ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/2020УИД760023-01-2019-001788-06 от 28.02.2020 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 28.02.2020г.

Дело № 2 – 26 / 2020 УИД 76RS0023-01-2019-001788-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Тарасовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волчковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ярославского района Ярославской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Якимову Роману Павловичу, Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района, ЗАО «Агрофирма «Пахма», ООО «Родина» о признании незаконными действий, признании ничтожным договора, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском к Якимову Роману Павловичу, Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района, ЗАО «Агрофирма «Пахма», ООО «Родина», указав, что прокуратурой Ярославского района Ярославской области рассмотрен акт проверки контрольно-ревизионной инспекции правительства Ярославской области о нарушениях бюджетного законодательства Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства при включении Якимова Р.П. в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2016, 2017, 2018 годы, изъявивших желание переехать в Ярославский муниципальный район из города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района. Якимов Р.П. включен в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год как лицо изъявившее желание переехать в Ярославский муниципальный район из города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района.

Указанный список участников направлен Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района в департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и на его основании Департаментом перечислены средства социальной выплаты на банковский счет получателя в сумме 716100 руб., является не правомерным, он постоянно зарегистрирован и проживает на территории г. Ярославля. Административный центр Ярославского муниципального района находится на территории городского округа Ярославль, следовательно, при включении Якимова Р.П. в список участников мероприятий-получателей социальных выплат КУМИ Администрации Ярославского муниципального района не выполнено условие предусмотренное пунктом 1.4 раздела III Правил предусматривающего переезд гражданина из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района) Ярославской области.

В связи с включением Якимова Р.П. в списки участников целевой программы 17.03.2017 года между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Якимовым Р.П. и ЗАО «Агрофирма «Пахма» заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты. В рамках данного договора Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области обязался, помимо прочего, перечислить социальную выплату на блокированный счет, открытый в кредитной организации. В соответствии с условиями программы Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области Якимову Р.П. предоставлены средства в размере 716100 рублей. Таким образом, Якимов Р.П. без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел принадлежащие Российской Федерации - бюджетные денежные средства, следовательно, согласно ст. 1102, 1107 и 1109 ГК РФ, обязан возвратить сумму неосновательного обогащения. Истец считает незаконным включение Якимова Р.П. в списки участников целевой программы, как следствие этого, полагает договор № 15 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты от 17 марта 2017 года с дополнительным соглашением к нему от 14.03.2018г., заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Якимовым Романом Павловичем, ЗАО «Агрофирма «Пахма» и ООО «Родина», ничтожным.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил:

- признать незаконными действия Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению Якимова Романа Павловича в сводные списки от 28.08.2016г. и от 14.11.20216г. участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год.

-признать договор № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты от 17 марта 2017 года с дополнительным соглашением к нему от 14.03.2018г., заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Якимовым Романом Павловичем, ЗАО «Агрофирма «Пахма» и ООО «Родина», ничтожным.

-взыскать с Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в бюджет Российской Федерации неправомерно израсходованные денежные средства в размере 251494 руб. 32 коп., в бюджет Ярославской области - в размере 464605 руб. 68 коп.

В судебном заседании представитель истца прокурор Каныгина Т.И. представила заявление об отказе от иска в части требований о взыскании денежных средств с Якимова Р.П., в остальном уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области по доверенности Кирсанова Т.Н. не возражал против удовлетворения исковых требовании в части признания незаконными действия Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению Якимова Р. П. в сводные списки от 28.08.2016г. и от 14.11.20216г. участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, в остальной части исковых требовании полагал решение на усмотрение суда. Пояснила, что в производстве Ярославского районного суда имеется аналогичный иск Департамента к ФИО1 о признании договора недействительным, взыскании с него полученной денежной суммы, но допускает, что Департамент откажется от своего иска, если будет удовлетворен иск прокурора.

Ответчик Якимов Р.П. и его представитель Зенин А.В. возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных отзывах, указывали на добросовестное поведение Якимова Р.П. при подаче документов на включение его в список участников целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы. Полагают, что истец имел право на получение социальной выплаты, т.к. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Считают также, что полученная сумма не подлежит возврату на основании пунктов 3 и 4 ст.1109 ГК РФ. Полагая, что данная сделка является оспоримой, заявили об истечении годичного срока исковой давности.

Представитель ответчика администрации Ярославского муниципального района Криницына А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что, с учетом заявленных требований о признании недействительным договора, Администрация района является ненадлежащим ответчиком, стороной договора не является. Ответственным исполнителем областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 -2020 годы» является Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области. Именно Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области принимает решение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения. Следовательно, в силу бюджетного законодательства, в случае неправомерного распределения денежных средств, обязанность возвратить в бюджет указанные денежные средства, лежит на Департаменте агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.

Представитель ответчика ЗАО «Агрофирма «Пахма» в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что ответчик Якимов Р.П. устроился на работу в ЗАО «Агрофирма «Пахма» в 2012году и работает по настоящее время. Получил федеральную субсидию на получение жилья в сельской местности, использовав ее по назначению, в связи с чем обязательства целевой программы им полностью выполнены.

Представители ответчиков КУМИ Администрации Ярославского муниципального района, ООО «Родина» в судебное заседание не явились, мнение по исковому заявлению не представили.

Представить третьего лица Контрольно-счетная палата Ярославской области Афонычева Е.А. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв на иск.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена Коричева А.А., сотрудник администрации Ярославского муниципального района Ярославской области.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что Якимов Р.П., проживая в г. Ярославле, заключил в июне 2012 года трудовой договор с », где работает агрономом-технологом. В апреле 2016 года Якимов оформил регистрацию по месту пребывания в сельской местности Ярославского муниципального района по адресу: АДРЕС, имея постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: АДРЕС,АДРЕС.

В мае 2016 года Якимов Р.П. обратился в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года" по категории «молодой специалист». Планировал улучшить жилищные условия путем участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) в Ивняковском сельском поселении Ярославского района.

Подписав данное заявление, Якимов Р.П. подтвердил факт ознакомления с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года", обязалась исполнять данные условия. К заявлению Якимовым Р.П. был приложен требуемый пакет документов.

Комиссией администрации Ярославского муниципального района Ярославской области Якимов Р.П. был включен в список претендентов на участие в программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", 17 марта 2017 года заключил договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (дополнительное соглашение к нему от 14.03.2018г.) об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, после чего, с использованием выделенных ему в рамках указанной выше программы денежных средств, 14.02.2017г. заключил договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, приобретя впоследствии в собственность однокомнатную квартиру по адресу: АДРЕС и АДРЕС.

В соответствии со свидетельством от 17 марта 2017 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на имя Якимова Р.П. Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской последнему предоставлены денежные средства в размере 716100 рублей, в том числе, за счет средств федерального бюджета – 251494 рубля 32 коп., за счет средств областного бюджета – 464605 рублей 68 коп.

Социальная выплата в размере 716100 рублей перечислена Департаментом на блокированный счет на основании платежного поручения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.04.2017 года.

В 2019 году Контрольно-счетной палатой Ярославской области проведена проверка целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию государственной программы Ярославской области «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» на 2014 – 2020 годы в части мероприятий областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в Департаменте агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, также проведены встречные проверки в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района. В рамках данной проверки выявлено, помимо прочего: в результате неправомерного включения Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района в списки участников Ярославского муниципального района граждан, несоответствующих условиям Правил предоставления социальных выплат в части невозможности переезда в сельскую местность в район из административного центра этого района, Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в нарушение ст.ст. 74.1, 179 БК РФ, п. 1.4 раздела III Правил предоставления социальных выплат 11 молодым семьям, изъявившим желание переехать из города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района, в Ярославский муниципальный район, были неправомерно использованы средства на предоставление социальной выплаты в сумме 12 287 992 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 5 403 705 рублей, областного бюджета – 6 884 287 рублей. К таким гражданам, неправомерно включенным в списки, отнесен Якимов Р.П.

Контрольно-счетной палатой Ярославской области Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области выдано предписание от 14 мая 2019 года по принятию мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", которая включает в себя, в том числе, мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, предусмотренным приложением N 4 к выше названной Программе.

Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты) (пункт 1).

В частности, в соответствии с указанным Типовым положением право на получение социальных выплат имеют молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности (пункт 34).

Под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 34 настоящего Типового положения, понимаются (пункт 35):

а) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);

проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (раздел 3 п.1.4).

Согласно паспорту и разделу IV ОЦП «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области является ответственным исполнителем областной целевой программы, среди обязанностей которого является участие в организации финансирования мероприятия областной целевой программы, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств. Департамент несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию областной целевой программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района является соисполнителем областной целевой программы, проверяет правильность оформления документов, предоставляемых гражданами, достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание учувствовать в мероприятиях областной целевой программы по Ярославскому муниципальному району.

Город Ярославль является городским округом, административным центром Ярославской области, Ярославского муниципального района – ст.10-1 Закона Ярославской области от 07 февраля 2002 года N 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения» и приложению к нему, ст. 1 Закона Ярославской области от 21 декабря 2004 года N 65-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области».

Поскольку Якимов Р.П. изъявил желание переехать в сельскую местность Ярославского муниципального района из городского округа город Ярославль, который является административным центром Ярославского муниципального района, он не приобрел право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Якимов Р.П. участвовал в данной программе именно как молодой специалист, переезжающий в сельскую местность, нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке не признавался.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Как видно из дела, оспариваемый договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17 марта 2017 года посягает на публичные интересы, поскольку создает препятствия для участия в программе неопределенному кругу лиц, которые могли бы претендовать на получение указанной социальной выплаты.

Кроме того, по смыслу пункта 2 ст. 167 ГК РФ, независимо от того, является ли сделка ничтожной или оспоримой, в случае признания судом такой сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с п.4 ст.166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с ч.2 ст. 39 ГПК РФ, суд не принимает отказ истца от иска в части предъявленного к Якимову требования о взыскании денежных средств.

Поскольку правовых оснований для получения социальной выплаты на строительство жилья Якимов Р.П. не имел, израсходованные на приобретение жилья 716 100 рублей являются неосновательно полученными и подлежат взысканию с него в пользу Департамента АПКиПР, как главного распорядителя бюджетных средств по ОЦП «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы, с последующим возвратом денежных средств в федеральный и областной бюджеты, учитывая требования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Данная статья устанавливает обязанность возвращения имущества, приобретенного (сбереженного) без должного правового основания. При этом термин "имущество" следует толковать расширительно, включая также имущественные права (ст. 1106) и все иные защищаемые правом материальные блага, в том числе его стоимость (ст. 1105).

При этом пунктом 2 статьи 1102 ГК РФ определено, что правила ч. 1 ст. 1102 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Предусмотренных данной статьей обстоятельств, при которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, судом не установлено.

Полученная Якимовым Р.П. социальная выплата не была ему предоставлена в качестве средств к существованию, поэтому подлежит возврату независимо от отсутствия недобросовестности с его стороны. Доказательств того, что Департамент АПКиПР знал об отсутствии обязательства о предоставлении Якимову Р.П. социальной выплаты, в деле не имеется.

При данных обстоятельствах, при признании недействительным договора, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для взыскания полученной Якимовым Р.П. выплаты с администрации Ярославского муниципального района.

Возражая против удовлетворения иска, Якимов, среди прочего, заявил об истечении годичного срока исковой давности.

С данным доводом суд не соглашается.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (ст.ст.195, 196, 197 ГК РФ).

В соответствии со ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Договор, заключенный с Якимовым Р.П., в силу ст.168 ГК РФ является ничтожной сделкой, к ней должен применяться трехлетний срок исковой давности.

Договор заключен 17.03.2017г.,с иском в суд прокурор обратился 08.08.2019г., следовательно, срок исковой давности не пропущен.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с Якимова Р.П. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10361 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконными действия Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению Якимова Романа Павловича в сводные списки от 28.08.2016г. и от 14.11.20216г. участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год.

Признать договор № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты от 17 марта 2017 года с дополнительным соглашением к нему от 14.03.2018г., заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Якимовым Романом Павловичем, ЗАО «Агрофирма «Пахма» и ООО «Родина», ничтожным.

Взыскать с Якимова Романа Павловича в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области социальную выплату, полученную в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы, в размере 716100 (семьсот шестнадцать тысяч сто) рублей, в том числе: средства федерального бюджета - в сумме 251494 (двести пятьдесят одна тысяча четыреста девяносто четыре) руб. 32 коп., средства областного бюджета - в сумме 464605 (четыреста шестьдесят четыре тысячи шестьсот пять) руб. 68 коп.

Взыскать с Якимова Романа Павловича государственную пошлину в доход бюджета в размере 10361 (десять тысяч триста шестьдесят один) руб.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Л.А.Тарасова