Дело № 2-274/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2013 года г. Горно- Алтайск
Горно- Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Беспаловой Т.Е.
при секретаре Сабаевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению генерального директора ООО «НСГ-РОСЭНЕРГО» <данные изъяты> о признании незаконным предписания, напоминания,
УСТАНОВИЛ:
Генеральный директор ООО «НСГ Росэнерго» <данные изъяты> в лице представителя по доверенности ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания №4/54 от 15.11.2012 года и напоминания ( предупреждения) от 20.11.2012 г. №162 главного государственного инспектора труда Гострудинспекции труда Республики Алтай и их отмене, приостановлении действия предписания и напоминания.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель не согласен с предписанием и напоминанием, поскольку акт соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 15.11.2012 года не содержит достаточной и объективной информации, а так же составлен в отношении работодателя ООО «НСГ Росэнерго». Уведомление работнику от 29.09.2012 года №206/1 вынесено в соответствии с требованиями ст.74 ТК РФ. Вынесением напоминания об исполнении предписания государственным инспектором труда нарушено право заявителя на оспаривание предписания, поскольку напоминание вынесено 20.11.2012 года до истечения срока на обжалование предписания.
В судебное заседание заявитель не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Представитель заявителя ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала в судебном заседании заявленные требования, дополнительно пояснив, что в обязанности генерального директора ООО НСГ Росэнерго не входит выплата заработной платы работникам организации. Директор филиала самостоятельно ведет начисление и выплату заработной платы работникам.
Главный государственный инспектор труда Гострудинспекции в Республике Алтай ФИО2, считал предписание №4/54 от 15.11.2012 года законным и обоснованным, вынесенным в соответствии со ст. 357 ТК РФ в отношении генерального директора ООО НСГ «Росэнерго» как работодателя, согласно акта проверки трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 15 ноября 2012 года №150, напоминание на момент рассмотрения дела отозвано и не может нарушать права заявителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в части на основании следующего.
В судебном заседании установлено, что 15 ноября 2012 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай ФИО2 по результатам внеплановой проверки соблюдения требований трудового законодательства, проведенной в период с 22 октября 2012 года по 15 ноября 2012 года, составлен акта соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права №150 в отношении ООО НСГ Росэнерго.
15 ноября 2012 года генеральному директору ООО НСГ «Росэнерго» <данные изъяты> вынесено предписание №4/54 об устранении нарушений трудового законодательства с возложением обязанностей: 1. заработную плату выплачивать не реже чем каждые полмесяца в установленный день правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, в соответствии с требованиями ч.6 ст. 136 ТК РФ.
2. Выплатить заработную плату ( погасить задолженность) всем работникам, в том числе работнику ФИО3, в соответствии с требованиями ч6 ст.136 ТК РФ.
3.Отменить уведомление от 29.09.2012 года №206/1, направленное работнику <данные изъяты> об изменении ей оплаты труда, должностного оклада в порядке ст. 74 ТК РФ, в связи с нарушением работодателем требований ст. ст. 74, 135, 72 ТК РФ.
Согласно ст. 352 Трудового кодекса РФ одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Пунктами 9, 10, 12 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875) установлено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Из акта проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 15 ноября 2012 года №150 следует, что внеплановая проверка проводилась в отношении ООО НСГ «Росэнерго» по заявлению работника <данные изъяты>., то есть у государственного инспектора имелись основания для осуществления функции государственного контроля.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с этим статьей 21 Трудового кодекса РФ установлено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 Трудового кодекса РФ).
Кроме того, положения ст. 129, ч. 1 ст. 132, ст. 56, ст. 126, ст. 127, ст. 236 Трудового кодекса РФ гарантируют оплату труда работника в соответствии с условиями трудового договора и действующими в организации локальными нормативными актами.
Из акта проверки следует, что работодателем ООО НСГ Росэнерго в нарушение требований ст. 22, ч.6 ст. 136 ТК РФ не выплачена заработная плата работникам Новгородского филиала в установленные правилами внутреннего рудового распорядка сроки.
Суд считает обоснованными доводы заявителя и его представителя относительно незаконности предписания, вынесенного в адрес генерального директора ООО НСГ Росэнерго <данные изъяты> о своевременной выплате заработной платы работникам, поскольку генеральный директор не является работодателем в силу определения данного в Трудовом кодексе Российской Федерации и не осуществляет выплату заработной платы работникам общества.
Вместе с тем, суд считает обоснованным предписание в части возложения обязанности на генерального директора <данные изъяты> отменить уведомление, направленное директору Нижегородского филиала <данные изъяты>. №206/1 от 29 августа 2012 года, по следующим основаниям.
Из акта проверки следует, что согласно трудового договора от 01 июля 2011 года, заключенного между ООО НСГ Росэнерго и <данные изъяты>., работник принята на работу директором Нижегородского филиала ООО НСГ Росэнерго с установлением должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей.
Из уведомления директору Нижегородского филиала <данные изъяты>., подписанного генеральным директором ООО НСГ Росэнерго <данные изъяты>., следует, что работник уведомляется, что в связи с изменением организационной структуры, вызванной экономической целесообразностью ( неисполнением Нижегородским филиалом бюджета доходов и расходов, неисполнением плана продаж страховых продуктов), в соответствии со ст. 74 ТК РФ, о том, что через два месяца с момента ознакомления с уведомлением изменяются следующие условия трудового договора №39/11 от 01.07.2011 года- устанавливается оклад в размере <данные изъяты> рублей.
В процессе проведения мероприятия по контролю ООО НСГ Росэнерго не представлено доказательств изменения структуры филиальной сети, перераспределения функций и штатное расписание, устанавливающее измененные должностные оклады, в том числе, для руководителя Нижегородского филиала.
При указанных обстоятельствах суд считает, что государственным инспектором обоснованно сделан вывод о необоснованности уведомления, подписанного генеральным директором ООО НСГ Росэнерго <данные изъяты>., в отсутствие документов, принятых в ООО НСГ Росэнерго, подтверждающих изменение организационной структуры.
Следовательно, в указанной части п.3 предписание является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что напоминание ( предупреждение), вынесенное главным государственным инспектором труда Гострудинспекции в Республике Алтай ФИО2, Генеральному директору ООО НСГ «Росэнерго» <данные изъяты> №1621 от 20 ноября 2012 года, отозвано на момент рассмотрения заявления в суде и не нарушает законные права заявителя, а значит требования заявителя о признании незаконным напоминания не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 361 ТК РФ, решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Однако, законом не предусмотрено приостановление действия предписания государственного инспектора труда, в связи с чем заявленные требования о приостановлении действия предписания №4/54 от 15.11.2012 года и напоминания ( предупреждения) от 20.11.2012 года №1621 являются безосновательными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать обоснованным заявление генерального директора ООО «НСГ «РОСЭНЕРГО» <данные изъяты> в части.
Признать недействительными п. 1,2 предписания №4/54 от 15 ноября 2012 года, вынесенного главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай ФИО2
Отказать в удовлетворении требований о признании незаконным предписания №4/54 от 15.11.2012 года в части п.3, напоминания ( предупреждения) от 20.11.2012 года №1621, приостановлении действия предписания и напоминания.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 января 2013 года
Федеральный судья Т.Е. Беспалова