Центральный районный суд г. Хабаровска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 2778/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе судьи Чемякиной И.А.,
При секретаре Завгородней Н.А.
С участием
Представителя истца ФИО1
Представителя Хабаровской таможни ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО3 о признании незаконными действия таможенного органа -Хабаровской таможни от 26.01.2011 года в отказе регистрации пассажирской таможенной декларации, поданной ФИО3
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что он, действуя по доверенности и представляя интересы ФИО4 при таможенном оформлении груза, поступившего в адрес ФИО4, обратился в отдел таможенного оформления Хабаровской таможни 26.01.2011 года с пассажирской таможенной декларацией.
Решением таможенного органа от 26 января 2011г., выраженные в форме отметки в указанной декларации, было отказано в регистрации в связи с её предоставлением неуполномоченным лицом.
В обоснование принятого решения ответчик сосался на положения Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утверждённой Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010г. №.
Заявитель считает указанное решение таможенного органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Декларация была подана от собственного имени, так как товар поступил в адрес другого лица – ФИО4, которым была выдана доверенность на получение товара и его оформление.
Согласно п.3 ст.351 Таможенного кодекса Таможенного союза РФ товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком - товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу.
В соответствии с п.1 ст.352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями гл.49 ТК ТС, а в части, не урегулированной данной главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза.
П.1 ст.8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими
лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" устанавливает, что декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с п. 3 ст.8 указанного соглашения декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени по поручению декларанта. Декларантом может быть физическое лицо государства - члена таможенного союза или иностранное физическое лицо в адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, либо который отправляет за пределы таможенной территории таможенного союза такие товары.
Заявитель полагает, что положения гл.49 ТК ТС и Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ не исключают право лица, в чей адрес следует товар, перемещаемый через границу перевозчиком, уполномочить иное лицо на его получение, в том числе, с правом произвести таможенное оформление данного товара.
При этом установление в п.34 ст.4 ТК ТС правила о том, что таможенным представителем является юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, не может служить основанием для вывода об обратном. Как следует из положений ст.ст.12-17 ТК ТС, положениями данного нормативного акта урегулирована только деятельность специализированных организаций, включённых в реестр таможенных представителей.
П.3 ст.4 ТК ТС предусматривает возможность использования терминов и институтов гражданского законодательства при регулировании таможенных отношений. Так, в соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, то есть совершения от имени доверителя фактических и юридических действий.
В соответствии со ст. 186 ТК ТС декларантом может выступать лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Поскольку лицо, в чей адрес следовал спорный товар, уполномочил его на получение данного товара, выдав соответствующую доверенность, то на дату декларирования товара он приобрёл право владения указанным товаром и в силу положений ст. 186 ТК ТС мог выступать в качестве декларанта в отношении данного товара.
В соответствии со ст. 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации. Таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если таможенная декларация подана не уполномоченным лицом.
При изложенных выше обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в регистрации поданной таможенной декларации.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 заявление поддержал по изложенным выше доводам.
Представитель Хабаровской таможни ФИО2 с заявлением ФИО3 не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, указав следующее.
В соответствии с п.1 ст.352 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС, а в части, не урегулированной указанной главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза. Таможенное законодательство таможенного союза состоит из (п.1 ст. 3 ТК ТС): Таможенного кодекса Таможенного Союза; международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе.
Согласно п.2 ст.1 Соглашения между Правительством РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» правоотношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, не урегулированные Соглашением, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с ч.1 п.З ст.8 Соглашения декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. При этом, ч.3 п.3 ст.8 Соглашения установлено, что декларантом может быть физическое лицо государства - члена Таможенного союза или иностранное физическое лицо в адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования, в том числе, транспортные средства, либо который отправляет за пределы таможенной территории Таможенного союза такие товары.
В п.2 ст.2. Соглашения закреплено, что термины, используемые в Соглашении, применяются в значениях, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Так, термин таможенный представитель определён п.34 ст.4 ТК ТС - это юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Таким образом, таможенным законодательством Таможенного союза, а именно международным договором - Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта и не предусмотрено таможенное декларирование товаров для личного пользования лицом, действующим по доверенности лица на право оказания услуг по таможенному оформлению.
Кроме того, ТК ТС осуществляется правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами (ст.1 ТК ТС). В свою очередь, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяется гражданским законодательством.
В связи с чем, руководствуясь п.6 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №, таможенным органом обоснованно было отказано в
регистрации пассажирской таможенной декларации.
Так, статьёй 153 ТК ТС определено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
Исходя из системного толкования норм таможенного законодательства Таможенного союза можно сделать вывод о том, что предусмотрено лишь четыре случая передачи вещных прав на товары до их выпуска третьим лицам:
1) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру
таможенного склада (п.4 ст.232 ТК ТС);
2) в отношении временно вывозимых товаров (п.З ст.288 ТК ТС);
3) в отношении временно вывозимых транспортных средств международной перевозки (ч.2 п.1 ст.348 ТК ТС);
4) в отношении временно ввезенных товаров для личного пользования
(п.3 ст.358 ТК ТС).
Исходя из вышеизложенного, к рассматриваемой ситуации неприменимы общие положения гражданского законодательства о передаче вещных прав по доверенности (ст.ст.185,209 ГК РФ).
Кроме того, заявитель действовал не в своих интересах, а по поручению, в связи с чем его права действиями таможенного органа никаким образом не нарушены.
Суд, выслушав стороны, пояснения свидетелей, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 124 Таможенного Кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенном органу в таможенной декларации или иным способом сведений о товарах, их таможенном режиме.
В соответствии со ст. 132 ТК России факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. Если таможенная декларация не принята таможенным органом, она считается для таможенных целей не поданной. О причинах отказа таможенный орган уведомляет лицо, подавшее таможенную декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи, по запросу лица такое уведомление представляется в письменной форме.
В соответствии со ст. 45 Таможенного Кодекса России любое лицо вправе обжаловать решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием ( бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконного возложена на него какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействия), в результате которых :
-нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Действиями должностных лиц таможенного органа права и законные интересы заявителя – ФИО3 не нарушены, ему лично не создано никаких препятствий к осуществлению прав и свобод.
Обращаясь в таможенный орган с заявлением, он действовал не в своих интересах, а в интересах ФИО4, и в результате незаконных действий ( бездействия) таможенного органа – по мнению заявителя - никаких негативных последствий в отношении него лично не наступило и не может наступить.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Помимо того, что судом не установлено нарушения прав заявителя, суд считает что и действия таможенного органа являются законными и обоснованными.
Ссылка заявителя на общие нормы ГК РФ, регламентирующей полномочия лица, действующего по доверенности при оформлении таможенной декларации, растамаживании груза - является не состоятельной – и доводы ответчика о применении специальных норм, в этой части обоснованы.
Так, статьёй 153 ТК ТС определено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
Предусмотрено четыре случая передачи вещных прав на товары до их выпуска третьим лицам:
1) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру
таможенного склада (п.4 ст.232 ТК ТС);
2) в отношении временно вывозимых товаров (п.З ст.288 ТК ТС);
3) в отношении временно вывозимых транспортных средств международной перевозки (ч.2 п.1 ст.348 ТК ТС);
4) в отношении временно ввезенных товаров для личного пользования
(п.3 ст.358 ТК ТС).
В соответствии с п.1 ст.352 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС, а в части, не урегулированной указанной главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно п.2 ст.1 Соглашения между Правительством РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» правоотношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, не урегулированные Соглашением, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с ч.1 п.3 ст.8 Соглашения декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. При этом, ч.3 п.3 ст.8 Соглашения установлено, что декларантом может быть физическое лицо государства - члена Таможенного союза или иностранное физическое лицо в адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования, в том числе, транспортные средства, либо который отправляет за пределы таможенной территории Таможенного союза такие товары.
В соответствии с п.34 ст.4 ТК ТС Таможенный представитель - это юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Нотариально заверенная доверенность в данном случае не подтверждает ни право владения товаром, ни право распоряжения им, так как товар не перемещен через государственную границу и не находится в собственности.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, и не предусмотрено таможенное декларирование товаров для личного пользования лицом, действующим по доверенности лица на право оказания услуг по таможенному оформлению.
По изложенным выше доводам, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 255-258 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО3 о признании незаконными действия таможенного органа -Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в отказе регистрации пассажирской таможенной декларации, поданной ФИО3 – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.А. Чемякина
Мотивированное решение изготовлено 25.04.2011 года