<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Шороховой Ю.С.,
с участием представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к управлению по экологии и природопользованию администрации города Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к управлению по экологии и природопользованию администрации города Перми (далее – Управление) о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатов на замещение вакантной должности директора МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности провести заседание конкурсной комиссии по определению победителя конкурса на замещение вакантной должности директора МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» (л.д.3).
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации г.Перми было размещено объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности директора муниципального казенного предприятия «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» г.Перми. 09.12.2019г. ею (истцом) на электронный адрес получено уведомление о том, что конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия иных кандидатов, соответствующих квалификационным требованиям к вакантной должности (квалификационным требованиям соответствует только один кандидат). Считает, что при проведении конкурса были грубо нарушены ее (истца) права, конкурсной комиссией нарушен Порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных учреждения города Перми, утвержденный постановлением администрации г.Перми от 30.03.2012г. №-П: она (истец) не была извещена о дате, времени и месте заседания комиссии. Поскольку ее (истца) кандидатура полностью соответствовала квалификационным требованиям, она (истец) должна была быть признана победителем конкурса.
Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.51), в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика иск не признала, в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на иск (л.д.29-32, 52-54), согласно которым в соответствии с п.2.6.3.7 Порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных учреждения города Перми, утвержденный постановлением администрации г.Перми от 30.03.2012г. №-П, при наличии только одного заявления кандидата ФИО1, соответствовавшей квалификационным требованиям к вакантной должности, в отсутствие возможности соблюдения принципа состязательности, комиссия путем голосования большинством голосов приняла решение признать конкурс несостоявшимся.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
На основании ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст.67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
В соответствии со ст.64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).
Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).
Согласно ч.2 ст.275 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).
В соответствии с ч.4 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Постановлением администрации г.Перми от 30.03.2012 N 34-П утвержден Порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных учреждений города Перми, который регулирует вопросы назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных автономных, муниципальных бюджетных, муниципальных казенных учреждений города Перми (далее Порядок).
Согласно п.2.1 указанного Порядка назначение на должность руководителя учреждения осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (назначение на должность, проведение конкурса).
На должность руководителя учреждения назначается гражданин, соответствующий квалификационным требованиям разделов Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных в установленном порядке, по отраслям, соответствующим деятельности учреждения (п.2.2).
Согласно п.2.4 Порядка назначение на должность руководителя учреждения производится по инициативе Работодателя из числа граждан, соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю учреждения, по заявлению кандидата на должность руководителя учреждения (далее - кандидат).
При отсутствии кандидатур на должность руководителя учреждения назначение на должность руководителя учреждения производится по результатам конкурса на замещение должности руководителя учреждения.
Пунктом 2.6 указанного Порядка установлена процедура назначения на должность руководителя учреждения по результатам конкурса на замещение должности руководителя учреждения (далее - конкурс), согласно которому отбор кандидатуры на должность руководителя учреждения по результатам конкурса производится из числа лиц, подавших заявление на участие в конкурсе на замещение должности руководителя учреждения.
Работодателем издается приказ о проведении конкурса, в котором указывается наименование вакантной должности, определяется персональный состав конкурсной комиссии, срок проведения конкурса.
Срок проведения конкурса не может быть более 2 месяцев с даты подписания приказа о проведении конкурса (п.2.6.2).
В соответствии с п.2.6.2.1 Порядка в состав конкурсной комиссии (далее - Комиссия) в обязательном порядке включаются руководитель (представитель) кадровой службы, руководитель (представитель) юридической службы Работодателя. В Комиссию в качестве независимых экспертов могут включаться представители научных и образовательных учреждений и других организаций.
Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решения обладают равными правами. При равенстве голосов членов Комиссии решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии (п.2.6.2.5).
Согласно п.2.6.3.1 Порядка объявление о проведении конкурса на замещение должности руководителя учреждения (далее - объявление) размещается на официальном сайте муниципального образования <Адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.gorodperm.ru не позднее 10 дней с даты подписания приказа о проведении конкурса. Документы от кандидатов принимаются в течение 1 месяца с даты размещения объявления.
В соответствии с п.2.6.3.2 Порядка в объявлении указываются: наименование вакантной должности, квалификационные требования, предъявляемые к кандидату, форма заявления об участии в конкурсе, перечень документов, представляемых в соответствии с пунктом 2.5.1 настоящего Порядка, место и время приема документов, срок, до которого принимаются документы, сведения о дате, времени и месте проведения конкурса, проект трудового договора.
Кандидат вправе снять свою кандидатуру на любом этапе проведения конкурса (п.2.6.3.3).
Согласно п.2.6.3.4 Порядка кандидат не допускается к участию в конкурсе в случае представления перечисленных в объявлении документов не в полном объеме.
Решение об отказе в допуске к участию в конкурсе принимается на заседании Комиссии, оформляется протоколом, о чем кандидату в течение 7 дней с даты его подписания направляется уведомление;
В силу п.2.6.3.6 Порядка победителем конкурса признается кандидат, отвечающий всем установленным требованиям к должности руководителя учреждения, на замещение которой объявлен конкурс, набравший наибольшее количество голосов членов Комиссии.
Пунктом 2.6.3.7 Порядка предусмотрено, что в случае если на участие в конкурсе было подано только одно заявление кандидата, Комиссия признает конкурс несостоявшимся.
В соответствии с п.2.6.3.8 Порядка в случае если в результате проведения конкурса Комиссией не были выявлены кандидаты на должность руководителя учреждения, отвечающие требованиям к должности руководителя учреждения, на замещение которой объявлен конкурс, Комиссия признает конкурс несостоявшимся.
Согласно п.2.6.3.10 Порядка о принятом Комиссией решении сообщается каждому кандидату в письменной форме не позднее 10 дней с даты подписания протокола.
Решение Комиссии является основанием для назначения победителя конкурса на должность руководителя учреждения и заключения Работодателем трудового договора (п.2.6.3.11).
Результаты конкурса могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством (п.2.6.3.12).
В судебном заседании установлено, что 07.10.2019г. начальником управления по экологии и природопользованию администрации г.Перми издан приказ о проведении конкурса на замещение должности руководителя муниципального казенного учреждения «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» в срок с 07.10.2019г. по 07.12.2019г., утвержден состав конкурсной комиссии (л.д.33-35).
08.10.2019г. на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.gorodperm.ru размещено объявление о проведении указанного конкурса (л.д.37-38).
06.11.2019г. ФИО1 в лице своего представителя ФИО4 представила документы для участия в указанном конкурсе (л.д.5, 39).
07.11.2019г. для участия в конкурсе представила документы кандидат ФИО8 (л.д.40), 08.11.2019г. представил документы кандидат ФИО5 (л.д.41).
04.12.2019г. ФИО5 направил заявление о снятии своей кандидатуры с конкурса (л.д.42).
05.12.2019г. состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов на замещение вакантной должности директора МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» (л.д.43-44).
Из протокола заседания конкурсной комиссии от 05.12.2019г., копии заявления ФИО5 от 04.12.2019г., копии заявления ФИО8 на участие в конкурсе, объяснений представителя ответчика в судебной заседании установлено, что комиссией принят отказ кандидата ФИО5 от участия в конкурсе, что соответствует п.2.6.3.3 Порядка.
Согласно представленным документам кандидат ФИО8 не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек», указанным в объявлении о проведении конкурса, относительно требований к образованию и наличию стажа работы на руководящих должностях (л.д.53-54), в связи с чем конкурсной комиссией кандидат ФИО8 признана несоответствующей квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю учреждения. Доказательств обратного сторонами при рассмотрении дела суду не представлено (ст.56 ГПК РФ).
При указанных обстоятельствах конкурсной комиссией большинством голосов было принято решение о признании конкурса несостоявшимся в соответствии с п.2.6.3.7 Порядка.
06.12.2019г. ответчиком в адрес ФИО1 направлено уведомление об итогах заседания конкурсной комиссии (л.д.45).
Оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашли объективного подтверждения доводы иска о принятии конкурсной комиссией решения о признании конкурса несостоявшимся от 05.12.2019г. с нарушением положений действующих нормативных правовых актов.
Поскольку, как установлено и указано судом ранее, на участие в конкурсе было подано только одно заявление кандидата, соответствующего предъявляемым квалификационным требованиям, комиссия правомерно признала конкурс несостоявшимся, что не противоречит п.2.6.3.7 Порядка. При этом, как следует из письменных доказательств по делу, образование и стаж работы ФИО8 заведомо не соответствовали квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек», указанным в объявлении о проведении конкурса, данным кандидатом документы об образовании и квалификации в соответствии с указанными в объявлении требованиями, а именно о высшем профессиональном образовании по специальности «Агрономия», «Биология», «Гидрология», «Зоотехния», «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», «Механизация сельского хозяйства», «Экономика», «Ветеринария», не представлены, в связи с чем действия комиссии не противоречат положениям Порядка.
Также суд принимает во внимание, что исходя из целей и задач проведения конкурса на замещение должности руководителя учреждения, отличительным признаком данного вида назначения на должность является принцип состязательности кандидатов.
Кроме того, из системного толкования положений Порядка, определяющих полномочия конкурсной комиссии, следует, что в любом случае результаты проведения конкурса определяются конкурсной комиссией большинством голосов членов комиссии.
В рассматриваемом случае конкурсная комиссия в соответствии со своими полномочиями большинством голосов приняла решение о признании конкурса несостоявшимся.
В ходе судебного разбирательства доказательств мотивов отказа в приеме на работу в виде признания конкурса несостоявшимся дискриминационного характера со стороны ответчика применительно к положениям статьи 1 Конвенции N 111 Международной организации труда 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ст.3, ст.64 Трудового кодекса РФ сторонами не представлено, судом не исследовалось.
Также судом установлено, что с 13.01.2020г. на должность директора МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» по заявлению назначена ФИО6 (л.д.59), т.е. на дату судебного разбирательства должность директора МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» вакантной не является, что исключает проведение каких-либо действий в рамках конкурса на замещение должности руководителя указанного учреждения.
В силу вышеизложенного отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к управлению по экологии и природопользованию администрации города Перми о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатов на замещение вакантной должности директора МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» от 05.12.2019 года, возложении обязанности провести заседание конкурсной комиссии по определению победителя конкурса на замещение вакантной должности директора МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>