Дело №2-272/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Покровск 13 августа 2018 года
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Сыроватской О.И., единолично,
с участием представителя истца по доверенности ФИО6, ФИО7,
ответчика ФИО8,
при секретаре Постниковой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» к ФИО8 о взыскании необоснованно полученных в качестве субсидии средств,
установил:
ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» обратилось в Хангаласский районный суд РС (Я) с иском к ФИО8 о взыскании необоснованно полученных в качестве субсидии средств,
В обоснование своих исковых требований истец указал на то, что с 2011г. истец предоставляет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ФИО8, проживающей по адресу: <адрес>. Территориальной службой была проведена проверка предоставленных ответчиком документов, в ходе которой выяснилось, что сотрудник допустил ошибку при оформлении: при расчете совокупного дохода семьи не запросил и не учел доходы супруга ответчика. Согласно свидетельству о заключении брака, ответчик с 18.08.2011г. состоит в зарегистрированном браке. Будучи в браке, ответчик подала заявление о взыскании алиментов на своего супруга, по которому было возбуждено исполнительное производство. Ответчик, являясь получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с 01.01.2014г. по декабрь 2015г. предоставлял истцу справки о размере взыскиваемых алиментов на детей, вместо доходов супруга. Сотрудником службы было принято решение о приостановлении предоставления субсидии с 01.01.2014г. по 31.12.2015г.. Ответчик предупреждена о необходимости предоставления справки о доходах супруга. По истечении месяца ответчик не представила справки, в связи с чем было принято решение об отказе в предоставлении субсидии за период с 01.01.2014г. по 31.12.2015г. В июле 2016г. ответчик получила право на предоставление субсидии с 01.07.2016г. по 31.12.2016г., расчет субсидии производился на основании размера алиментов, доходы супруга не были предоставлены. В октябре 2016г. территориальная служба выявила дополнительный доход (пенсия по инвалидности и ежемесячные социальные выплаты на ЖКУ) у супруга ответчика и пересчитала размер субсидии за июль-декабрь 2016г. сумма задолженности составила 133 722,47 руб., из них 28 779,42 руб. погашена за счет субсидии за период с июль-декабрь 2016г., итого задолженность ответчика составила 104 943,05 руб. На продление в предоставлении субсидии ответчик не явилась в связи с чем выписано требование о возврате необоснованно полученных субсидий. Просят взыскать с ответчика необоснованно полученные в качестве субсидии денежные средства в размере 104 943,05 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 3299 руб..
В судебном заседании представитель истца ФИО6, ФИО7 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и ссылаясь на те же доводы просят иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО8 заявленные исковые требования не признала, указывая на то, что она является малоимущей, в этом случае виновата специалист.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно ч.2 ст.159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Согласно пп. б, в п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии, в том числе: изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии), представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно п. 50 Правил в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
Пунктом 49 названных Правил предусмотрено, что в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу п. 48 Правил получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
В п. 61 Правил указано, что возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством РФ.
Из Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016, следует, что расхождение между размером доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи на момент подачи заявления о предоставлении субсидий от фактического (истинного) размера таких доходов, выявленного уполномоченным органом в течение периода предоставления субсидии самостоятельно или на основании представленных получателем субсидии уполномоченному органу документов, подтверждающих события, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 60 Правил (пункт 48 Правил) рекомендуется считать основанием для прекращения предоставления субсидии, если при перерасчете такие расхождения повлекли утрату права на получение субсидии (п. 106).
На основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из материалов дела, ответчик ФИО8 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Состоит в зарегистрированном браке с ФИО1, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-CH № от ДД.ММ.ГГГГ., имеет на иждивении <данные изъяты> детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. (свидетельство о рождении I-CH № от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство о рождении I-CH № от ДД.ММ.ГГГГ.). А также имеет <данные изъяты> дочь ФИО4
Начиная с 2011г. ответчик ФИО8 является получателем субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Так, на основании письменных заявлений и представленных документов и решений истца, ФИО8 предоставлялась субсидия в период с 01.01.2014г. по 30.06.2014г., 01.07.2014г. по 31.12.2014г., 01.01.2015г. по 30.06.2015г., 01.07.2016г. по 31.12.2016г. Данное обстоятельство стороной ответчика в судебном заседании не оспаривается. Так, из служебной записки начальника службы адресных субсидий на КУ по Хангаласскому улусу ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» ФИО5 от 04.10.2016г. следует, что ФИО8, зарегистрированная по адресу: <адрес>, оформляет субсидию начиная с 2011г., изначально была ошибка сотрудника службы <адрес> в том, что не была истребована справка о составе семьи, предоставлялась только справка формы 3. Фактически ФИО8 с августа 2011г. официально состоит в браке с ФИО1, который зарегистрирован по адресу: <адрес>. Будучи в браке, ФИО8 подала на ФИО1 заявление в ФССП о назначении алиментов на содержание 2-х <данные изъяты> детей, по которому назначено исполнительное производство №2-854/2011 с 18.08.2011г. Также имеется постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 19.12.2011г. При сдаче документов на продление субсидии ФИО8 за все вышеуказанные периоды предоставления субсидии вместо доходов супруга предоставляла справки о размере алиментов на детей. Ошибка была обнаружена в июле 2016г. о чем ФИО8 была предупреждена о необходимости предоставления в течение 1 месяца доходов супруга за предыдущие периоды оформления субсидии. 19.07.2016г. сотрудником службы было принято решение о приостановлении предоставления субсидии с 01.01.2014 по 31.12.2015г.г. Через месяц 19.08.2016г. доходы супруга не были предоставлены заявителем и сотрудник службы принял решение об отказе в предоставлении субсидии за период с 01.01.2014-по 31.12.2015г.г. В июле 2016г. ФИО8 получила право на предоставление субсидии. В связи с отсутствием ответа на запрос от ФССП о назначении или окончании исполнительного производства, в расчет субсидии была принята только справка о размере алиментов на <данные изъяты> детей, доходы супруга не были предоставлены. В августе 2016г. были предоставлены доходы супруга на период оформления субсидии с 01.07.2016 по 31.12.2016г.г. В связи с этим в сентябре 2016г. произведен перерасчет. Сумма субсидии с учетом последнего перерасчета составила: июль, август 2016г. по 8088,93 руб., с сентября по 8126,61 руб. ежемесячно. С августа 2016г. производятся удержания задолженности за счет начисленной субсидии за период с 01.07.2016г. по 31.12.2016г.. Заявление-согласие на погашение долга в счет начисленной субсидии заявителем не написано. В октябре 2016г. в ходе проверки было обнаружено неверное занесение доходов ФИО8, ошибка в том, что из зарплаты супруга была вычтена сумма алиментов, которые они не должны были учитывать. Также не был направлен запрос в ЦЗН о размере пособия по безработице за июнь на ФИО4 (дочь заявительницы), имеется справка с данного органа о том, что ФИО4 состояла на учете с 29.02.2016г. по 29.06.2016г..Также было обнаружено, что ФИО1 супруг заявительницы, является инвалидом 2 группы, получает пенсию и социальные выплаты с 2009г.. В связи с изменением дохода в сторону увеличения произведен перерасчет размера субсидии. Таким образом, сумма задолженности с учетом всех перерасчетов и удержаний за счет начисленной субсидии составляет 104 943, 05 руб.
Данное обстоятельство также подтверждается совокупностью следующих доказательств представленных истцом, а именно: заявлением о предоставлении субсидий ФИО8 от 09.07.2014г.; заявлением о предоставлении субсидии ФИО8 от 23.12.2014г.; заявлением о предоставлении субсидии ФИО8 от 07.07.2015г.; заявлением о предоставлении субсидий ФИО8 от 26.12.2013г.; извещением о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ с января по июнь 2014г. от 26.12.2013г.; решением о предоставлении субсидии от 12.07.2014г. ФИО8 за период с июля по декабрь 2014г.; решением о предоставлении субсидии от 15.01.2015г. ФИО8 за период с января по июнь 2015г.; решением о предоставлении субсидии от 09.07.2015г. ФИО8 за период с июля по декабрь 2015г.; решением о приостановлении предоставления субсидии от 19.07.2016г. ФИО8 начиная с 19.07.2016г. по 19.08.2016г.; решениями об отказе в приеме заявления от 19.08.2016г.; решением о перерасчете размера субсидии от 19.08.2016г. в размере 31 579,76 руб. за период с 01.07.2014г. по 31.12.2014г.; решением о перерасчете размера субсидии от 19.08.2016г. в размере 42 885,42 руб. за период с 01.01.2015г. по 30.06.2015г.; решением о перерасчете размера субсидии от 19.08.2016г. в размере 47 443,70 руб. за период с 01.07.2015г. по 31.12.2015г.; решением о перерасчете размера субсидии от 19.08.2016г. в размере 6621,67 руб. за период с 01.01.2014г. по 30.06.2014г.;
В подтверждение доходов своего супруга ФИО1, истцом ФИО8 были представлены справки о размере алиментов удерживаемых из его заработной платы. Так, согласно справке <данные изъяты> от 24.12.2013г. №3408 ФИО8 являлась получателем алиментов в <данные изъяты> и сумма за последние 6 месяцев составила 46110 руб.; справке <данные изъяты> от 01.07.2014г. №424 ФИО8 являлась получателем алиментов в <данные изъяты> и сумма за последние 6 месяцев составила 55 332 руб.; справке <данные изъяты> от 04.12.2014г. №940 ФИО8 являлась получателем алиментов в <данные изъяты> и сумма за последние 6 месяцев составила 455332 руб.; справке <данные изъяты> от 03.07.2015г. №396 ФИО8 являлась получателем алиментов в <данные изъяты> и сумма за последние 6 месяцев составила 55 332 руб.; справке <данные изъяты> ФИО8 являлась получателем алиментов в <данные изъяты> и сумма за последние 6 месяцев 2016г. составила 55332 руб.;
Между тем, постановлением судебного пристава-исполнителя Хангаласского РОСП УФССП РФ по РС(Я) от 19.12.2011г., исполнительное производство №3745/11/34/14, возбужденное 19.09.2011г. о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО8 алиментов на содержание <данные изъяты> детей, было окончено в связи с поступлением заявления взыскателя об окончании исполнительного производства.
Иных сведений о доходах своего супруга, ответчик не представляла. Однако, истцом было установлено, что супруг ответчика ФИО8 –ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости, что подтверждается справками Пенсионного фонда РФ от 12.10.2016г.
В связи с установленными обстоятельствами, 19.07.2016г. истцом принято решение о приостановлении предоставления субсидии ФИО8 начиная с 19.07.2016г. по 19.08.2016г. до получения подтверждающих документов, которое было получено ответчиком 21.07.2016г. Однако, в установленный срок ответчиком ФИО8 сведения о доходах своего супруга представлены не были.
21.10.2016г. в адрес ФИО8 направлено требование о возврате необоснованно полученных сумм субсидий. Однако, в добровольном порядке требования истца ответчиком не исполнены.
Размер необоснованно полученной ответчиком субсидии за период с 01.01.2014г. по 31.12.2015г. составляет 104 943,05 руб., что стороной ответчика фактически не оспаривается и подтверждается представленными истцом платежными поручениями за указанный период. Проверив правильность представленного истцом расчета, суд признает его обоснованным и арифметически верным.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возврат получателем добровольно или в судебном порядке денежных средств, необоснованно полученных в качестве субсидии, допускается при условии, если изменение размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи повлекло утрату права на получение субсидии. Во всех иных случаях необоснованно полученные в качестве субсидии средства могут быть засчитаны в счет будущей субсидии.
В то же время в случае прекращения выплаты субсидии после выявления факта предоставления недостоверных сведений о размере совокупного дохода семьи получателя возврату в бюджет подлежит лишь необоснованно полученная сумма, т.е. разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления достоверных сведений о размере совокупного дохода семьи получателя субсидии и суммой субсидии, фактически начисленной и выплаченной получателю.
Так как принятие уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в конкретном размере зависит от размера совокупного дохода семьи заявителя и достоверности предоставляемых об этом доходе сведений, ФИО8 сообщив не соответствующие действительности сведения о размере ежемесячного дохода своего супруга, и соответственно о совокупном доходе семьи, получила из республиканского бюджета денежные средства в виде субсидии без установленных законом оснований, то есть на стороне ответчика имело место неосновательное денежное обогащение.
Вместе с тем в случае предоставления достоверных сведений о совокупном доходе семьи ФИО8 в период с 01.01.2014г. по 31.12.2015г. включительно все равно имела право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но в меньшем размере, чем ей было начислено и выплачено в указанный период.
При этом, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по своему характеру является дополнительной мерой социальной поддержки граждан, не относится к денежным суммам, предоставляемым гражданам в качестве средства к существованию, что исключает применение к спорным правоотношениям положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ.
Принимая во внимание выше приведенные нормы закона, и с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о взыскании необоснованно полученных сумм субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг за спорный период, поскольку вследствие не предоставления ответчиком сведений о доходах супруга (о получении заработной платы, пенсии) ей необоснованно начислялись и выплачивались суммы субсидии в завышенном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии.
Таким образом, заявленные исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При таких обстоятельствах, с ответчика также подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, то есть в размере 3299 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» к ФИО8 о взыскании необоснованно полученных в качестве субсидии средств–удовлетворить.
Взыскать с ФИО8 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» сумму необоснованно полученной в качестве субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.01.2014г. по 31.12.2015г. средств в размере 104 943 рублей 05 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 299 рублей, а всего 108 242 (Сто восемь тысяч двести сорок два) рубля 05 коп.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Сыроватская О.И.
Решение в окончательной форме составлено 13 августа 2018 года.