Дело № 2-276/2022 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2022 года. п.Октябрьский Пермский край
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием истца Лукмановой ФИО8
представителя истца Поздеевой ФИО9
представителя ответчика – администрации Октябрьского городского округа Пермского края Мережниковой ФИО10 Дульцевой ФИО11.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукмановой ФИО12 к администрации Октябрьского городского округа Пермского края об изъятии жилого помещения путем выкупа и установлении факта признания дома аварийным и подлежащим расселению в 2013 году,
УСТАНОВИЛ:
Лукманова ФИО13 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского городского округа Пермского края об изъятии жилого помещения путем выкупа и установлении факта признания дома аварийным и подлежащим расселению в 2013 году. С учетом уточненных требований указала, что является собственником жилого помещения по адресу:, по праву наследования после Южаниновой ФИО14.
ДД.ММ.ГГГГ дом по вышеуказанному адресу, согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ и заключения комиссии, назначенной постановлением администрации Октябрьского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ был признан аварийным и подлежащим сносу. Однако, никаких действий направленных на расселение или выкуп аварийного жилья со стороны администрации Октябрьского городского поселения не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Южаниновой ФИО15 был направлен ответ из прокуратуры Октябрьского района о том, что администрации Октябрьского городского поселения дано указание о решении вопроса о расселении и выплат компенсаций за аварийное жилье, которое не исполнено до настоящего времени. В виду неисполнения указаний прокуратуры, Южанинова ФИО16 обратилась в администрацию Октябрьского городского поселения и ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес направлен ответ о том, что расселение возможно по программе расселения с 2019 г., далее никаких действий не последовало, но позже ей стало известно, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ дом по вышеуказанному адресу признан аварийным повторно, при этом об исследовании дома в 2018 г. ни кому из жильцов не было известно.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию для получения компенсации и выкупа у нее аварийного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что сейчас ведется расселение домов признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.
Считает, что поскольку дом был признан аварийным еще в 2013 г., то есть до ДД.ММ.ГГГГ, то она вправе требовать выкупа администрацией у нее аварийного жилого помещения по рыночной стоимости, согласно отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ за 1 285 000 рублей.
Ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № подтверждается, что причиной отказа в решении вопроса по расселению и выплате компенсации за аварийное жилье является дата признания дома аварийным, а именно, указано, что в настоящее время производится расселение домов и выплата компенсаций, признанных аварийными до 2018 г., истец считает, что края был признан аварийным в 2013 году и должен быть включен в программу расселения именно сейчас. Дата признания дома аварийным является юридически значимым фактом.
Просит установить факт признания дома по адресу:аварийным и подлежащим расселению в 2013 году, возложить на ответчика обязанность принять решение об изъятии у неё жилого помещения по адресу:путем выкупа и осуществить государственную регистрацию данного решения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществить выкуп у истца жилого помещения по адресу:выплатой денежных средств в размере 1 285 000 рублей по рыночной стоимости с прекращением права собственности на указанное жилое помещение.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края (том № л.д.251).
Истец Лукманова ФИО17 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, по существу изложила доводы указанные в уточненном исковом заявлении и дополнительно пояснила, что собственником квартиры по адресу: стала по наследству после смерти матери в 2021 году. В данной квартире после принятия наследства она не проживала. В январе 2019 года указанная квартира была повреждена пожаром. В указанной квартире проживать невозможно из -за того что она аварийная, там все рушится, а также повреждена пожаром. Она проживает в доме по адресу:2015 года, который принадлежит её дочери. В собственности у неё имеется дом по , где она зарегистрирована, но не проживает, так как дом непригоден для проживания. Также у неё в собственности имеется ? доля квартиры по адресу: , другая ? доля квартиры принадлежит её брату, который там и проживает. О предоставлении жилья из маневренного фонда в администрацию Октябрьского городского округа не обращалась. На полученную выплату желает приобрести свое жилье.
Представитель истца Поздеева ФИО18 судебном заседании заявленные требования поддержала, по существу изложила доводы, указанные в уточненном исковом заявлении и дополнила, что истец не проживает в квартире по адресу: поскольку она не пригодна для проживания. Установление факта признания дома по адресу:аварийным и подлежащим расселению в 2013 году необходимо для включения в программу расселения. Считает, что постановление администрации Октябрьского городского поселения о признании дома авариный в 2013 году было утрачено в связи с ненадлежащими условиями хранения, а возможно и умышленно уничтожено.
Представитель ответчика администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцева ФИО19. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и суду пояснила, что Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» определены нормы по признанию жилого помещения непригодным для проживания. Однако, в 2013 году орган местного самоуправления решение о признании дома авариным и сроке отселения не выносил. Дом по адресу: был признан аварийным в 2018 году и постановлением администрации Октябрьского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим и подлежащим сносу, установлен срок для отселения жильцов до 2021 года. Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в вышеуказанное постановление и установлен срок отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ и в тот же срок осуществить снос указанного дома. Постановлений об изъятии земельного участка и жилых помещений в указанном доме администрацией Октябрьского городского поселения не принято, в связи с чем, обращение истца в суд с заявленными требованиями преждевременно и удовлетворению не подлежит. Так же истцом не представлено доказательств, что пользование жилым помещением, находящимся в доме, признанном аварийным, создает реальную угрозу для жизни и здоровья, поскольку истец в указанном жилом помещении не проживает и имеет в собственности другие жилые помещения. В деле также имеется письменный отзыв (том № л.д.247-249).
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Правительство Пермского края, администрации губернатора Пермского края в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать (том № л.д.43-46, 48-51, том № л.д.208-209).
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив документы дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.1,8,9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» определены нормы по признанию жилого помещения непригодным для проживания.
Абзацем 2 пункта 49 приведенного Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2).
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч.5 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7).
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации). Соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
Исходя из содержания вышеприведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.
Судом установлено и из материалов дела следует:
Истец Лукманова ФИО20 является собственником квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу:на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ (том № л.д. 237-240).
Кроме того, является собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу:(дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ); земельного участка с кадастровым номером № (доля в праве ?) по этому же адресу (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ); жилого дома (общая совместная собственность) по адресу:земельного участка с кадастровым номером № по этому же адресу (общая совместная собственность) (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ) (том № л.д. 237-240, том № л.д.158-159, 160-161).
Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ№-ю и заключения о признании жилого помещения (не) пригодным для постоянного проживания граждан от ДД.ММ.ГГГГ№-ю, межведомственной комиссией многоквартирный признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен физический износ здания 63% (том № л.д. 17-18, 19-20).
Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ№ и заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией при обследовании многоквартирного выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (том № л.д. 29-30,31-32).
Постановлением администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального районаот ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный жилой дом по адресу:признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для отселения жильцов – до 2021 года (том № л.д. 28, 202).
Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в постановление администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отселения физических лиц из многоквартирного дома по адресу:, указан срок до ДД.ММ.ГГГГ. Собственникам помещений в многоквартирном доме, осуществить снос указанного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том № л.д. 201).
Согласно технического отчета по результатам технического обследования многоквартирного жилого дома по адресу:, выполненного ООО «Стройплюссервис» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам технического обследования установлено, что здание является ветхим (аварийным) (том № л.д. 152-200).
Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная адресная программа по расселению из жилищного фонда, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ на территории Октябрьского городского округа Пермского края, признано утратившим силу постановление администрации Октябрьского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной адресной программы по расселению из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ на территории Октябрьского городского округа». Этапы и сроки реализации программы – 2023 год. В программе указан , планируемая дата окончания переселения 2023 год, планируемая дата сноса МКД 2024 год (том № л.д. 135 оборот-151).
Согласно уведомления из Министерства строительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ направленного главе Октябрьского городского округа сообщают, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по отбору муниципальных образований Пермского края для включения в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения комиссией одобренных заявок муниципальных образований заявка Октябрьского городского округа в РАП на 2023 год не включена (том № л.д.220,221,222).
Согласно технического паспорта на года постройки (том № л.д. 102-103).
По заказу истца ООО «Компромисс» выполнило отчет № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости 2-комнатной квартиры, общей площадью 39,2 кв.м., с учетом доли в общем имуществе в многоквартирном доме (земельного участка), по адресу:, а также убытков собственников, возникающих при изъятии жилого помещения следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки с учетом округления составляет 1 285 000 руб. (том № л.д. 64-119).
Согласно выводов технического заключения ООО «Строительная компания ГарантСтрой» по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания по адресу:, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций многоквартирного жилого дома находятся в аварийном состоянии. С момента технического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ООО «СтройПлюсСервис» общее техническое состояние обследуемого здания ухудшилось, предоставляет опасность для проживания, требует расселения (том № л.д. 9-99).
Из представленных выше доказательств следует, что многоквартирный признан аварийным в 2018 году, включен в муниципальную адресную программу по расселению из жилищного фонда, признанного аварийным, в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Расселение дома запланировано до ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок сноса указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «Об образовании нового муниципального образования Октябрьский городской округ» и решением Думы Октябрьского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах правопреемства», правопреемником администрации Октябрьского муниципального районаявляется администрация Октябрьского городского округа.
Из приведенных выше доказательств следует, что требований администрацией Октябрьского городского округао сносе многоквартирного жилого дома собственникам не предъявлялось. Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, органом местного самоуправления не принималось.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, право на внеочередное предоставление или выкуп жилого помещения взамен изымаемого возникает в случае постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание предполагает, что гражданин не имеет в собственности или в пользовании иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.
Согласно адресной справке ОМВД России по Октябрьскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, Лукманова ФИО21 зарегистрирована по месту жительства по адресу:(том № л.д. 245), регистрация истца по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается копией паспорта (том № л.д.57-59).
В судебном заседании установлено, что истец фактически проживает с 2015 года по адресу:, в жилом помещении принадлежащем дочери, которая требований об освобождении жилого помещения к ней не предъявляет, имеет в совместной собственности жилое помещение по адресу: , а также ? долю в праве собственности на квартиру по адресу:. Спорное жилое помещении по адресу: принадлежит истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону, в данной квартире истец не проживала, намерений заселиться в нее не имеется, указанная квартира не является для истца единственным местом жительства. Истец в администрацию Октябрьского городского округа Пермского края с заявлением о предоставлении жилого помещения в маневренном фонде не обращалась.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, а также принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что Лукманова ФИО22 в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу:, не проживала и не проживает, при этом имеет в собственности иные жилые помещения, пригодные для проживания, поэтому аварийное жилое помещение не представляет опасность для жизни и здоровья истца, в связи с чем отсутствуют правовые основания для срочного выкупа принадлежащего Лукмановой ФИО23 аварийного жилого помещения, кроме того администрацией Октябрьского городского округа расселение дома запланировано до ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок сноса указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ доказательств невозможности проживания в иных жилых помещениях, принадлежащих истцу, кроме спорного жилого помещения, истцом не представлено и материалы дела не содержат.
В связи с вышеуказанным, в исковых требованиях истца о возложении на ответчика обязанности принять решение об изъятии жилого помещения по адресу:путем выкупа и осуществить государственную регистрацию данного решения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществить выкуп жилого помещения по адресу:выплатой денежных средств в размере 1 285 000 рублей с прекращением права собственности Лукмановой ФИО24 на жилое помещение следует отказать.
Рассматривая требования истца об установлении факта признания дома по адресу:аварийным и подлежащим расселению в 2013 году, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Пунктом 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) действующего в период спорных правоотношений, было предусмотрено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в том числе: составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
Согласно пункта 49 вышеуказанного Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ№-ю и заключения о признании жилого помещения (не) пригодным для постоянного проживания граждан от ДД.ММ.ГГГГ№-ю, межведомственной комиссией многоквартирный признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен физический износ здания 63% (том № л.д. 17-18, 19-20).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия в 2013 году уполномоченным органом местного самоуправления решения о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно справке архивного сектора администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в документальных материалах Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального районаза 2013 год сведения о признании , аварийным и подлежащим сносу, отсутствуют том № л.д.163).
Доводы представителя истца о том, что постановление администрации Октябрьского городского поселения о признании дома авариный в 2013 году было утрачено в связи с ненадлежащими условиями хранения, а возможно и умышленно уничтожено являются не состоятельными, поскольку не подтверждены какими либо доказательствами.
Таким образом, наличие лишь акта и заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным в 2013 году без принятия решения органа местного самоуправления о признании дома аварийным и подлежащим сносу в 2013 году, а также определения срока отселения, которое входит в компетенцию органа местного самоуправления не является достаточным основанием для установления факта признания многоквартирного дома по адресу № по аварийным и подлежащим сносу в 2013 году.
Следовательно, в удовлетворении указанного факта истцу также следует отказать.
Таким образом, суд считает, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лукмановой ФИО25 к администрации Октябрьского городского округа Пермского края об установлении факта признания дома по адресуаварийным и подлежащим расселению в 2013 году, о возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения по адресу:путем выкупа и осуществить государственную регистрацию данного решения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществить выкуп жилого помещения по адресу:выплатой денежных средств в размере 1 285 000 рублей с прекращением права собственности ФИО1 на жилое помещение – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-276/2022