Дело №2-277/2023 13 марта 2023 года
(78RS0008-01-2022-001914-33)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Богачевой Е.В.,
при помощнике Заводчикове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Российской Федерации к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о признании права собственности Российской Федерации на защитные сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Российской Федерации к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о признании права собственности Российской Федерации на защитные сооружения, ссылаясь на то, что Прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного на территории предприятия оборонно-промышленного комплекса АО «Штурманские приборы» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 1, лит. У. Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер 1594), 1979 года ввода в эксплуатацию площадью 100 м? класс – противорадиационное укрытие расположено на территории АО «Штурманские приборы» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 1, лит. У (далее – убежище № 1594, ЗС ГО). ОНДПР Красногвардейского района управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Обществу выдано предписание № 2-14-5 от 30.04.2019 об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, согласно п.3 которого в организации не планируются и не проводятся мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (ЗГ СО затоплено – не пригодно для использования), - в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, Правила эксплуатации ЗСГО, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п. 1.8 Правил эксплуатации ЗСГО; в соответствии с п. 4 предписания инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии, не готово к использованию по назначению, что нарушает п. 1 ст. 9 ФЗ-28, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 3.2.11-3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Так, ЗСГО затоплено, не пригодно для использования, инженерно-техническое оборудование содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению. Согласно письму ОНДПР Красногвардейского района управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 16.02.2020, требования вышеуказанного предписания Обществом в полном объеме не исполнены. Также на основании решения ОНДПР Красногвардейского района управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 27.07.2021 в отношении Общества проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д.1. В соответствии с актом проверки от 12.08.2021 также выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны в части защитного сооружения № 1594 (ЗСГО затоплено, не пригодно для использования, инженерно-техническое оборудование содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению). В настоящее время указанное защитное сооружение гражданской обороны кому-либо в установленном порядке на ответственное хранение и в пользование не передано, в связи с чем в отношении него не соблюдаются правила эксплуатации и содержания. Так, ЗС ГО исключено из плана приватизации АО «Штурманские приборы» от 23.07.1993, государственная собственность на него не зарегистрирована, договор ответственного хранения вышеуказанных убежищ не заключен. Убежище № 1594 в реестре федерального имущества не учтено, трехсторонний договор ответственного хранения защитного сооружения гражданской обороны в мирное время и о правах и обязанностях в отношении защитного объекта гражданской обороны не заключался. В соответствии с выпиской из ЕГРН в отношении объекта по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 1, лит. У отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. Истец указывает, что в силу закона ЗС ГО является собственностью Российской Федерации и подлежит государственной регистрации территориальным органом Росимущества в качестве такового в установленном законом порядке.
Представитель истца в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания, ранее представил письменный отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку ему КУГИ объект надлежащим образом по акту приема-передачи не передавался, в связи с чем объект отсутствует в реестре федерального имущества, кроме того, регистрация права собственности на объект в ЕГРП не является обязательным.
Представители третьего лица АО «Штурманские приборы» в судебное заседание явились, поддержали позицию истца, указав, что им объект ЗС не передавался, у них нет прав его содержать.
Представитель третьего лица Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истца, представителей третьего лица, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержден приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575.
Как усматривается из представленных суду материалов, прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного на территории предприятия оборонно-промышленного комплекса АО «Штурманские приборы» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 1, лит. У.
Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер 1594), 1979 года ввода в эксплуатацию площадью 100 кв.м., класс – противорадиационное укрытие расположено на территории АО «Штурманские приборы» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 1, лит. У (далее – убежище № 1594, ЗС ГО).
Проведенной проверкой также установлено, что ОНДПР Красногвардейского района управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу обществу выдано предписание № 2-14-5 от 30.04.2019 об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, согласно п.3 которого в организации не планируются и не проводятся мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (ЗГ СО затоплено – не пригодно для использования), - в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, Правила эксплуатации ЗСГО, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п. 1.8 Правил эксплуатации ЗСГО; в соответствии с п. 4 предписания инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии, не готово к использованию по назначению, что нарушает п. 1 ст. 9 ФЗ-28, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 3.2.11-3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Так, ЗСГО затоплено, не пригодно для использования, инженерно-техническое оборудование содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению.
Согласно письму ОНДПР Красногвардейского района управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 16.02.2020 требования вышеуказанного предписания обществом в полном объеме не исполнены.
Также на основании решения ОНДПР Красногвардейского района управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 27.07.2021 в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д.1.
В соответствии с актом проверки от 12.08.2021 также выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны в части защитного сооружения № 1594 (ЗСГО затоплено, не пригодно для использования, инженерно-техническое оборудование содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению).
Таким образом, в ЗС ГО не соблюдены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, выразившиеся в непринятии мер по поддержанию в постоянной готовности ЗС ГО, а также его сохранности, что может привести к нанесению ущерба Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в настоящее время указанное защитное сооружение гражданской обороны кому-либо в установленном порядке на ответственное хранение и в пользование не передано, в связи с чем в отношении него не соблюдаются правила эксплуатации и содержания.
Так, ЗС ГО исключено из плана приватизации АО «Штурманские приборы» от 23.07.1993, государственная собственность на него не зарегистрирована, договор ответственного хранения вышеуказанных убежищ не заключен.
Согласно сведениям МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, убежище № 1594 в реестре федерального имущества не учтено, трехсторонний договор ответственного хранения защитного сооружения гражданской обороны в мирное время и о правах и обязанностях в отношении защитного объекта гражданской обороны не заключался.
В соответствии с выпиской из ЕГРН в отношении объекта по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 1, лит. У, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.
Вышеуказанные обстоятельства отражены, в том числе в решении мирового судьи судебного участка № 92 Санкт-Петербурга от 23.12.2021 по делу № 5-572/2021-86.
Согласно п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьями 2 и 6 Федерального закона № 28-ФЗ предусмотрено, что одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ.
Статьёй 7 указанного закона также установлена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, оборот которых регламентируется ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения № 1 к данному Постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
На основании п.3 указанного Постановления защитные сооружения гражданской обороны, не указанные в приложениях 1-3 к Постановлению, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Статьей 7 Федерального закона №28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Санкт-Петербурга федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Согласно п.п. 2.1, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, учет ЗС ГО ведется, в том числе, в федеральных органах исполнительной власти.
При эксплуатации защитных сооружениях гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 36, 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.12.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Следовательно, в силу вышеназванных норм ЗС ГО является собственностью Российской Федерации и подлежит государственной регистрации территориальным органом Росимущества в качестве такового в установленном законом порядке.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «д» ст. 71) в исключительном ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Отсутствие ЗС ГО в составе казны Российской Федерации, и, как следствие, невозможность осуществления территориальным органом Росимущества полномочий по содержанию, распоряжению, контролю за его техническим состоянием, приводит к тому, что в настоящее время оно не может использоваться по основному назначению.
Таким образом суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку сложившаяся ситуация нарушает права Российской Федерации как собственника такого имущества, исключает реализацию основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных ст.2 Федерального закона №28-ФЗ и создаёт угрозу нарушения прав граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер 1594), расположенное на территории АО «Штурманские приборы» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 1, лит. У, в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер 1594), расположенное на территории предприятия оборонно-промышленного комплекса АО «Штурманские приборы» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 1, лит. У, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2023.