74RS0028-01-2020-004583-55
Дело №2-2738/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2020 года
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего: Ботовой М.В.,
При секретаре: Сухочевой А.А.,
Рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Копейского городского округа о взыскании премии, компенсации за просрочку, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Копейского городского округа о взыскании премии, компенсации за просрочку, компенсации морального вреда, судебных расходов, где указано, что с 110.61992 по 11.06.2020 года она состояла с ответчиком в трудовых отношениях в должности начальника отдела организации предоставления социальных услуг. 11.06.2020 года была уволена по собственному желанию. 29.06.2020 года Министерство социальных отношений Челябинской области направило письмо НОМЕР, в котором указано, что губернатором Челябинской области принято решение о выделении дополнительных средств областного бюджета на выплату премии в размере месячного фонда оплаты труда работникам управления социальной защиты населения в честь профессионального праздника-Дня социального работника.08.06.2020 года был профессиональный праздник, и в тот период она еще работала, однако, премию в размере 32213,89 рублей ей не выплатили. Просит взыскать с ответчика указанную сумму премии, компенсацию за несвоевременную выплату в размере 944,94 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, расходы за составление иска 1500 рублей.
В судебном заседании истец на требованиях настаивала, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что премия была предназначена ко дню социального работника, и на дату его празднования она являлась сотрудником Управления. Полагает, что в защиту нарушенного права должны быть применены положения Конституции РФ, декларации прав человека, а также нормы ст.2, ст.191 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагает, что в отношении нее имеет место акт дискриминации, так как другие сотрудники получили премию к профессиональному празднику.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, просила его оставить без удовлетворения, поскольку данный вид премии не предусмотрен ни трудовым договором ни локальными актами Учреждения, на дату издания приказа о премировании с ФИО1 трудовые отношения прекращены, постановлением Правительства Челябинской области не содержало в себе направление средств на выплату премии сотрудникам, письмо Министерства социальных отношений носит рекомендательный характер, решение принималось руководителем в пределах компетенции.
Представитель третьего лица администрации КГО в судебном заседании с иском не согласилась, поскольку ФИО1 уволилась 11.06.2020 года по собственному желанию, до издания соответствующего приказа руководителя Управления о премировании. Из письма Министерства социальных отношений не следует, что премия должна быть выплачена сотрудникам, состоящим в трудовых отношениях на день праздника, премия предусматривалась к выплате в честь профессионального праздника. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 ст.129 ТК РФ Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).
Согласно частей 1.2 ст.135 ТК РФ Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ч. 1 ст. 129, ст. 191 ТК РФ если премия, доплата, являются выплатами стимулирующего характера, определение конкретных размеров премии, доплаты относится к исключительной компетенции работодателя, правом работодателя, то с учетом положений ст. 8 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно определять критерии и порядок их выплаты на основании изданного им локального нормативного акта.
Установлено, что Управление социальной защиты населения администрации Копейского городского округа Челябинской области является отраслевым органом администрации Копейского городского округа с правом юридического лица. Управление является юридическим лицом, создается в форме муниципального учреждения, имеет печать с изображением герба Копейского городского округа, со своим наименованием и соответствующие бланки, счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством РФ и Челябинской области, что следует из Положения об Управлении социальной защиты населения администрации Копейского городского округа Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03.02.2010 №296-МО.
Судом установлено, что стороны в период с 11.06.1992 по 11.06.2020 состояли в трудовых правоотношениях, что подтверждается трудовой книжкой истца, трудовым договором от 23.11.2007 года, дополнительными соглашениями к трудовому договору, приказами о приеме, увольнении, личной карточкой сотрудника формы Т-2.
В обоснование доводов о взыскании премии в честь профессионального праздника-Дня социального работника, истец ссылается на постановление Правительства Челябинской области №287-п от 26.06.2020 года, которым утверждено распределение субсидии местным бюджетам на организацию работы органов управления социальной защиты населения муниципальных образований на 2020 год и на письмо Министерства социальных отношений Челябинской области НОМЕР от 29.06.2020 года, которым главам муниципальных районов рекомендовано премировать начальника и сотрудников управления социальной защиты населения в честь профессионального праздника-Дня социального работника.
Согласно приказа НОМЕР от 08.07.2020 года Управления социальной защиты населения администрации Копейского городского округа Челябинской области ранее уволенный сотрудник ФИО1 не была премирована в честь профессионального праздника.
Указанные обстоятельства подтверждаются расчетным листком, не отрицаются сторонами в ходе судебного разбирательства.
Разрешая требования истца о взыскании указанного вида премии, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.
Согласно Положения об оплате труда, премировании и оказании материальной помощи работникам Управления социальной защиты населения администрации Копейского городского округа Челябинской области, утвержденного приказом НОМЕР от 14.03.2018 года, под оплатой труда понимается денежное вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области, настоящим Положением и иными локальными нормативными актами Управления ( п.7).
Согласно п.8 Положения оплата труда работников Управления включает в себя заработную плату, состоящую из должностного оклада, надбавок и денежного поощрения, премии, единовременных выплат при предоставлении ежегодного отпуска и материальной помощи.
Разделом 6 Положения предусмотрены ежемесячная премия по итогам работы за месяц, премия за выполнение особо сложного и важного задания, проявленную инициативу и большой личный вклад в выполнение функциональных задач работника по итогам работы, которая выплачивается на основании служебной записки начальника отдела, согласованной с курирующим заместителем начальника управления, премия по случаю достижения работником возраста 50,55,60,65,70 лет ( к юбилейным датам) по приказу руководителя управления в размере 1000 рублей, а также муниципальным служащим при увольнении в связи с выходом на пенсию, при условии непрерывной службы в органах местного самоуправления городского округа не менее года непосредственно перед выходом на пенсию, единовременное поощрение.
Иных видов премии Положение об оплате труда, премировании и оказании материальной помощи работникам управления, не содержит.
Анализируя условия заключенного между сторонами трудового договора, дополнительных соглашений к нему, суд также не усматривает обязательств работодателя по выплате указанного вида премии.
Согласно раздела 3 трудового договора, работнику устанавливается должностной оклад 3960 рублей, надбавка 18% за особые условия муниципальной службы, премия и материальная помощь в зависимости от Положения о поощрении при выполнении соответствующих показателей, региональный коэффициент 15%.
Так, из дополнительного соглашения к трудовому договору НОМЕР от 08.10.2019 года следует, что стороны обоюдно согласились внести с 08.10.2019 года изменения в разделе 3 «Оплата труда», читать должностной оклад 7911 рублей в месяц, оклад за классный чин 3301 рублей. Дополнительное соглашение распространяется на правоотношения возникшие с 01.09.2019 года.
Из Положения об Управлении, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области НОМЕР от 03.02.2010 года руководитель Управления издает в пределах своей компетенции приказы, дает указания, контролирует исполнение (п.15).
Из должностной инструкции начальника управления, следует, что в его должностные обязанности входит применение к сотрудникам управления мер поощрения и взыскания ( п.8). То есть решение вопроса премирования сотрудников является компетенцией руководителя.
Проанализировав изложенное в совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика премии в честь профессионального праздника-Дня социального работника, поскольку она не является обязательной (гарантированной) выплатой, безусловной обязанностью работодателя, данный вид премии не относится к постоянной части заработной платы работников, начисляется по усмотрению руководителя.
Кроме того, доводы представителей ответчика, третьего лица заслуживают внимания, поскольку решение вопроса о премировании сотрудника входит в компетенцию руководителя Управления, и на дату издания приказа о премировании стороны в трудовых отношениях не состояли.
Доводы истца о том, что следует принять во внимание письмо Министерства социальных отношений Челябинской области о том, что данный вид премии приурочен к празднованию дня социального работника, и соответственно распространяется на указанную дату празднования, суд находит несостоятельными, в связи с неправильным толкованием норм действующего трудового законодательства.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации за нарушение сроков выплаты данного вида премии, суд пришел к следующему выводу.
Согласно статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Исходя из условий коллективного договора Управления, следует, что порядок и условия оплаты труда работников из бюджетных средств регулируются Положением об оплате труда.
Работодатель обеспечивает выплату работнику денежной компенсации при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, и других выплат, причитающихся работнику, в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки одновременно с выплатой задержанной заработной платы.
Согласно Протокола профсоюзного собрания работников Управления от 21.07.2016 года п.5.1 коллективного договора изложен в новой редакции, где указано на выплату заработной платы работникам в соответствии со ст.136 ТК РФ не реже чем каждые полмесяца. Дни выдачи заработной платы 7 и 22 числа каждого месяца.
Принимая во внимание, что истцу в удовлетворении требований о взыскании премии в честь профессионального праздника-Дня социального работника отказано, следовательно, в
удовлетворении производных требований о взыскании компенсации за задержку ее выплаты в размере 944,94 рублей, также надлежит отказать.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 30000 рублей, за незаконное лишение премии к своему профессиональному празднику, суд пришел к следующему выводу.
Согласно статьи 237 ТК РФ Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нарушения прав работника на получение премии работодателем не установлено, следовательно, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что истцу в удовлетворении требований отказано, следовательно, в силу положений ст.98 ГПК РФ в удовлетворении требований о взыскании расходов по оказанию юридических услуг в размере 1500 рублей также следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения администрации Копейского городского округа о взыскании премии в честь профессионального праздника-Дня социального работника, компенсации за просрочку ее выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Ботова М.В.