ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-274/19 от 21.03.2019 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2019 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Ламзиной С.В.,

при секретаре Ионовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело по заявлению комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В обоснование заявления председателем комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области ФИО1 указывается, что согласно ст. 32 Устава города Кузнецка Пензенской области и Положению о комитете по управлению имуществом города Кузнецка, комитет осуществляет комплекс мероприятий по признанию прав собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории города Кузнецка.

Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 12.02.2018 сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер X), протяженностью 4159 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, состоит с 12.02.2018 на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект, о чем свидетельствует запись регистрации .

Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 12.02.2018 сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер XXXIII), протяженностью 449 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, состоит с 12.02.2018 на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект, о чем свидетельствует запись регистрации .

Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 12.02.2018 сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер LV), протяженностью 399 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, состоит с 12.02.2018 на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект, о чем свидетельствует запись регистрации .

Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 12.02.2018 сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер III), протяженностью 2522 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, состоит с 12.02.2018 на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект, о чем свидетельствует запись регистрации .

Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 13.02.2018 сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер LX), протяженностью 398 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, состоит с 13.02.2018 на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект, о чем свидетельствует запись регистрации .

Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 13.02.2018 сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер LII), протяженностью 136 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, состоит с 13.02.2018 на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект, о чем свидетельствует запись регистрации .

Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 13.02.2018 сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер LVII), протяженностью 334 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, состоит с 13.02.2018 на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект, о чем свидетельствует запись регистрации .

Ссылаясь на положения ст. 225 ГК РФ, просили признать право собственности муниципального образования город Кузнецк Пензенской области на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

Представитель комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом и своевременно.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и своевременно, в ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражая против удовлетворения заявления.

Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица ОАО «Кузнецкмежрайгаз» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом и своевременно, не предоставив суду каких-либо возражений по заявлению.

Суд, изучив доводы заявления, исследовав письменные материалы гражданского дела, считая возможным рассмотрение дела в отсутствие участвующих по делу лиц и их представителей, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Пункт 1 статьи 235 ГК РФ исходит из того, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего до 31.12.2016, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в т.ч. принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.

Аналогичное положение содержится и в пп. 7 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01.01.2017.

Согласно п. 11 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

На основании п. 10 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

В силу п.п. 3-5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, действующего с 01.01.2017, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленномЗаконом.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных впункте 6настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемымЗакономк документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п.п. 9 и 11 названного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение № 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу п.п. 2-3 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 3, 4, 17, п. 1 ст. 3 Устава города Кузнецка Пензенской области, принятого Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 26.11.2009 № 114-13/5, к вопросам местного значения города Кузнецка относятся: в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кузнецка; организация в границах города Кузнецка электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для обеспечения жителей города Кузнецка услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу п.п. 1 п. 1.4 ст. 38 Устава комитет по управлению имуществом города Кузнецка отнесен к иным органам местного самоуправления.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 32 Устава комитет по управлению имуществом города Кузнецка обладает, в том числе компетенцией осуществлять мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, выморочное имущество, находящиеся на территории города Кузнецка, в соответствии с действующим законодательством.

Аналогичное положение закреплено и в подп. 3 п. 2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом города Кузнецка, утвержденного решением Собрания представителей г. Кузнецка от 18.05.2006 № 90-32/4 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом города Кузнецка».

Судом установлено наличие соответствующих полномочий заявителя - комитета по управлению имуществом города Кузнецка действовать от имени и в интересах муниципального образования города Кузнецк Пензенской области, в том числе в вопросе признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

В судебном заседании из материалов дела, в частности из технических паспортов отделения по <данные изъяты> району ООО «Межрегиональный кадастровый центр – БТИ» по состоянию на 15.09.2017 с приложением ситуационных планов сооружений, следует, что сооружение – газопроводные сети, инвентарный номер – , расположено по адресу: <адрес>, территория района <данные изъяты> (от улицы <данные изъяты> до улицы <данные изъяты>); имеет литер X; протяженность – 4159 м.; год постройки – 2007 год; износ – 25%. Сооружение – газопроводные сети, инвентарный номер – , расположено по адресу: <адрес>, территория, ограниченная улицами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; имеет литер XXXIII; протяженность – 499 м.; год постройки – 1995 год; износ – 55%. Сооружение – газопроводные сети, инвентарный номер – , расположено по адресу: <адрес>, территория, ограниченная улицами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; имеет литер LV; протяженность – 399 м.; год постройки – 1990 год; износ – 68%. Сооружение – газопроводные сети, инвентарный номер – , расположено по адресу: <адрес>, территория, ограниченная улицами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; имеет литер III; протяженность – 2522 м.; год постройки – 1995 год; износ – 55%. Сооружение – газопроводные сети, инвентарный номер – , расположено по адресу: <адрес>, территория, ограниченная улицами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; имеет литер LX; протяженность – 398 м.; год постройки – 1993 год; износ – 60%. Сооружение – газопроводные сети, инвентарный номер – , расположено по адресу: <адрес>, территория, ограниченная улицами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; имеет литер LII; протяженность – 136 м.; год постройки – 1989 год; износ – 70%. Сооружение – газопроводные сети, инвентарный номер – , расположено по адресу: <адрес>, территория, ограниченная улицами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; имеет литер LVII; протяженность – 334 м.; год постройки – 1989 год; износ – 70% (л.д. 22-24, 25-27, 28-31, 32-35, 36-38, 39-41, 42-45).

Согласно уведомлениям о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 12.02.2018 и 13.02.2018, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, объект недвижимого имущества – сооружение трубопроводного транспорта, протяженностью 4159 м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , 12.02.2018 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества согласно записи регистрации . Сооружение трубопроводного транспорта протяженностью 499 м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , 12.02.2018 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества согласно записи регистрации . Сооружение трубопроводного транспорта протяженностью 399 м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , 12.02.2018 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества согласно записи регистрации . Сооружение трубопроводного транспорта протяженностью 2522 м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , 12.02.2018 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества согласно записи регистрации . Сооружение трубопроводного транспорта протяженностью 398 м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , 13.02.2018 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества согласно записи регистрации . Сооружение трубопроводного транспорта протяженностью 801 м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , 13.02.2018 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества согласно записи регистрации . Сооружение трубопроводного транспорта протяженностью 334 м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , 13.02.2018 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества согласно записи регистрации . (л.д. 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52).

Выявив наличие указанных объектов на территории муниципального образования города Кузнецка Пензенской области, комитет по управлению имуществом города Кузнецка, действующий от имени и в интересах муниципального образования город Кузнецк Пензенской области, обратился с запросами в администрацию Кузнецкого района Пензенской области, Территориальное управление Росимущества в Пензенской области, Департамент государственного имущества Пензенской области, в орган, осуществляющий инвентаризационный учет недвижимого имущества, Пензенского областного отделения Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о предоставлении сведений об отсутствии (наличии) в соответствующих реестрах государственного (муниципального), федерального имущества указанных сооружений.

Из ответов на запросы администрации Кузнецкого района Пензенской области, Территориального управления Росимущества по Пензенской области объект недвижимого имущества, Департамента государственного имущества Пензенской области, Пензенского областного отделения Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области следует, что спорные объекты недвижимого имущества соответственно в реестрах муниципальной собственности Кузнецкого района Пензенской области не значится, государственного и федерального имущества не учитывается и отсутствует, сведений об их правообладателях не имеется (л.д. 9-11, 12-13, 14-16, 17-19).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что названные объекты недвижимого имущества (сооружения) являются бесхозяйными, поскольку не имеют собственников, право собственности на них, равно как и ограничения прав, правопритязаний или иных заявленных прав требований не зарегистрировано.

Наличие каких-либо прав на указанные объекты недвижимости иных лиц не установлено, доказательств обратного в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56-57, 59-60, 71 ГПК РФ суду предоставлено не было.

Исходя из чего, суд считает возможным признать право муниципальной собственности муниципального образования город Кузнецк Пензенской области на указанное недвижимое имущество и удовлетворить заявление комитета по управлению имуществом города Кузнецк Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием город Кузнецк Пензенской области право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества:

- сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер X), протяженностью 4159 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>,

- сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер XXXIII), протяженностью 499 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>,

- сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер LV), протяженностью 399 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>,

- сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер III), протяженностью 2522 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>,

- сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер LX), протяженностью 398 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>,

- сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер LII), протяженностью 136 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>,

- сооружение трубопроводного транспорта – газопроводные сети (литер LVII), протяженностью 334 м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: