ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-271/2021 от 16.09.2022 Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

16 сентября 2022 года <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> РСО-Алания в составе председательствующего судьи Аликова В.Р.,

с участием:

ст. помощника прокурора <адрес>ФИО5,

представителя <данные изъяты>ФИО6,

представителя Правительства РСО-Алания ФИО7,

представителя Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания ФИО8,

представителя Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания ФИО9,

представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО10,

представителя ПАО «Электроцинк» ФИО2,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты><данные изъяты> к <данные изъяты> об обязании оформить в муниципальную собственность земельный участок, провести на земельном участке работы по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде, и ликвидации данного объекта, и последствий их негативного воздействия на окружающую среду, в том числе создающие угрозу жизнедеятельности человека,

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> обратился в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:

1. Обязать <данные изъяты> в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 15:09:0011302:11, расположенный по адресу: <адрес>

2. Обязать <данные изъяты> в течении 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу провести на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0011302:11, расположенном по адресу: <адрес>, работы по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, ликвидации данного объекта (объектов) и последствий их негативного воздействия на окружающую среду, в том числе создающих угрозу жизнедеятельности человека.

3. Обязать Правительство РСО – Алания в течении 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу провести на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0011302:11, расположенном по адресу: <адрес>, работы по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, ликвидации данного объекта (объектов) и последствий их негативного воздействия на окружающую среду, в том числе создающих угрозу жизнедеятельности человека.

4. Обязать АМС <адрес> при выявлении на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0011302:11, расположенном по адресу: <адрес>, объектов (объекта) накопленного вреда окружающей среде, направить в течении 30 дней с момента выявления и оценки объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения их в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

5. Обязать Правительство РСО – Алания при выявлении на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0011302:11, расположенном по адресу: <адрес>, объектов (объекта) накопленного вреда окружающей среде, направить в течении 30 дней с момента выявления и оценки объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения их в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В обоснование заявленных требований было указано на то, что <адрес> во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка по информации главы АМС <адрес> по факту производства земельных работ по вывозу лежалого клинкера работниками ПАО «Электроцинк» с земельного участка с кадастровым номером 15:09:001302:11, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на основании Государственного акта на право пользования землей № А-1 от ДД.ММ.ГГГГ, Владикавказским городским Советом народных депутатов Северо-Осетинской ССР заводу «Электроцинк» в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 35,5 га для строительства очистных сооружений и хранений промышленных отходов на основании решения ГИКа от ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Электроцинк». Основанием для регистрации послужили решения Комитета по управлению государственным имуществом СОАССР от ДД.ММ.ГГГГ о приватизации завода «Электроцинк» и свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ на право учредителя предприятия. Учредителем являлся Комитет по управлению имуществом СОАССР.

Организационно-правовые основы приватизации регулировались Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

По материалам межевых работ, выполненных ОАО «Электроцинк», в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», земельный участок категории земель населенных пунктов площадью 325 909 кв.м., предназначенный для содержания и эксплуатации очистительных сооружений и хранилища промышленных отходов ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый .

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновении, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания также актов на момент издания.

Согласно Распоряжению Министерства имущественных отношений РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Земельным кодексом РФ, постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в постановление Правительства РСО – Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях Министерства имущественных отношений РСО – Алания по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю», а также на основании письма и.о. генерального директора ОАО «Электроцинк» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) и заявления ФИО4 (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), поступившего после предварительной и заблаговременной публикации информации о наличии земельного участка для предоставления его в аренду, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Открытого акционерного общества «Электроцинк» земельным участком, расположенным по адресу: РСО – Алания, <адрес> земельный участок, очистные сооружения, площадью 15,2570 га, предоставлены ФИО4 в аренду сроком на 3 года для размещения опытной установки по переработке лежалого клинкера.

Как следует из указанного распоряжения ФИО4 обязан был установить границы земельного участка на местности и поставить его на государственный кадастровый учет, в недельный срок после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет заключить с Минимуществом РСО – Алания договор аренды земельного участка и зарегистрировать его в Государственном учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по РСО – Алания.

Вместе с тем указанное распоряжение исполнено не было, переход права собственности на земельный участок между ОАО «Электроцинк» и Министерством государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, а также между Министерством государственного имущества и земельных отношений РСО – Алания и ФИО4 не произошел.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 15,2570 га, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 15:09:011302:0011. При этом право собственности за этим участком никем не зарегистрировано.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 17,3339 га поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 15:09:011302:0012 и тогда же на него зарегистрировано право собственности за ОАО «Электроцинк» (ПАО «Электроцинк»).

Указанные земельные участки ранее составляли единый земельный участок с кадастровым номером 15:09:011302:001.

Земельные участки, не отнесенные в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ ни к одной из форм собственности, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа и городского поселения (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ).

Однако право собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:09:011302:0011 до настоящего времени за АМС <адрес> так и не зарегистрировано, что препятствует законному использованию, распоряжению и хозяйственной деятельности юридических лиц на нем.

Как следует из оценки требований безопасности и охраны окружающей среды, клинкер является пожаро-взрывобезопасным веществом, поверхность кусков клинкера представляет из себя оплавленную поверхностную корку, которая при хранении и транспортировании клинкера, с присущей ему влажностью, препятствует его распылению в окружающую среду. Клинкер не относится к опасным грузам, классифицируемым по ГОСТ-19433, и поэтому к его транспортированию не предъявляются требования, обусловленные этим стандартом. Клинкер представляет собой сыпучий полуспекшийся материал, получаемый в качестве остатка при вельцевании свинцово-цинковых материалов и является химически нейтральным, пожаро и взрывобезопасным веществом, которое в атмосферных условиях не может разлагаться с выделением пожаро-взрывоопасных продуктов, образовывать с водой токсичных соединений и вызывать коррозию металлов, и не является опасным грузом, Клинкер содержит вредные вещества - железо в виде ферритов и металла, углерод в виде коксовой пыли, диоксид кремния, сульфиды меди, особенности воздействия которых на организм человека относится к классу опасности IV по ГО 243005.

Таким образом, в результате многолетней промышленной деятельности (свинцово-цинковое производство) произошло формирование объекта накопленного экологического вреда, распространенного не только в пределах земельного участка с кадастровым номером 15:09:0011302:11, но и за его пределами на территории <адрес>.

Постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Охрана окружающей среды» на 2020-2025 годы» рекультивация отвалов свинцово-цинкового производства на северо-восточной окраине <адрес> включена в Перечень ведомственных целевых программ (подпрограмм), основных мероприятий и мероприятий государственной программы.

Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии РСО – Алания для достижения целей проведения рекультивации отвалов свинцово-цинкового производства на северо-восточной окраине <адрес> в рамках реализации Федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология», данный объект должен быть признан объектом накопленного экологического вреда прошлых лет и включен в «Государственный реестр объектов накопленного вреда»,

Министерством природных ресурсов и экологии РСО – Алания получен ответ из АМС <адрес>, что указанный земельный участок на основании Государственного акта на пользование землей А-1 был предоставлен в постоянное бессрочное пользование заводу «Электроцинк», в связи с чем вопрос по утилизации отвалов лежалого клинкера будет рассматриваться после установления принадлежности земельного участка, на котором он расположен.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав,

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу ст. 8 указанного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления,

В соответствии со ст. 80.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является ФИО1; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» государственный реестр ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.

В соответствии с пунктами 5, 6 данных Правил Заявление о включении государственный реестр представляется заявителем в письменной форме Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Под заявителями в настоящих Правилах понимаются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 статьи 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Ввиду допускаемого бездействия до настоящего времени органами государственной власти РСО – Алания не проведена оценка данного объекта накопленного вреда окружающей среде, меры по включению объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда не приняты.

В результате, загрязненная почва продолжает оказывать негативное воздействие на окружающую среду несмотря на то, что ПАО «Электроцинк» не осуществляет деятельность около двух лет.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в частности относится принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей; право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно статьям 12, 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ст. 14 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культур-технических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Согласно указанным правилам, загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

- переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;

- используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;

- используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.

В рассматриваемом случае специальное обследование загрязненных земель целесообразно необходимо осуществить в рамках проведения работ по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, поскольку земля (почвы) является одним из компонентов природной среды, подвергшимся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности ПАО «Электроцинк».

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральном органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.

В соответствии со статьей 1 Республиканского Конституционного закона от 28,05, 1996 «О Правительстве Республики Северная Осетия – Алания» Правительство РСО – Алания является коллегиальным органом исполнительной власти РСО – Алания.

Кроме того, согласно статье 12 Закона , Правительство РСО-Алания руководит работой министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти РСО – Алания и контролирует их деятельность. Министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти РСО-Алания подчиняются Правительству РСО-Алания и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Статьей 18 Закона определены полномочия Правительства РСО – Алания в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; координирует деятельность государственных органов, объединений, предприятий, независимо от форм собственности, по проведению общереспубликанской политики в решении вопросов охраны окружающей среды, рационального использования и охраны природных ресурсов, экологической безопасности и природопользования, внедрения экологически чистых и безотходных технологий; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РСО-Алания; осуществляет деятельность по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.

Таким образом, Министры и возглавляемые ими министерства, в том числе Министерство природных ресурсов и экологии РСО-Алания, входят в структуру исполнительного органа государственной власти РСО-Алания, управляются Правительства РСО-Алания и подотчетны ему.

В соответствии с п.п. 1, 6 Постановления Правительства РСО – Алания от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РСО-Алания, Минприроды РСО-Алания является органом исполнительной власти РСО-Алания, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны атмосферного воздуха, недропользования, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, лесных отношений, водных отношений на территории РСО - Алания, а также исполнение отдельных полномочии РФ в области лесных отношений, водных отношений, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, переданных для осуществления органам государственной власти РСО – Алания.

В силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

С учетом изложенного, реализация мероприятий по экологической безопасности отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

В соответствии с п. 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя:

а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий;

б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда;

в) согласование и утверждение проекта;

г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда;

д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

С учётом изложенного Правительством РСО-Алания и АМС <адрес> допущено бездействие, выраженное в неисполнении обязанности по выявлению, оценке и учёту объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПАО «Электроцинк», а также в непринятии мер по организации специального обследования земель, подвергшихся загрязнению, предусмотренных ст.ст. 80.1, 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 14 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в соответствии со ст. 80.1, 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вопросы выявления и оценки объекта накопленного вреда, а также организации работ по его ликвидации относится к совместному ведению органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Законодательство не содержит норм, разграничивающих компетенцию указанных уровней власти при решении данного вопроса. Поэтому предъявление требований к единственному ответчику (АМС <адрес>) невозможно и может привести к невозможности исполнения решения суда.

При этом органы прокуратуры республики не вмешиваются в вопрос распределения ролей ответчиков при исполнении решения суда. Для прокуратуры в данном случае важен результат – оценка объекта накопленного вреда и его дальнейшая ликвидация (рекультивация).

Основным условием для правильной реализации работ по экологической реабилитации нахождение земельного участка в собственности публично-правового образования (муниципального, регионального, федерального). Уровень публично-правового образования значения для вопроса экологической реабилитации не имеет.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании, старший помощник прокурора <адрес>ФИО5, уточненные исковые требования, а также доводы, приведённые в их обоснование, поддержала в полном объеме и просила суд иск удовлетворить.

В судебном заседании, представитель АМС <адрес>ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования в части обязания АМС <адрес> в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 15:09:0011302:11, расположенный по адресу: <адрес> и в течении 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу провести на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0011302:11, расположенном по адресу: <адрес>, работы по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, ликвидации данного объекта (объектов) и последствий их негативного воздействия на окружающую среду, в том числе создающих угрозу жизнедеятельности человека признал, с доводами, приведёнными в их обоснование согласился. При этом также указал, что последствия признания иска, предусмотренные положениями статьи 39 ГПК РФ и статьи 173 ГПК РФ, ему известны и понятны.

В судебном заседании, представитель Правительства РСО-Алания ФИО7, действующий на основании доверенности от 07. 70.2022 г., исковые требования прокурора <адрес> не признал в полном объеме.

При этом в ходе рассмотрения настоящего дела обратился к суду с письменным отзывом, приобщенным к материалам настоящего дела, в котором было указано на то, что

доказательств того, что спорный земельный участок вошел в перечень земельных участков, относящихся к собственности РСО-Алания, истцом не представлено.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, право государственной собственности на земельные участки было разграничено между Российской ФИО1, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Частью 2 статьи 18 Земельного кодекса РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По данным единого государственного реестра недвижимости право собственности республики, муниципального образования либо иного лица на земельный участок из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для размещения опытной установки по переработке лежалого клинкера» с кадастровым номером 15:09:0011302:11, площадью 152 570 кв. м, адрес (местоположения): РСО-Алания, <адрес>, очистные сооружения, не зарегистрировано.

В судебном заседании, представитель Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагал исковые требования прокурора <адрес> подлежащими оставлению без удовлетворения.

В судебном заседании, представитель Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания ФИО9, поддержал позицию представителя Правительства РСО-Алания и полагал исковые требования прокурора <адрес> подлежащими оставлению без удовлетворения.

В судебном заседании, представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО10, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагал исковые требования прокурора <адрес> подлежащими оставлению без удовлетворения.

В судебном заседании, представитель ПАО «Электроцинк» ФИО2, полагал исковые требования прокурора <адрес> подлежащими оставлению без удовлетворения по п.3 и п.4 в части указания на факт образования накопленного вреда в результате прошлой экономической деятельности ПАО «Электроцинк».

В судебное заседание представитель Управления Росреестра по РСО-Алания, извещённый судом в установленном законом порядке, не явился.

Суд, с учетом вышеизложенного и при наличии сведений об извещении участников гражданского процесса о времени месте судебного разбирательства по правилам статей 113-116 ГПК РФ, с учетом мнения представителей сторон и третьих лиц, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по РСО-Алания.

Суд, заслушав доводы старшего помощника прокурора, признание иска представителем АМС <адрес>, мнение представителей третьих лиц, исследовав материалы настоящего дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, согласно ст.ст.56-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства, находит исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ Законодатель относит регулирование особенностей оборота земель к предмету земельного законодательства. Земля.. . может отчуждаться или переходить от одного лица к другому, в той мере в какой их оборот допускается законами о земле. Земельный кодекс предусматривает порядок приобретения права на земельный участок.

Согласно ч.1 статьи 5 Земельного кодекса РФ - участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, ФИО1, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Как усматривается из положений абзаца 1 статья 28 Земельного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ N 1103-1) предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

При этом согласно абзацу 1 статьи 83 Земельного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ N 1103-1) Землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом были установлены следующие обстоятельства.

Так, на основании Государственного акта на право пользования землей № А-1 от ДД.ММ.ГГГГ, Владикавказским городским Советом народных депутатов Северо-Осетинской ССР заводу «Электроцинк» в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 35,5 га для строительства очистных сооружений и хранений промышленных отходов на основании решения ГИКа от ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Электроцинк». При этом основанием для регистрации послужили решения Комитета по управлению государственным имуществом СОАССР от ДД.ММ.ГГГГ о приватизации завода «Электроцинк» и свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ на право учредителя предприятия. Учредителем являлся Комитет по управлению имуществом СОАССР.

Земельный участок категории земель населенных пунктов, площадью 325 909 кв.м., предназначенный для содержания и эксплуатации очистительных сооружений и хранилища промышленных отходов, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и ему был присвоен кадастровый .

Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как было указано в абзаце 2 части статьи 6 Земельного кодекса РФ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно Распоряжению Министерства имущественных отношений РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Земельным кодексом РФ, постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в постановление Правительства РСО – Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях Министерства имущественных отношений РСО – Алания по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю», а также на основании письма и.о. генерального директора ОАО «Электроцинк» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) и заявления ФИО4 (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Электроцинк» земельным участком, расположенным по адресу: РСО – Алания, <адрес> земельный участок, очистные сооружения, площадью 15,2570 га, для предоставления ФИО4 в аренду сроком на 3 года для размещения опытной установки по переработке лежалого клинкера.

Как следует из данного распоряжения ФИО4 был обязан установить границы земельного участка на местности и поставить его на государственный кадастровый учет, в недельный срок после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет заключить с Минимуществом РСО – Алания договор аренды земельного участка и зарегистрировать его в Государственном учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по РСО – Алания.

Однако указанное распоряжение исполнено не было, переход права собственности на земельный участок между ОАО «Электроцинк» и Министерством государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, а также между Министерством государственного имущества и земельных отношений РСО – Алания и ФИО4 не произошел.

Земельный участок, площадью 17,3339 га был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 15:09:011302:0012 и той же датой на него было зарегистрировано право собственности ОАО «Электроцинк» (ПАО «Электроцинк»).

В свою очередь земельный участок, площадью 15,2570 га был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 15:09:011302:0011. При этом право собственности на данный земельный участок никем не зарегистрировано.

При этом как усматривается из Акта административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Управлением Росреестра по РСО-Алания, в ходе проведенного административного обследования земельного участка с кадастровым номером 15:09:011302: 11 площадью 152 570 кв. метров расположенного по адресу: <адрес> было установлено, что на нем в полном объеме размещены отходы металлургической промышленности – клинкер. На данном земельном участке ведется разработка лежалого клинкера путем его перемещения и погрузки и транспортировки для последующей перегрузки на железнодорожный транспорт, который располагается на соседнем земельном участке с КН 15:09:011302:12.

При этом следует иметь в виду, что клинкер представляет собой сыпучий полуспекшийся материал, получаемый в качестве остатка при вельцевании свинцово-цинковых материалов и является химически нейтральным, пожаро и взрывобезопасным веществом, которое в атмосферных условиях не может разлагаться с выделением пожаро-взрывоопасных продуктов, образовывать с водой токсичных соединений и вызывать коррозию металлов, и не является опасным грузом, Клинкер содержит вредные вещества - железо в виде ферритов и металла, углерод в виде коксовой пыли, диоксид кремния, сульфиды меди, особенности воздействия которых на организм человека относится к классу опасности IV по ГО 243005.

Из Акта проверки №В-225/022 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Управлением Росприроднадзора по РСО-Алания следует, что в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Электроцинк», утвержденным в 2001 г. предприятию принадлежало 2 площадки отвалов клинкера. Одна площадка находится на территории завода, вторая - на территории собственных очистных сооружений – земельный участок с кадастровым номером 15:09:011302:11 площадью 152 570 кв. метров (на момент проведения обследования объем размещённого клинкера- 1 832 тыс. тонн).

Таким образом отходы клинкера 3-го класса опасности (по ФККО) в объеме 1 832 тыс. тонн были размещены на земельном участке с кадастровым номером 15:09:011302:11, право на который ОАО «Электроцинк» не зарегистрировало.

Как усматривается из Решения Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по Делу , оставленного без изменения Постановлением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ расположенный на участке (земельный участок с кадастровым номером 15:09:011302:11) лежалый клинкер ранее не принадлежал ОАО «Электроцинк». В отношении указанного клинкера отсутствует информация о дате и источнике его образования.

Отвалы лежалого клинкера имелись на земельном участке с 1954 года, что следует из Государственного акта на право пользования землей 1992 года. То есть земельный участок передавался ОАО «Электроцинк» с отвалами, расположенными на нем, в загрязненном состоянии. В составе приватизируемого имущества «лежалый клинкер» не передавался; права на него у ОАО «Электроцинк» не возникли.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу положений статьи 80.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления,

При этом оценка объекта накопленного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии со статьей 80.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» государственный реестр ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.

Таким образом, судом было достоверно установлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:09:011302:11 площадью 15,2570 га, расположенного по адресу: РСО – Алания, <адрес>, право собственности не зарегистрировано.

При этом, на данном земельном участке отсутствуют здания, строения и сооружения, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Данный земельный участок не был предоставлен органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Частью 2 статьи 18 Земельного кодекса РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в части возложения на Правительство РСО-Алания обязанности оформить в собственность данный земельный участок, провести на нем работы по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде, и ликвидации данного объекта, и последствий их негативного воздействия на окружающую среду.

В свою очередь исковые требования прокурора <адрес> в части возложения на АМС <адрес> обязанности оформить в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 15:09:011302:11 площадью 15,2570 га, расположенного по адресу: РСО – Алания, <адрес>, провести на нем работы по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде, и ликвидации данного объекта, и последствий их негативного воздействия на окружающую среду, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями части 1 ст.56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

Ответчик – АМС <адрес>, в лице ФИО6, действующего в рамках указанных в доверенности полномочий, обстоятельства, на которых сторона истца основывала свои требования, были признаны полностью, в силу чего суд посчитал их установленными и доказанными.

Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии с ч.1 ст.173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Ответчиком - АМС <адрес> признание иска в части было выражено в адресованном суду заявлении в устной форме, которое было зафиксировано в протоколе судебного заседания.

При этом, в данном заявлении указывается на положения ч.1 статьи 173 ГПК РФ, предоставляющим ответчику право признать иск.

Таким образом, суд приходит к убеждению о том, что ответчику известны и понятны последствия признания иска.

В силу ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

По причине того, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, право представителя ответчика ФИО6 на признание иска специально оговорено в доверенности на его имя, суд принимает указанное признание иска.

Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу положений статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (статья 131 ГК РФ).

Основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования <данные изъяты> об обязании принять в собственность земельный участок, - удовлетворить в части.

Обязать <данные изъяты> в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законной силу оформить в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу провести на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, работы по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде, и ликвидации данного объекта, и последствий их негативного воздействия на окружающую среду, в том числе создающие угрозу жизнедеятельности человека.

Обязать <данные изъяты> при выявлении на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, объектов накопленного вреда окружающей среде, направить в течение 30 дней с момента выявления и оценки объекта накопленного вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения их в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Исковые требования прокурора <адрес> к <данные изъяты> об обязании РСО - Алания в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, провести на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, работы по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде, ликвидации данного объекта, и последствий негативного воздействия на окружающую среду, в том числе создающих угрозу жизнедеятельности человека, обязании Правительство РСО-Алании при выявлении на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0011302:11 по адресу: <адрес> объектов накопленного вреда окружающей среде, направить в течение 30 дней с момента выявления и оценки объекта накопленного вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения их в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья В.Р. Аликов