ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2772/2015 от 01.04.2016 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

1 апреля 2016 года г.Шуя

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Беспаловой О.В.,

при секретаре Капцовой Ю.С.,

С участием представителей истца ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3,

представителей третьего лица Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО4, ФИО5,

представителя третьего лица ОАО «Газораспределение Иваново» ФИО6,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО7 к ФИО8, Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области о признании недействительными результатов межевания, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером …, установлении границ земельного участка с кадастровым номером …,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО7 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО8, в котором просил признать работы по межеванию (уточнению) земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу …, недействительными; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …; установить границы земельного участка с кадастровым номером …, площадью … кв.м., расположенного по адресу: …, принадлежащего на праве собственности ФИО7, в следующих координатах : т. Н1 – Х299126.33 Y-241840.57;т.Н2 – Х 299133.12, Y-241855.59; т.Н3 – Х299055.96 Y-241807.04; т.1 – Х299069.16 Y-241792.02, т.2 – Х 299103.59 Y-241821.26.

В предварительном судебном заседании 12 января 2016 года стороной истца представлено заявление об изменении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которому абзац третий исковых требований изложен в иной редакции – истец просит установить границы земельного участка с кадастровым …, площадью … кв.м., расположенного по адресу: …, принадлежащего на праве собственности ФИО7, в соответствии с межевым планом данного земельного участка от 21 декабря 2015 года, составленным кадастровым инженером В.

Заявленные требования мотивированы следующим. ФИО7 на основании постановления Главы Перемиловской сельской администрации от 20 апреля 1994 года является собственником земельного участка с кадастровым номером …, площадью … кв.м., расположенного по адресу: …, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под дачное строительство и подсобное хозяйство, о чем выдано свидетельство на право собственности на землю серии … № …, зарегистрированное в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Шуйского района 10 ноября 1994 года, регистрационная запись № …. Местоположение данного земельного участка указано на чертеже границ данного земельного участка. В настоящее время истец решил провести межевание (установление границ) своего земельного участка. При межевании было обнаружено, что часть спорного земельного участка уже отмежевана и входит в состав земельного участка с кадастровым номером …, общей площадью … кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для расширения личного подсобного хозяйства, принадлежащего на праве собственности ФИО8. В соответствии со ст.ст. 38,39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ спорного земельного участка с правообладателями смежного земельного участка является обязательным. Межевые работы по уточнению границ земельного участка ответчика проводились без согласования с истцом, собственником смежного участка. Поскольку на сегодняшний день истец самостоятельно не может разрешить вопрос о границах своего участка, он вынужден обратиться в суд с требованиями о признании недействительными результатов межевания и об установлении границ спорного земельного участка. При этом в силу положений, предусмотренных п.9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Истец полагает, что местоположение спорного земельного участка отражено на чертеже границ земельного участка, выданного истцу вместе со свидетельством о праве собственности на землю от 10 ноября 1994 года. Координаты границ земельного участка установлены межевым планом данного земельного участка от 21 декабря 2015 года, составленным кадастровым инженером В.

Определением Шуйского городского суда от 24 февраля 2016 года по заявлению истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Шуйского муниципального района Ивановской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - ОАО «Газпром газораспределение Иваново».

В судебном заседании представители истца ФИО2, ФИО1 заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что на момент межевания земельного участка с кадастровым номером … действовал ФЗ «О землеустройстве», Положение о проведении территориального землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 396 от 7 июня 2002 года, а также Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 8 апреля 1996 года. Указанные нормативные акты при проведении межевания участка ФИО8 были нарушены. В частности, не была соблюдена процедура извещения смежных землепользователей. Так, согласно п.8 Инструкции по межеванию земель собственникам смежных земельных участков вручаются уведомления под расписку, п.9 Инструкции - межевание производится с участием собственников смежных земельных участков, представителей сельской администрации, кадастрового инженера с составлением акта по установленной в Инструкции форме. Более того, Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района. При этом свидетельство на право собственности на землю выдано также Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Шуйского района. Кроме того, абз.2 п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент проведения межевых работ, установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Полагают, что при межевании и определении границ земельного участка ФИО8 должны были учитываться и границы смежных земельных участков, в том числе и план-схемы смежных земельных участков, прилагаемых к свидетельству о праве собственности, красных линий, других естественных границ. Также считают, что последствия пропуска срока исковой давности в данном случае не применимы, поскольку нарушаются права ФИО7 как собственника земельного участка, хотя эти нарушения не связаны с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса РФ), в связи с чем исковая давность на указанные требования не распространяется в силу ст. 208 ГК РФ.

Представитель ответчика Администрации Шуйского муниципального района ФИО3 заявленные исковые требования не признал, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагает, что процедура согласования границ земельного участка с кадастровым номером …, площадью … кв.м., расположенного по адресу: …, при его межевании нарушена: границы земельного участка не согласованы со смежными владельцами. Кадастровый инженер, проводивший межевание земельного участка, на место не выезжал, использовал проект непонятно какого межевого плана. Им не были использованы сведения из фонда данных картографических материалов. Сейчас на участке расположен ГРП, который введен в эксплуатацию 25 января 2013 года, собственником которого является Шуйский муниципальный район. Также считает, что в соответствии с картографическим материалом по предполагаемому земельному участку проходит дорога. Не отрицает, что в д. … Шуйского района действительно есть земельный участок, принадлежащий истцу, но его местоположение иное. По свидетельству о праве собственности на землю не понятно, на каком расстоянии земельный участок находится от дороги, только видно, что по соседству есть земельный участок, принадлежащий П., но на каком расстоянии – не понятно. Земельный участок истца последние лет двадцать не обрабатывался. Когда в 2012 году на место выходили специалисты, чтобы выбрать участок под ГРП, признаки какой-либо деятельности на земельном участке отсутствовали. Был заброшенный участок. Когда началось строительство ГРП, никаких претензий со стороны истца не поступало. Кроме того, земельный участок был выделен под дачное строительство, однако с момента выделения земельного участка никакого строительства на нем не ведется, никаких претензий со стороны истца не поступало. По целевому назначению участок не использовался. Просит в части исковых требований об установлении границ земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …, истцу отказать.

Ответчик ФИО8 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, суду о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, в связи с чем суд считает возможным на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Из письменного отзыва ФИО8 следует, что ответчик с исковыми требованиями не согласен в связи с истечением срока исковой давности. Полагает, что доводы истца о том, что с ним не были согласованы границы земельного участка не состоятельны, так как межевание проводилось в соответствии с требованиями действующего законодательства бывшим собственником.

В судебном заседании 17 марта 2016 года ФИО8 поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнительно пояснил, что ГРП стоит на его земельном участке, в связи с чем он давал согласие на строительство ГРП.

Представители третьего лица Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО4, ФИО5 в удовлетворении иска возражали. Считают, что участок ФИО8 не находится в границах населенного пункта, так как его границы в натуре не определены. Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером …, собственником которого является ФИО7, расположена газораспределительная станция. Данный объект недвижимости является собственностью Шуйского муниципального района. Проект межевания земельного участка выполнен ненадлежащим образом, поскольку не прошел согласование с заинтересованными лицами, а именно, с соседями и Администрацией поселения.

Представитель третьего лица ОАО «Газораспределение Иваново» ФИО6 в разрешении заявленных требований полагалась на усмотрении суда. Суду пояснила, что у ОАО «Газораспределение Иваново» находится на обслуживании ГРП, расположенный в д. … Шуйского района. Постановлением Правительства РФ № 878 от 20 ноября 2000 года предусмотрена охранная зона ГРП – 10 метров по периметру от границы объекта. Собственность Шуйского муниципального района на указанный объект ОАО «Газораспределение Иваново» не оспаривает.

Выслушав представителей истца ФИО1, ФИО2, представителя ответчика Администрации Шуйского муниципального района ФИО3, представителей третьих лиц Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО4, ФИО5, ОАО «Газораспределение Иваново» ФИО6, специалиста В., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу гарантировано право обращения за защитой нарушенных и оспариваемых прав и интересов в суд.

Вместе с тем, судебный способ защиты своих прав и интересов является исключительным способом и применяется в случае, если другие способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.

Как следует из материалов дела, ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером …, площадью … кв.м., расположенного по адресу: …, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под дачное строительство и подсобное хозяйство на основании свидетельства на право собственности на землю от 10 ноября 1994 года серии … № …, выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Шуйского района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии … № … от 13 августа 2013 года, а также выпиской из похозяйственной книги Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 5 марта 2015 года. (л.д.6, 13-15)

Согласно постановлению главы Администрации Перемиловского сельского поселения от 28 августа 2015 года № 88-а земельному участку с кадастровым номером …, принадлежащему ФИО7 на основании свидетельства о государственной регистрации права серии … № … от 13 августа 2013 года, присвоен адрес: …. (л.д.16)

В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером …, расположенном по адресу: …, площадью - … кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под дачное строительство и подсобное хозяйство, правообладатель ФИО7, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данные обстоятельства подтверждены кадастровой выпиской о земельном участке от 6 августа 2013 года № … (л.д.12) и сторонами по делу не оспариваются.

Как установлено судом, в сентябре 2015 года истец решил провести межевание земельного участка с целью установления его границ, в связи с чем обратился к кадастровому инженеру В.

По результатам проведения предварительных работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: … кадастровым инженером было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером …, расположенный по адресу: …, пересекает границу земельного участка с кадастровым номером … (входит в единое землепользование К№ …, расположенным по адресу: …, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о границах которого занесены в государственный кадастровый учет по Ивановской области. Земельный участок с кадастровым номером … относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование – для расширения личного подсобного хозяйства и принадлежит на праве собственности ФИО8 согласно свидетельству о регистрации права - регистрационный номер … от 17 августа 2011 года. Согласно генеральному плану Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района, схема функционального зонирования (совмещенная со схемой зон с особыми условиями использования территории) д. … граница земельного участка с кадастровым номером … пересекает границу населенного пункта д…. Шуйского района и земельный участок частично расположен на землях категории «Земли населенных пунктов», что противоречит Земельному кодексу РФ. (л.д.7-26)

Из материалов дела следует, что ФИО8 приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …, на основании договора дарения земельных участков от … года. При этом, межевание указанного земельного участка и постановка его на кадастровый учет были произведены на основании заявления К., которой земельный участок был выделен постановлением главы Администрации Шуйского муниципального района от 15 августа 2006 года № 543 в счет земельной доли для расширения личного подсобного хозяйства из земель СПК (колхоза) «Качаловский» южнее д. … Шуйского района. (л.д.116-127)

Также судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что в месте наложения указанных земельных участков расположен объект недвижимости – ГРП (газораспределительный пункт), который входит в состав линейного объекта – распределительного газопровода низкого давления по с.Введенье, д.Кощеево, д. Захарово, д. Озерково, д. Семиново. Данный объект включен в реестр муниципальной собственности на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № … от 25 декабря 2013 года. (л.д.141-143)

В процессе рассмотрения гражданского дела стороной истца был представлен межевой план, подготовленный кадастровым инженером В. в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …, в соответствии с которым истец просит установить границы данного земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу ст. 70 ЗК РФ отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельностью регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

К уникальным характеристикам объекта недвижимости ч. 1 ст. 7 названного Закона относит, в частности, описание местоположения границ земельного участка и его площадь.

Согласно ч. 3 ст. 1, ст. 7 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Из статьи 38 указанного Закона следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (п. 7).

Упомянутая норма Закона о кадастре корреспондирует положениям п. 3 ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается органом кадастрового учета.

Согласно ч.1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений; кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (ч.2 ст. 16 Закона о кадастре).

Перечень необходимых для кадастрового учета документов установлен статьей 22 указанного Закона, которыми, в том числе, являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости).

В силу ч.1 ст. 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 этого же Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Частью 3 названной статьи установлено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно положениям ч. ч. 2, 4, 5 ст. 40 "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц и их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 ст. 40 данного Федерального закона случая.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке.

Правила оформления межевого плана устанавливаются Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 года.

В соответствии с п. 21 указанных Требований межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории), например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В соответствии с п.11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 1.02.2003 года, лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (п. 14.1 Рекомендаций).

Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (п. 14.4 Рекомендаций).

В силу п.17.6 Рекомендаций карта (план) объекта землеустройства дополнительно к сведениям, которые показываются на карте (плане) границ объекта землеустройства, содержит сведения: о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами; о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества.

Согласно п.17.8 Рекомендаций сведения о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества, отображаются на карте (плане) объекта землеустройства, если это предусмотрено заданием на выполнение работ. В противном случае сведения о частях земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, отражаются в пояснительной записке в объеме, который удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов по ведению государственного земельного кадастра.

Как установлено судом земельный участок с кадастровым номером …, расположенный по адресу: …, был предоставлен К. в счет земельной доли для расширения личного подсобного хозяйства из земель СПК (колхоза) «Качаловский».

В силу п.1,2 ст. 13 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции, действовавшей на момент образования земельного участка, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.

Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.

Согласно ст.17 ФЗ «О землеустройстве», п. 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 года N 396, в редакциях, действовавших на момент проведения межевания, работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

В силу п.10 данного Положения при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.

Аналогичные требования предусмотрены пунктами 11, 14.1, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 1.02.2003 года.

Из представленного ответчиком ФИО8 землеустроительного дела по межеванию земельного участка № … по адресу: …, следует, что в нарушение требований действующего законодательства определение границ земельного участка с кадастровым номером … на местности и их согласование было проведено в отсутствие лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, в частности, собственника смежного земельного участка ФИО7, с земельным участком которого заключением кадастрового инженера В. установлено пересечение границ.

Кроме того, граница земельного участка с кадастровым номером …, входящего в единое землепользование с земельным участком с кадастровым номером …, пересекает границу населенного пункта д. … Шуйского района; земельный участок частично расположен на землях категории «земли населенных пунктов», что противоречит Земельному кодексу РФ.

То обстоятельство, что граница населенного пункта в натуре не определена, на которое ссылается представитель третьего лица Администрации Перемиловского сельского поселения, не может свидетельствовать о том, что спорный земельный участок не пересекает границу населенного пункта, поскольку данный вывод сделан кадастровым инженером на основании генерального плана Перемиловского сельского поселения, схемы функционального зонирования, что предусмотрено ст. 17 ФЗ «О землеустройстве».

С учетом изложенного суд считает, что при проведении межевых работ земельного участка с кадастровым номером … были допущены нарушения, которые привели к нарушению прав ФИО7, как собственника смежного земельного участка с кадастровым номером …, без устранения которых невозможно их восстановление.

При данных обстоятельствах имеются основания для признания недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером ….

Ходатайство ответчика ФИО8 о применении к заявленным требованиям последствий пропуска срока исковой давности суд полагает не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с положениями ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (п.1 ст. 196 ГК РФ).

Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

В данном случае истцом заявлены требования об устранении нарушений его права как собственника земельного участка, не связанные с лишением владения, а именно: признании результатов межевания земельного участка ФИО8 недействительными, в связи с чем исковая давность на данные требования не распространяется.

Принимая во внимание, что результаты межевания земельного участка с кадастровым номером … послужили основанием для внесения сведений государственного кадастра указанного земельного участка в части описания местоположения его границ, то подлежат удовлетворению требования истца об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ данного земельного участка.

Обращаясь в суд с требованиями об определении границ земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …, площадью … кв.м., ФИО7 в обоснование указанных требований ссылается на межевой план данного земельного участка от 21 декабря 2015 года, составленный кадастровым инженером В. и полагает, что границы земельного участка определены кадастровым инженером в соответствии с требованиями п.9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании чертежа границ земельного участка, выданного ему вместе со свидетельством о праве собственности на землю от 4 ноября 1994 года, а также в соответствии с границами, существующими и закрепленными на местности.

Как уже было отмечено выше, земельный участок с кадастровым номером …, согласно данным кадастрового паспорта поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный 10 ноября 1994 года, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

При этом, если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета (ч.4 ст. 27 Закона о кадастре).

В силу ч.9 ст. 38 названного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 22 Закона о кадастре, в целях уточнения местоположения границ земельного участка в орган кадастрового учета подлежит представлению, межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Таким образом, межевой план, который подлежит представлению в органы кадастрового учета в целях уточнения местоположения границ земельного участка, также должен отвечать ранее изложенным требованиям действующего законодательства к подготовке межевого плана.

Представленный ФИО7 межевой план указанным требованиям не отвечает.

Как следует из межевого плана, согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым номером … с собственниками смежных земельных участков не проводилось. В частности, не проведено согласование с собственником смежного земельного участка ФИО8 Данное обстоятельство стороной истца не оспаривается.

По существу данный межевой план не соответствует тем же условиям по согласованию границ, на которые ссылается истец в обоснование требований о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером ….

При этом, в силу ст. 40 Закона о кадастре в судебном порядке разрешаются споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ после оформления акта согласования.

Между тем, согласование в данном случае не проводилось, кадастровые номера смежных земельных участков, а также их правообладатели кадастровым инженером не установлены, в акте согласования данные сведения не отражены.

Кроме того, судом установлено, что на спорном земельном участке имеется объект недвижимости – ГРП в д. …, включенный в состав реестра муниципальной собственности на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № … от … года, выданного Администрацией Шуйского муниципального района.

В нарушение требований п.17.6, 17.8 Рекомендаций карта (план) объекта землеустройства не содержит сведений о том, что на земельном участке с кадастровым номером … имеется объект недвижимости – ГРП, не принадлежащий собственнику земельного участка ФИО7; данные сведения также не отражены в пояснительной записке в объеме, который удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов по ведению государственного земельного кадастра.

Между тем, Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года N 878 (ред. от 22.12.2011) утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, которые устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.

Согласно п.4 указанных Правил отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, входят в состав газораспределительных сетей.

Для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны; вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов - в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов (п.7 Правил).

В силу п.14 Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил: строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 настоящих Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей (п.16 Правил).

Из п.17 Правил следует, что утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.

Согласно п.18 Правил решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.21 Правил).

Таким образом, расположенный за спорном земельном участке объект недвижимости – ГРП предполагает утверждение границы охранной зоны и наложение ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки. Соответственно, при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером … кадастровый инженер должен был установить наличие данного объекта на земельном участке и отразить сведения о нем, а также о границах частей объекта землеустройства, занятых объектом недвижимого имущества и ограниченных в использовании.

Представленный межевой план данных сведений не содержит.

При этом, из пояснений допрошенного в судебном заседании кадастрового инженера В. следует, что при проведении межевых работ он на место не выезжал. В основу межевого плана был положен межевой план, выполненный другим кадастровым инженером, не доведенный до конца. Это не вновь образуемый участок, а ранее учтенный, предоставленный в 1994 году, у него должно быть конкретное местоположение. Межевой план был составлен и определены границы земельного участка со слов заказчика. Кадастровый инженер не может определить месторасположение земельного участка по своему усмотрению. Это может сделать собственник или Администрация.

Истец, обращаясь в суд с требованиями об определении границ земельного участка с кадастровым номером …, полагает, что границы земельного участка определены кадастровым инженером исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок,- чертежа границ земельного участка, утвержденного председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Шуйского района и главой Перемиловской сельской Администрации, в пределах границ, существующих на местности пятнадцать и более лет.

Однако, как установлено судом, данные границы на местности не закреплены. Истцом не представлено доказательств, что земельный участок используется им в границах, изначально сложившихся и сохраненных до настоящего времени. Так, земельный участок не огорожен, каких-либо строений на нем истцом не возводилось, участок не обрабатывался.

Об указанном свидетельствует тот факт, что в районе расположения данного земельного участка построен и действует газорегуляторный пункт, сведениями о котором истец не обладал.

Кроме того, из пояснений представителя ответчика Администрации Шуйского муниципального района ФИО3 следует, что с момента выделения земельного участка никакого строительства на нем не ведется, по целевому назначению участок не использовался. В 2012 году на место выходили специалисты, чтобы выбрать участок под ГРП, признаки какой-либо деятельности на земельном участке отсутствовали. Был заброшенный участок. Когда началось строительство ГРП и до настоящего времени, никаких претензий со стороны истца по поводу незаконного использования его участка для размещения газорегуляторного пункта не поступало.

Таким образом, доводы стороны истца о том, что земельный участок отмежеван в границах, изначально сложившихся и сохраненных до настоящего времени, суд находит несостоятельными.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении требований истца об установлении границ земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …, принадлежащего на праве собственности ФИО7, в соответствии с межевым планом данного земельного участка от … года, составленным кадастровым инженером В., следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО7 к ФИО8, Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области о признании недействительными результатов межевания, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером …, установлении границ земельного участка с кадастровым номером … удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: ….

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: ….

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись О.В.Беспалова.

Решение изготовлено в окончательной форме 6 апреля 2016 года.

Согласовано.

Судья: О.В.Беспалова