ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2762/19 от 04.10.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело

64RS0-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 октября 2019 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Агарковой С.Н.

при секретаре Мукатаевой А.Е., Шидакове А.

с участием представителя административного истца помощника прокурора Гадлевского И.А., представителя административного ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" Радченко М.А., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом г. Саратова Алакина С.О., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Лихачева Г.Ю., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании при аудиопротоколирования хода судебного заседания административное дело по административному иску первого заместителя прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова, администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", заинтересованные лица Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по постановке на учет автомобильных дорог,

установил:

Первый заместитель прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова, администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", заинтересованные лица Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по постановке на учет автомобильных дорог, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Саратова на основании обращений граждан проведена проверка по вопросу отсутствия автомобильных дорог и проезда к жилым домам микрорайона "Ясная поляна" и включения их в реестр муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что проезд к жилым многоквартирным домам по ул. Автомобильная, ул. Газовая, ул. им. Скоморохова Н.М. ограничен. Альтернативные дороги общего пользования к указанным объектам капитального строительства отсутствуют. При этом, администрацией Волжского района муниципального образования "Город Саратов" проведены мероприятия по инвентаризации вышеуказанных улиц для рассмотрения вопроса о возможности включения данных объектов в сводный реестр муниципального имущества муниципального образования "Город Саратов". Однако, органами местного самоуправления не приняты исчерпывающие меры, направленные на оформление прав на указанные дороги, а также меры по их надлежащему содержанию. В реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводном реестре объектов муниципальной казны данные объекты улично-дорожной сети отсутствуют. В связи с этим, проведение работ по устройству асфальтобетонной дороги на указанном участке в рамках работ по содержанию улично-дорожной сети города не представляется возможным. Дороги по улицам Автомобильная, Газовая, Скоморохова г. Саратова имеют грунтовое покрытие. Бездействие администрации влечет за собой ущемление прав граждан, которые в настоящее время лишены возможности беспрепятственного перемещения по дороге общего пользования. С учетом уточнений требований просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» в части исполнения обязанностей, направленных на включение в реестр имущества муниципального образования "<адрес>" автомобильных дорог по ул. им. ФИО6, <адрес>; обязать администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>», комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «<адрес>», комитет по управлению имуществом <адрес> провести работу по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог по ул. им. ФИО6, <адрес> путем предоставления акта инвентаризации для проведения необходимых действий для постановки на учет вышеуказанных автомобильных дорог и направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о постановке на учет вышеуказанных дорог в соответствии со статьей 225 Гражданскою кодекса Российской Федерации

Представитель прокуратуры в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске и дополнении к нему.

Представители административного ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов", административного ответчика Комитета по управлению имуществом г. Саратова, представителя заинтересованного лица Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного иска по тем основаниям, что отсутствуют доказательства наличия автомобильных дорог по ул. им. ФИО6, <адрес>. Указали, что проезды по указанным улицам возникли в ходе коттеджной и многоэтажной застройки. Заказчики-застройщики проезды к вновь построенным объектам (многоквартирным домам) для включения в реестр имущественной части муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" не передавались, документация не представлялась. Просили в удовлетворении административного иска отказать.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется нормами Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно п. 5 указанного нормативного документа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовывать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственностью.

Согласно статье 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Согласно акту инвентаризации бесхозяйного объекта улично-дорожной сети по <адрес>, ул. им. ФИО6, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено наличие участка проезжей части дороги по ул Автомобильной, ул. им. ФИО6, <адрес>. При этом, нормативный правовой акт, который регулировал бы порядок выявления и оформления в муниципальную собственность такого бесхозяйного имущества как автодороги, либо устанавливал полномочия и возлагал соответствующие обязанности по выявлению и составлению акта на конкретные ортаны местного самоуправления на территории муниципального образования «<адрес>», отсутствовал.

В соответствии с ответом комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03.09. 2019 года проектом планировки территорий общего пользования города Саратова установлены красные линии, обозначающие границы линейных объектов- улиц и дорог. Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.11.2013 года № 2731 утвержден проект планировки территории для строительства линейных объектов- дорог в пределах жилых групп ,9,10,11,12,13 от ул. им. ФИО7 до <адрес> с проектом межевания в его составе, куда входят вышеуказанные улицы.

Как следует из актов инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ комиссией выявлены участки проезжей части дорог по вышеуказанным улицам.

Порядок выявления бесхозяйных автомобильных дорог, в том числе защитных и искусственных дорожных сооружений, элементов благоустройства автомобильных дорог на территории муниципального образования "<адрес>" утвержден постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту- Порядок).

Согласно п.3 Порядка выявление бесхозяйных автомобильных дорог, в том числе защитных и искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, и элементов благоустройства (далее - объекты) на территории районов муниципального образования "Город Саратов" осуществляют администрации соответствующих районов муниципального образования "Город Саратов".

В целях выявления бесхозяйных объектов на территории соответствующего района муниципального образования "Город Саратов" создается инвентаризационная комиссия (далее - инвентаризационная комиссия), состав которой утверждается распоряжением руководителя администрации района муниципального образования "Город Саратов". В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации района муниципального образования "Город Саратов", комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" (п.4 Порядка).

Инвентаризационная комиссия проводит совместное обследование бесхозяйных объектов (п.5 Порядка).

В силу п.6.-.6.2 Порядка Администрация района муниципального образования "Город Саратов" составляет акт инвентаризации бесхозяйных автомобильных дорог, защитных и искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог и элементов благоустройства по форме согласно приложению к Порядку (далее - акт инвентаризации);

Направляет акт инвентаризации в комитет по управлению имуществом города Саратова в течение трех рабочих дней со дня составления акта инвентаризации.

В силу п.7 Порядка бесхозяйные объекты считаются выявленными бесхозяйными объектами с даты поступления в комитет по управлению имуществом города Саратова акта инвентаризации, подписанного всеми членами инвентаризационной комиссии.

Комитет по управлению имуществом города Саратова:

в случае, если выявленный бесхозяйный объект является недвижимой вещью и располагается на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования "Город Саратов", или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в целях выявления собственника объекта, указанного в акте инвентаризации, в течение 10 рабочих дней со дня поступления акта инвентаризации направляет запросы:

- в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о наличии (отсутствии) объекта в реестре федерального имущества;

- в комитет по управлению имуществом Саратовской области о наличии (отсутствии) объекта в реестре государственного имущества Саратовской области;

- в МУП "Городское бюро технической инвентаризации" о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на объект (п.8.1).

В случае выявления собственника объекта, указанного в акте инвентаризации, расположения выявленного бесхозяйного объекта на земельном участке, не указанном в пункте 8.1 Порядка, прекращает работу по сбору документов для постановки на учет в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области бесхозяйных объектов и направляет данную информацию в администрацию района муниципального образования "Город Саратов", предоставившую акт инвентаризации (п.8.1).

Согласно п.8.3 Порядка в случае отсутствия объектов, указанных в акте инвентаризации, в реестре федерального имущества, реестре государственного имущества Саратовской области и отсутствия сведений о зарегистрированных правах иных лиц на них проводит мероприятия в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Город Саратов" на соответствующий финансовый год, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по определению исполнителя на оказание услуг по изготовлению технических планов на бесхозяйные объекты.

Комитет по управлению имуществом г. Саратова осуществляет постановку на учет в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области выявленных бесхозяйных объектов в течение 10 рабочих дней со дня представления технического плана с последующим признанием и осуществлением государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Саратов" на них в установленном порядке.

Из вышеуказанных нормативных актов следует, что до 03.04.2019 года на комитет по управлению имуществом города Саратова не была возложена обязанность по учету бесхозяйного имущества и оформлению его и муниципальную собственноость.

Однако, как следует из возражений представителя Комитета по управлению имуществом в комитете отсутствуют акты инвентаризации указанных дорог. В связи с тем, что отсутствует бездействие со стороны комитета в иске к нему следует отказать.

Со стороны администрации также не усматривается незаконного бездействия, принимая во внимание передачу ею соответствующих полномочий соотвествующим подразделениям путем принятия постановления от 03.04.2019 года № 549, которым утвержден Порядок выявления бесхозяйных автомобильных дорог, в том числе защитных и искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, и элементов благоустройства на территории муниципального образования "Город Саратов".

Кроме того, суд приходит к выводу, что с учетом представленных фотографий указанных дорог, из которых следует, что на данных проезжих частях дорог отсутствует какие-либо элементы благоустройства, данные дороги не обладают характеристиками в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, согласно п.1 ст. 3 данного Федерального закона автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Исходя из вышеуказанных нормативных актов и имеющегося Постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.11.2013 года № 2731, которым утвержден проект планировки территории для строительства линейных объектов- дорог в указанном микрорайоне муниципального образования "Город Саратов", по указанным улицам предполагается строительство автомобильных дорог.

С учетом вышеизложенного в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления первого заместителя прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова, администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", заинтересованные лица Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по постановке на учет автомобильных дорог по ул. им. ФИО6, <адрес>- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья подпись Агаркова С.Н.

Копия верна

Судья С.Н. Агаркова

Помощник судьи ФИО9