ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2737/2016 от 14.12.2016 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2016 года г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Клепиковой Е.А.,

при секретаре Егорцевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления труда и занятости населения <адрес> к К.Р.Н. о взыскании денежных средств (суммы гранта),

установил:

Управление труда и занятости населения <адрес> обратилось в суд с иском к К.Р.Н. о взыскании денежных средств (суммы гранта) в размере 250000 руб., указав, что Управление труда в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2013г. № 1057 «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы» и от 01.07.2009г. № 780 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора проектов на получение грантов субъектами малого предпринимательства в Тамбовской области» заключило с ответчиком договор об оказании государственной поддержки в виде гранта от ДД.ММ.ГГГГ., согласно условиям которого истец предоставил ответчику, как победителю конкурсного отбора проектов на получение грантов начинающими субъектами малого предпринимательства в <адрес>, финансовые средства в виде гранта, в размере 250000 руб. В силу условий договора ответчик обязался организовать предпринимательскую деятельность (разведение и выращивание овец) в соответствии с бизнес-планом, представленным для получения государственной поддержки в виде гранта, а также ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Управление отчет об использовании (неиспользовании) гранта с приложением копий финансовых документов, подтверждающих целевое использование средств гранта. Получив грант ДД.ММ.ГГГГ., ответчик не представил в Управление указанный отчет, что свидетельствует о нецелевом использовании им суммы гранта, в связи с чем средства гранта подлежат возврату. Управление неоднократно направляло ответчику письменные требования о предоставлении соответствующего отчета, а в случае документального неподтверждения использования (неиспользования) данных средств гранта, возвратить их в Управление, однако требования остались без удовлетворения. Просит взыскать сумму гранта с ответчика.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено Управление Федерального казначейства по <адрес>.

Истец Управление труда и занятости населения <адрес> в судебное заседание не явилось, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования поддерживает. Ранее в судебном заседании, представитель истца по доверенности Д.Р.Д. суду пояснил, что денежные средства в размере 250000 руб. выдавались К.Р.Н. как физическому лицу, а не как индивидуальному предпринимателю. Полученные ответчиком денежные средства принадлежат федеральному бюджету, Управление труда выступало как главный распорядитель гранта.

Ответчик К.Р.Н. в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени слушания дела неоднократно извещался, в связи с тем, что адресат не являлся за получением извещения и истечением сроков хранения судебных извещений, они возвращались в адрес суда. П. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015г. N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняет, что по смыслу п.1 ст.165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт1 статьи165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п.1 ст.20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

При этом, все предусмотренные ГПК РФ меры по надлежащему извещению ответчика о рассмотрении дела судом приняты. Суд считает, что ответчики извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Возражений ответчики по существу требований суду не представили. На основании изложенного, с учётом положений ч.1 ст.233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данный иск в порядке заочного производства. Возражений ответчик по существу требований суду не представил.

Третье лицо Управление Федерального казначейства по Тамбовской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Рассмотрев дело, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В силу ст.38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления администрации Тамбовской области от 24.09.2013г. № 1057 «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы» и от 01.07.2009г. № 780 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора проектов на получение грантов субъектами малого предпринимательства в Тамбовской области» Управление труда заключило с ответчиком договор от ДД.ММ.ГГГГ об оказании государственной поддержки в виде гранта, согласно условиям, которого истец предоставил ответчику, как победителю конкурсного отбора проектов на получение грантов начинающими субъектами малого предпринимательства в Тамбовской области, финансовые средства в виде гранта, в размере 250000 руб.

Грант был предоставлен на софинансирование затрат в соответствии с представленными бизнес-планом "Разведение и выращивание овец".

Согласно п. п. 2.1.2., 2.1.5 договора ответчик взял на себя обязательство организовать предпринимательскую деятельность (разведение и выращивание овец) в соответствии с бизнес-планом, представленным для получения государственной поддержки в виде гранта, а также ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Управление отчет об использовании (неиспользовании) гранта с приложением копий финансовых документов, подтверждающих целевое использование средств гранта.

П. 5.1 договора срок действия договора установлен сторонами до момента исполнения ими обязательств.

Управление труда исполнило свои обязательства по договору о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела надлежащим образом, средства гранта в размере 250000 руб. были предоставлены Управлением труда в соответствии с п.3.3 договора путем зачисления денежных средств на лицевой счет ответчика, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение установленных п.2.1.5 договора сроков, К.Р.Н. не предоставлял в Управление труда ежеквартальные до 10 числа месяца отчеты об использовании (неиспользовании) суммы гранта с приложением копий финансовых документов, подтверждающих целевое использование гранта.

В силу п.2.1.6 договора в случае нецелевого использовании средств гранта, ответчик обязан финансовые средства, полученные в виде субсидии возвратить на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего субсидию (Управление), до 25 декабря текущего финансового года. Невозвращенные добровольно средства субсидии подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

К.Р.Н. было известно о необходимости предоставления ежеквартального отчета в Управление труда, обязался предоставить отчет и необходимые документы к нему в конце ДД.ММ.ГГГГ года, данный факт подтверждается копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела УУП ОП УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом ответчику были направлены письменные требования о предоставлении соответствующего отчета, а в случае документального неподтверждения использования (неиспользования) средств гранта, о необходимости возвратить их в Управление. Требования истца остались без удовлетворения.

Объективных и бесспорных доказательств фактического осуществления мероприятий по реализации бизнес-плана, ответчиком не представлено, как и доказательств в подтверждение целевого использования суммы гранта, опровергающих обоснованность заявленных исковых требований.

Неисполнение условий договора и бизнес-плана (проекта), на основании которых ответчику был предоставлен грант, в части выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом (овцеводство), сроков предоставления ежеквартальных отчетов об использовании (неиспользовании) государственной поддержки в виде гранта, срока возврата гранта при нецелевом использовании, расценены судом как нарушение условий договора и признаны судом в качестве оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Возражений по иску ответчиком суду не представлено, следовательно, требования истца о взыскания суммы гранта в размере 250000 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5700 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199,235 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с К.Р.Н. в пользу Управления труда и занятости населения <адрес> денежные средства (сумму гранта) в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с К.Р.Н. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5700 (пять тысяч семьсот) рублей.

Разъяснить К.Р.Н. право подать в Тамбовский районный суд <адрес> заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья- Е.А. Клепикова

Мотивированное решение составлено 19 декабря 2016