ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-271/18 от 31.07.2018 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

Гражданское дело № 2-271/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Аскиз 31 июля 2018 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петрова И.М.,

с участием старшего помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Кайдараковой К.В.,

представителя ответчика МКУ «КУМИ администрации Аскизского района» в лице ФИО1,

представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в лице ФИО2,

представителя третьего лица ФИО3 в лице ФИО4,

при секретаре Торбостаевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района», ФИО5 о признании недействительным договора аренды земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, об исключении из единого государственного реестра недвижимости записи регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района» (далее по тексту МКУ «КУМИ администрации Аскизского района», Комитет), ФИО5 о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка с кадастровым номером <1>, заключенного 27.02.2015 между ответчиками; об истребовании из чужого незаконного владения ФИО5 земельного участка, а также об обязании ФИО5 передать земельный участок Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия. Требования прокурор мотивировал тем, что по результатам проведенной проверки прокуратурой Аскизского района установлено, что МКУ «КУМИ администрации Аскизского района» не вправе было распоряжаться вышеуказанным земельным участком, поскольку он относится к землям лесного фонда.

В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил, в окончательной редакции просил суд признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка с кадастровым номером <1>, заключенный 27.02.2015 между ответчиками; истребовать из чужого незаконного владения ФИО5 земельный участок, обязав ФИО5 передать земельный участок в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее по тексту МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва); снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <1>; исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка, а также запись регистрации о праве аренды данного земельного участка за ФИО5, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Определениями суда от 15.06.2017, 11.05.2018, 11.07.2018 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее по тексту Управление Росреестра по Республике Хакасия, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее по тексту ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия.

В судебном заседании старший помощник прокурора Аскизского района Кайдаракова К.В. уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Истец МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва своего представителя для участия в судебном заседании не направило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения. Ранее в письменном ходатайстве, поступившем в суд 12.04.2018, представитель истца ФИО6 просила рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, указав, что МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва поддерживает заявленные прокурором требования в полном объеме.

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.

Участвующий в судебном заседании представитель ответчика МКУ «КУМИ администрации Аскизского района» ФИО1 исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что спорный земельный участок предоставлен ФИО5 в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом, границы участка, предоставленного в аренду ФИО3, в установленном законом порядке не определены. Полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, то есть о спорном земельном участке, предоставленном в аренду ФИО5

Третьи лица Администрация Аскизского района Республики Хакасия, Управление Росреестра по Республике Хакасия, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия своих представителей для участия в судебном заседании не направили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения, об уважительных причинах неявки представителей суду не сообщено, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание, также, не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.

Представители третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия ФИО2, а также третьего лица ФИО3 в лице ФИО4 поддержали иск прокурора.

Третье лицо Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу своего представителя для участия в судебном заседании не направил, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения. От представителя данного третьего лица ФИО7 поступили отзывы на иск, в которых она поддержала заявленные исковые требования и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.

Руководствуясь положениями ч.ч. 3-5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд рассмотрел гражданское дело в отсутствии представителя истца МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, ответчика ФИО5, третьего лица ФИО3 и представителей третьих лиц Администрации Аскизского района Республики Хакасия, Управления Росреестра по Республике Хакасия, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки и другие).

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте.

Гражданам лесные участки предоставляются в порядке, определенном главой 6 ЛК РФ, в аренду, безвозмездное пользование.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 ЛК РФ).

В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 91 ЛК РФ систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержится в государственном лесном реестре.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Частью 6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» - основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.09.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером <1>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м. (далее земельный участок с кадастровым номером <1>).

На основании постановления Администрации Аскизского района от 27.02.2015 № 3495-п МКУ «КУМИ администрации Аскизского района» (арендодатель) и ФИО5 (арендатор) заключили договор от 27.02.2015 №127/349 аренды земельного участка с кадастровым номером <1>. Срок действия договора - с 27.02.2015 по 26.02.2064.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21.05.2015.

В собственности Российской Федерации находится участок лесного фонда площадью <...> га, номер объекта - <2>, адрес объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2003.

07.08.2009 между Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 220, на основании которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, находящийся в государственной собственности, общей площадью <...> га, по адресу: <адрес> с номером учетной записи (номером государственного учета в лесном реестре) <...>. Срок действия договора - с 07.08.2009 по 07.08.2034.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 09.09.2009.

19.09.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о лесном участке, предоставленном по вышеуказанному договору аренды ФИО3, присвоен кадастровый номер <3>, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования – ведение сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных) (далее земельный участок с кадастровым номером <3>).

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 10.01.2013 граница земельного участка с кадастровым номером <3> не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Указывая, что земельный участок с кадастровым номером <1> входит в границы лесного участка с кадастровым номером <3>, предоставленного на праве аренды ФИО3, и находящегося в собственности Российской Федерации, а государственная регистрация права аренды ФИО5 на спорный участок произведена незаконно, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В подтверждение заявленных требований прокурор ссылался на План лесонасаждений Базинского лесничества Бирикчульского механизированного лесхоза (лесоустройство 1991 г.), выписки из публичной кадастровой карты, проект освоения лесов, переданных в аренду ФИО3 (2010 г.), выписки из таксационных описания кварталов <...> Базинского лесничества, лесохозяйственный регламент Бирикчульского лесничества, утвержденный приказом от 25.12.2013 № 010-401-пр Департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасия, лесоустроительные планшеты №№1-2 Базинского лесничества Бирикчульского мехлесхоза (лесоустройство 1991 г.)

Возражая против исковых требований, представитель Комитета ссылался на проект перераспределения земель совхоза «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия от 1992 г., в соответствии с которым, по мнению представителя Комитета, земельный участок, предоставленный в аренду ФИО5, относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Определением суда от 20.07.2017 по данному делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено ООО «Контур».

Из экспертного заключения, изготовленного ООО «Контур», следует, что установить в соответствии с требованиями земельного законодательства границы лесного участка с кадастровым номером <3>, а также определить наложение (пересечение) земельного участка с кадастровым номером <1> с лесным участком с кадастровым номером <3> не представляется возможным в связи с тем, что по сведениям государственного кадастра недвижимости границы участка с кадастровым номером <3> не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Между тем, экспертами установлено, что по картматериалам территориального планирования Аскизского района Пуланкольского сельсовета Республики Хакасия, земельный участок с кадастровым номером <1> расположен на землях лесного фонда. При этом, согласно Плану лесонасаждений Базинского лесничества Бирикчульского лесхоза Республики Хакасия, таксационного описания земельный участок с кадастровым номером <1> расположен в квартале <...>, <...> Базинского участкового лесничества Бирикчульского лесничества. Площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> кв.м.

Данное экспертное заключение суд принимает в качестве доказательства, поскольку его выводы научно обоснованы и не вызывают сомнения.

При этом, доказательства перевода земель лесного фонда в границах вышеуказанного лесничества в иную категорию в установленном законом порядке суду не представлены.

С учетом представленных доказательств, суд исходит из того, что спорный участок расположен на землях лесного фонда и в силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ является объектом федеральной собственности, в связи с этим у МКУ «КУМИ администрации Аскизского района» отсутствовали правовые основания для распоряжения земельным участком, расположенным на землях государственного лесного фонда.

Доводы представителя Комитета о том, что при определении категории земельного участка приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, то есть о земельном участке с кадастровым номером <1>, перед землями лесного фонда и о том, что лесной участок, предоставленный ФИО3 поставлен на кадастровый учет без установления границ, с учетом обстоятельств, установленных в рамках настоящего дела, не имеют правового значения.

Согласно ч. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что сделка, по передаче МКУ «КУМИ администрации Аскизского района» ФИО5 в аренду лесного участка нарушает публичные интересы, в связи с чем исковые требования прокурора о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка с кадастровым номером <1>, заключенного 27.02.2015 между ответчиками, подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования прокурора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения ФИО5 в пользу РФ в лице уполномоченного органа – МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, суд приходит к следующему.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», спаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации может также обратиться прокурор.

Пунктом 1 статьи 302 ГК РФ установлено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Согласно ст.ст. 125, 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Его территориальным органом на территории Республики Хакасия является МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, которое осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (Положение о МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 №455).

Поскольку земельный участок с кадастровым номером <1> выбыл из владения в нарушение действующего законодательства помимо воли Российской Федерации, и находится в чужом незаконном владении ФИО5, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, исковые требования прокурора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения ФИО8, а также о возложении на последнего обязанности передать данный земельный участок в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа – МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва подлежит удовлетворению.

Последствием истребования указанного земельного участка является исключение из ЕГРН записей регистрации о постановке земельного участка на кадастровый учет, о праве аренды данного земельного участка за ФИО5 со снятием земельного участка с кадастрового учета.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, в связи с чем находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковое заявление прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района», ФИО5 о признании недействительным договора аренды земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, об исключении из единого государственного реестра недвижимости записи регистрации удовлетворить.

Признать недействительным договор аренды земельного участка от 27.02.2015 № 127/349, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района и ФИО5, в отношении земельного участка с кадастровым номером <1>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО5 земельный участок с кадастровым номером <1>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать ФИО5 передать земельный участок с кадастровым номером <1>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <1>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <1>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также запись регистрации о праве аренды данного земельного участка за ФИО5.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца с момента его вынесения в окончательном варианте путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Судья Аскизского районного суда И.М. Петров

Мотивированное решение изготовлено и подписано 06.08.2018

Судья Аскизского районного суда И.М. Петров

КОПИЯ ВЕРНА

Судья: И.М. Петров