий работодателя, в результате которого повышаются общие показатели деятельности Фонда.
Выплата премии - право, а не обязанность работодателя. Основанием применить эту форму материального стимулирования является не только добросовестное исполнение работником своих служебных обязанностей, но и инициативное исполнение функций, прямо не предусмотренных трудовым договором, но необходимых для обеспечения нормальной продуктивной деятельности организации. По смыслу, приведенных выше локальных правовых актов к таким основаниям выплаты единовременной премии относится выполнение особо важных видов работ.
Истцом в 2010 году не были достигнуты значимые результаты деятельности, и не были выполнены особо важные виды работ, расцениваемые как основание для премирования.
В части требований о компенсации морального вреда полагаю следующее. Ответчик действовал в рамках установленных для него законодательством полномочий, противоправных действий (бездействий) в отношении истца не совершал.
Представитель ответчика Михайлов Г.А. суду пояснил, что с 01.02.2011 г. является исполняющим обязанности начальника организационно-технического отдела ХКФОМС, непосредственным руководителем Матвеева А.В. Работой истца не доволен, поскольку за три месяца работы он имеет 3 нарушения: привлечение к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения РФ, кроме того, во время управления автомобилем по личным делам разговаривает по телефону, не поставил под охрану гараж.
Свидетель Рига П.А. суду пояснил, что до 15.04.2010 г. работал водителем в ХКФОМС. Со стороны начальника организационно-технического отдела в адрес Матвеева А.В. имелись постоянные нарекания, не смотря на то, что он соблюдал трудовую дисциплину, работал в соответствии с должностной инструкцией. В частности начальник отдела была недовольна заполнением Матвеевым А.В. путевых листов.
Выслушав истца, представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений.
Из материалов дела усматривается, что ХКФОМС (Работодатель) и Матвеев А.В. (Работник) договорились о том, что Матвеев А.В. с 17.12.2007 г. приступит к выполнению работы в организационно-техническом отделе в должности водителя 1 класса автомобиля ГАЗ-3110 «Волга».
Из пункта 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 29.06.2005 г. № 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края» следует, что государственный гражданский служащий края (далее - гражданский служащий) - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств краевого бюджета.
Следовательно, истец Матвеев А.В. не является государственный гражданский служащий края.
Во исполнение пункта 13 статьи 15 Закона Хабаровского края «О государственной гражданской службе Хабаровского края», по которой система оплаты труда, в том числе размеры должностных окладов работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, устанавливается нормативными правовыми актами Губернатора края, было утверждено Положение об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края от 24.08.2005 г. № 179.
В соответствии с пунктом 2 Положения об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 24.08.2005 г. № 179, предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края, сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения работникам, предусматриваются следующие средства на выплату (в расчете на год) премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов.
Пунктом 11 трудового договора № 24 от 17.12.2007 г. предусмотрено, что Работнику приказом исполнительного директора ХКФОМС выплачивается премия по итогам работы за месяц в соответствии с Положением о премировании работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции ХКФОМС, утвержденным приказом исполнительного директора от 27.10.2005 г. № 127 «Об оплате труда работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции ХКФОМС».
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Хабаровского края «О государственной гражданской службе Хабаровского края» в государственных органах могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями гражданской службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации. Как следует из статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 27.10.2005 г. приказом № 127 исполнительный директор ХКФОМС с 01.01.2006 г. утвердил Положение о премировании работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции ХКФОМС. Указанное Положение было принято в целях стимулирования работников, премия выплачивается за личный вклад в общие результаты работы предприятия.
Согласно части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 1.2 Положения о премировании работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции ХКФОМС, предусмотрено, что премирование производится по результатам работы за месяц либо единовременно и оформляется приказом исполнительного директора фонда.
Из пункта 4.1 Положения о премировании усматривается, что основанием для подготовки приказа о единовременном премировании является представление руководителя отдела, согласованное с курирующим заместителем исполнительного директора.
24.12.2010 г. на имя исполнительного директора ХКФОМС от заместителя исполнительного директора было внесено представление на премирование работников организационно-технического отдела за выполнение особо важных и сложных заданий, в соответствии с которым был указано на низкую активность при исполнении должностных обязанностей водителем Матвеевым А.В., в связи с чем было предложено снизить размер премии до 1662 рублей. Представления руководителя организационно-технического отдела ХКФОМС Вейчук Г.Я. не имеется, поскольку непосредственный руководитель истца находилась в это время на амбулаторном излечении.
28.12.2010 г. исполнительный директор ХКФОМС вынесла приказ № 199-л, согласно которому единовременная денежная премия, произведенная за счет экономии средств по фонду оплаты труда, была произведена, в частности Матвееву А.В. в сумме 1662 рублей.
Истец считает, что выплата единовременной премии в сумме 16948 рублей вместо 1662 рублей является обязанностью Работодателя, поскольку из текста представления и приказа не усматривается, какие трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, или какие-либо иные поручения руководителя не исполнены. С таким выводом истца суд не может согласиться, поскольку Положение от 27.10.2005 г. о премировании работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции ХКФОМС, рассчитано на стимулирование работников за личный вклад в общие результаты работы предприятия, а не поставлено в зависимость от выполнения либо не выполнения трудовых обязанностей по трудовому договору.
Так, в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ поощрения работников, к числу которых относится и выплата премий согласно статье 191 Трудового кодекса РФ, за добросовестный эффективный труд являются правом, а не обязанностью работодателя. В статье 130 Трудового кодекса РФ к числу основных государственных гарантий не относится гарантия по предоставлению возможностей получения стимулирующих выплат работникам.
Согласно статье 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В силу части 3 статьи 3 Трудового кодекса РФ не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что работник Матвеев А.В., получив единовременную премию за 2010 год в размере 1662 рублей за личный вклад в общие результаты работы ХКФОМС, не был ограничен работодателем в своих трудовых правах и свободах.
Несостоятельной является ссылка истца в обосновании своих требований на приказ от 19.02.2009 г. № 19 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии работникам Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования за выполнение особо важных и сложных заданий», поскольку данное Положение регулирует порядок выплаты премии государственным гражданским служащим Хабаровского края за выполнение особо важных и сложных заданий, коим не является Матвеев А.В. Отсутствие в приказе исполнительного директора ХКФОМС № 199-л от 28.12.2010 г. указания на Положение от 27.10.2005 г. о премировании работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительной дирекции ХКФОМС, правого значения по настоящему делу не имеет, не делает его незаконным и не подлежащим к исполнению.
Согласно части 2 статьи 237 Трудового кодекса РФ, в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В статье 151 Гражданского кодекса РФ моральный вред определяется как «физические или нравственные страдания», то есть любое неправомерное действие или бездействие виновного лица может вызвать у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишить его полностью или частично психического благополучия.
С учетом того, что судом не установлено обстоятельств нарушения ХКФОМС трудовых прав Матвеева А.В., выразившихся в неполной выплате премиальных, оснований для применения статьи 237 Трудового кодекса РФ не имеется.
Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, не подлежит взысканию и денежная сумма, предъявленная Матвеевым А.В. в качестве расходов на оплату услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Матвеева Александра Витальевича к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании невыплаченной премии и компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10-ти дней после изготовления мотивированного решения в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение изготовлено: 25.04.2011 г.
Председательствующий О.М. Красногорова