ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2743/2016 от 28.01.2016 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

дело № 2-2743/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 28 января 2016 года

Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Черных А.В.,

при секретаре Серобян И.Р.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к ДМИиЗО администрации Х о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Требования мотивирует тем, что она является собственником бани по адресу: Х на основании декларации об объекте недвижимости от 00.00.0000 года При обращении к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка общей площадью Z кв.м., на котором расположена данная баня, получила отказ по следующим основаниям. Предыдущий собственник бани, регистрируя право собственности на данный объект, предоставил правоустанавливающие документы на иной земельный участок. Помимо того, согласно заявлению ФИО2 цель использования земельного участка – размещение нежилого здания – бани. Однако в кадастровом паспорте указана разрешенное использование земельного участка – размещение на приквартирных участках хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, при этом многоквартирный дом на спорном земельном участке отсутствует. Просит Признать решение административного ответчика от 00.00.0000 годаУ об отказе в предоставлении ФИО2 в собственность земельного участка площадью Z кв.м., расположенного по адресу: Х, недействительным. Обязать ДМИиЗО администрации Х привести разрешенное использование земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, предоставить данный участок в собственность административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО1, действующая на основании доверенности от 00.00.0000 года, имеющая высшее юридическое образование, требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Поскольку участие административного ответчика не признано судом обязательным, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Частью 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 КАС РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ …;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка …;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (п. 2 ч. 8);

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (ч. 16). Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является обращение лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Как установлено в судебном заседании ФИО2 является собственником бани, расположенной по адресу: Х, на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 00.00.0000 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 00.00.0000 года.

Из кадастровой выписки У от 00.00.0000 года усматривается, что баня по вышеуказанному адресу построена в 00.00.0000 года году, поставлена на кадастровый учет 00.00.0000 года, имеет кадастровый У. Также имеется схема расположения бани на земельном участке.

Согласно представленных ДМИиЗО администрации Х сведений от 00.00.0000 года, земельный участок по адресу: Х располагается в зоне жилой усадебной застройки с наложением зоны с особыми условиями использования территории, связанными с санитарными и экологическими ограничениями (водоохранная зона Х). На момент подготовки данного документа участок под муниципальные нужды не зарезервирован, иным землепользователем для проектирования и строительства не предоставлен.

Согласно письма заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Х от 00.00.0000 годаА5 земельный участок по адресу: Х находится в водоохраной зоне Х, за пределами прибрежной защитной полосы и береговой полосы Х. При эксплуатации земельного участка землепользователь обязан обеспечить соблюдение специального режима хозяйственной деятельности в водоохраной зоне в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ.

На основании заявления ФИО2 исполняющим обязанности начальника отдела землеустройства Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х00.00.0000 года утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, площадь участка Z кв.м., что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями соответствующего заявления административного истца, письмом ДМИиЗО администрации Х и указанной схемы.

Таким образом, административным ответчиком в предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ порядке в целях предоставления административному истцу спорного земельного участка без проведения торгов была утверждена земельного участка.

С целью оформления прав на расположенный под указанным строением земельный участок ФИО2, руководствуясь ст. 39.14 ЗК РФ, обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка. По результатам рассмотрения заявления в предоставлении данного земельного участка было отказано по следующим основаниям (письмо от 00.00.0000 годаУ). Предыдущий собственник бани, регистрируя право собственности на данный объект, предоставил правоустанавливающие документы на иной земельный участок. Помимо того, согласно заявлению ФИО2 цель использования земельного участка – размещение нежилого здания – бани. Однако в кадастровом паспорте указано разрешенное использование земельного участка – размещение на приквартирных участках хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, при этом многоквартирный дом на спорном земельном участке отсутствует.

Дав оценку оспариваемому решению, суд находит отказ незаконным, поскольку ФИО2 как собственник уже имеющегося на данном участке строения, зарегистрированного в установленном законом порядке, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имеет право на предоставление ей земельного участка, необходимого ей для использования принадлежащего ей строения по назначению.

Довод ДМИиЗО администрации Х о том, что предыдущий собственник бани, регистрируя право собственности на данный объект, предоставил правоустанавливающие документы на иной земельный участок в судебном заседании не нашли своего подтверждения. Доказательств, подтверждающих данный довод, административным истцом в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представлено. Право собственности ФИО2 на указанный объект недвижимости не оспорено. Доказательств незаконности регистрации данного права также не представлено.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка по адресу: Х кадастровый У, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – размещение на приквартирных участках хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования.

При этом согласно заявлению ФИО2 цель использования спорного земельного участка – размещение ОКС (нежилого здания – баня).

Одной из причин отказа в предоставлении ФИО2 земельного участка административным ответчиком указано несоответствие разрешенного использования земельного участка, указанного в кадастровом паспорте, заявлению административного истца.

Между тем, суд считает данное основание для отказа не основанным на законе, поскольку в силу п. 10 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка может содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка, если указанная в заявлении цель его использования не соответствует установленному виду разрешенного использования.

Поскольку со стороны административного ответчика не приведено суду доводов, свидетельствующих о несоответствии испрашиваемого земельного участка требованиям законодательства, являющихся в силу положений Земельного кодекса РФ основанием для отказа в предоставлении ФИО2 в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: Х площадью Z кв.м., то оспариваемый отказ ущемляет права административного истца, как собственника расположенном на данном участке строения.

При таких обстоятельствах отказ ДМИиЗО администрации Х является незаконным, в силу чего в порядке восстановления нарушенного права на административного ответчика следует возложить обязанность ДМИиЗО администрации Х при необходимости изменить вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый У, предоставить данный участок в собственность административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х об отказе ФИО2 в предоставлении в собственность земельного участка площадью Z кв.м., расположенного по адресу: Х

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х при необходимости в соответствии с требованиями действующего законодательства изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Х площадью Z кв.м., кадастровый У.

Предоставить земельный участок, расположенный по адресу: Х площадью Z кв.м., кадастровый У, в собственность ФИО2.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Черных