ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2715/19 от 05.08.2019 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-2715/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2019 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.

при секретаре Фёдоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделению (территориальному, г. Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и необоснованным решения об исключении из подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", обязании восстановить в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" и назначить правопреемником участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ",

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратились в суд с иском к отделению (территориальному, г.Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и необоснованным решения от 12.03.2019 № 60-40/2019/01 об исключении ФИО1, её сына З. В.А. и её дочери Ш. Ю.А. из подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", обязании восстановить ФИО1 и членов её семьи З. В.А. и Ш. Ю.А. в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" с сохранением даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и назначить ФИО1 правопреемником на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" в связи со смертью её мужа З. А.Н.

В обоснование иска указано, что решением Новгородского районного суда Новгородской области от 22 мая 2014 года на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Новгородской области – г. Великий Новгород была возложена обязанность признать супруга истца З. А.Н. и членов его семьи участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ. Право на улучшение жилищных условий, установленное указанной подпрограммой, истцом и членами её семьи как гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков Вооруженных сил до настоящего времени не реализовано.

В связи тем, что *** года З. А.Н. умер, в первом квартале 2019 года ФИО1 в отделение (территориальное, г. Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ направлено заявление о признании её правопреемником на получение государственного жилищного сертификата.

Уведомлением № 60-40/2019/01 от 12.03.2019 З. А.Н. и члены его семьи – супруга ФИО1, сын З. В.А. и дочь Ш. Ю.А. исключены из участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" без права правопреемства, в связи с утратой оснований, дающих им право на получение ГЖС, а именно в связи со смертью З. А.Н.

С указанным решением ФИО1 не согласна, так как основания для отказа в признании участником подпрограммы, содержащиеся в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 отсутствуют, ссылки на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ указаны в уведомлении № 60-40/2019/01 от 12.03.2019 неправомерно.

Кроме того, решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях принято отделением (территориальным, г. Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с нарушением установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ срока, поскольку свидетельство о смерти З. А.Н. было направлено в октябре 2017 года.

В связи с этим ФИО1 просит признать незаконным и необоснованным решение от 12.03.2019 № 60-40/2019/01 об исключении ФИО1, её сына З. В.А. и её дочери Ш. Ю.А. из подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", обязать восстановить ФИО1 и членов её семьи З. В.А. и Ш. Ю.А. в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" с сохранением даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и назначить ФИО1 правопреемником на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренной подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" в связи со смертью её мужа З. А.Н.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, посредством телефонограммы просила рассмотреть дело в её отсутствие в связи с трудовой занятостью и отдаленностью места жительства.

Представитель ответчика отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В силу положений, закрепленных в ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку удовлетворение требований ФИО1 приведет к возникновению у неё права на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", а у отделения (территориального, г. Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по предоставлению указанного сертификата, суд полагает, что заявление ФИО1 должно быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.

Из материалов дела судом установлено, что решением Новгородского районного суда Новгородской области от 22 мая 2014 года, вступившим в законную силу 03.07.2014 года, на Территориальное отделение в Новгородской области – г. Великий Новгород была возложена обязанность признать супруга истца З. А.Н. и членов его семьи участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ (л.д. 10-13).

На основании указанного решения З. А.Н. признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации для приобретения жилого помещения в Новгородской области, что следует из уведомления № 60-40/2019/01 от 12.03.2019 об исключении его и членов его семьи – супруги ФИО1, сына З. В.А. и дочери Ш. Ю.А. из участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" (л.д. 7).

Согласно указанному уведомлению и ответу отделения (территориального, г. Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 13.03.2019 № 60-10/2019/607 (л.д. 9) основанием для исключения из участников подпрограммы послужило то, что в связи со смертью З. А.Н., члены его семьи утратили право на участие в подпрограмме.

Оценивая обстоятельства дела и доводы, изложенные в обоснование иска, суд учитывает, что в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно пунктам 2, 6 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Участие граждан, указанных в пункте 5 Правил, в ведомственной целевой программе добровольное.

Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Пунктом 13 Правил установлено, что социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, которая определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Несмотря на то, что решением Новгородского районного суда Новгородской области от 22 мая 2014 года, вступившим в законную силу 03.07.2014 года, на Территориальное отделение в Новгородской области – г. Великий Новгород ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации была возложена обязанность признать членов семьи З. А.Н. участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, их самостоятельное право на получение социальной выплаты не оценивалось, они были указаны членами семьи З. А.Н., так как от количества членов семьи зависит размер суммы социальной выплаты.

Следовательно, указанным решением установлено право З. А.Н. на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ и получение им социальной выплаты.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в ведомственной целевой программе ФИО1 должна подать по месту нахождения на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных с приложением соответствующего пакета документов.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ФИО1 в порядке, предусмотренном Правилами, обращалась к ответчику с заявлением об участии в подпрограмме, суд полагает, что у неё и членов её семьи отсутствует право на участие в ведомственной целевой программе, в связи с чем суд приходит к выводу о законности решения от 12.03.2019 № 60-40/2019/01 об исключении ФИО1, её сына З. В.А. и её дочери Ш. Ю.А. из подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ".

Приходя к такому выводу суд учитывает, что в соответствии с п. 46 Правил в случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата или справки о закрытии банковского счета в связи с прекращением действия договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. При принятии органом исполнительной власти решения о замене сертификата расчет размера социальной выплаты производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действующего на дату выдачи нового сертификата.

Поскольку на момент смерти З. А.Н. сертификат ему выдан не был, ФИО1 не вправе требовать назначения её правопреемником на его получение.

При таких обстоятельствах суд, признав решение об исключении ФИО1, её сына З. В.А. и её дочери Ш. Ю.А. из подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" законным и обоснованным, не находит оснований для восстановления ФИО1 и членов её семьи в списке участников подпрограммы и назначения её правопреемником на получение государственного жилищного сертификата, и отказывает ФИО1 в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к отделению (территориальному, г. Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и необоснованным решения об исключении из подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", обязании восстановить в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" и назначить правопреемником участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.М. Тесёлкина